Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 980   981   982   983   984   985   986   987   988  989   990   991   992   993   994   995   996   997   998  » »»

искусством и религией, с языком, пережившим несколько фазисов  развития.
Сами египтяне сознавали, что историческому времени предшествовал длинный
период; но они  решали  вопрос  о  нем  совершенно  по-своему,  заполняя
механически пробел двумя династиями богов и династией "служителей Гора".
В последней можно, кажется, видеть воспоминание о жрецах,  властвовавших
до царей; что же касается первых двух династий, то они не что иное,  как
египетский способ выражения того  же  понятия,  для  которого  у  греков
существовал термин "золотой век". На самом деле это был период  тяжелого
труда, превратившего  страну,  обильную  девственными  лесами  и  дикими
животными,  в  колыбель  культуры,   урегулировавшего   разлитие   Нила,
осушившего болота.  Все  это  было  делом  целого  народа,  руководимого
наиболее  одаренными  и  энергичными  лицами.  Вот  где  причина  строго
бюрократического строя древнего Е., управляемого обоготворяемым монархом
и опирающегося на  рабство.  Основателем  первой  человеческой  династии
считается  Мена,  уроженец  Верхнего  Е.,  основавший,   по   позднейшим
сказаниям, Мемфис, соединивший обе половины Е.,  предпринимавший  работы
по регулировке различий Нила. Преемники его продолжали его дело; один из
них носит в  народном  представлении  имя  "друга  железа"  (Мерибанен),
другой - "корабельщика"  (Бецау);  имена  других  были  воспоминанием  о
войнах,  сопровождавших  основание  царства  (Тети,   Атет);   некоторые
считались учредителями культов (Кебху
   - "возлияние", Какау - установитель культов Аписа,  Мневиса  и  др.).
Вообще египтяне относили к  этому  периоду  зарождение  наук,  искусств,
литературы, и царей его считали авторами многих, особенно популярных или
важных  книг.  В  конце  этого  периода  вошло  в  употребление  письмо,
положившее еще более ощутительную грань между сословиями,  и  изобретено
искусство бальзамировать трупы. Вера  в  бессмертие  облеклась  в  Е.  в
довольно грубую форму: жизнь за гробом обусловливается сохранением  всех
трех элементов человека  -  тела,  души  и  двойника  (Ка).  Изобретение
средства сохранять тела было для египтян истинной победой  над  смертью,
памятником чего и явились знаменитые пирамиды, давшие  имя  всему  этому
периоду.  Цари  были  обрадованы,  найдя  возможность  двояким  способом
сохранить о себе память в потомстве - сооружая колоссальные  гробницы  и
покрывая их надписями. Четвертая династия дала величайшие пирамиды Гизе;
над построением каждой трудилось 100 тыс. чел.  в  продолжение  20  лет.
Материал для построек приходилось добывать, между прочим,  с  Синайского
полу-ова и Нубийской границы; и там, и здесь  приходилось  наталкиваться
на варваров. Уже первый фараон династии Снофру имел  дело  с  бедуинами;
первое известное нам египетское рельефное изображение,  сохранившееся  в
Вади Магара, представляет этого фараона поражающим  кочевников  пустыни.
Еще  более  пришлось  воевать  следующему  царю,  строителю   величайшей
пирамиды,  Хуфу  (Хеопс).  Его  преемникам  Хафра   (Хефрен),   Менкаура
(Микерин)  и   др.   принадлежат   следующие   по   величине   пирамиды.
Первоначально Е. простирался только до Эль-Каба, но уже при Хуфу  власть
фараона распространялась и на  местность  до  первого  водопада.  Тексты
пирамид  доказывают,  что  и  собственная  Нубия  была  известна  уже  в
древнейшие времена. Во время VI династии был ряд походов в Нубию и опять
на Синайский полу-ов, против семитов Геруша.  Биография  вельможи  царей
Тети II и Пепи I, Уны, командовавшего во время этого похода, доказывает,
до какой степени древние египтяне были чужды воинственности и  до  какой
степени внешние события находились в  связи  с  постройками.  После  6-й
династии наступает темный период, не оставивший после  себя  памятников.
Был ли в это время  Е.  под  иноземным  владычеством,  или  же  туземным
влaдетeлям, занятым междоусобиями, было не до увековечивания своих  имен
- сказать пока невозможно. Несомненно одно: этот период, закончивший так
называемое Древнее царство, был смутным  и,  вместе  с  тем,  переходным
временем. Уже во время 6-й династии обнаруживаются  признаки  разложения
старого  бюрократического  строя.  Усилившаяся  знать   перестает   быть
придворной и становится поземельной. Очень вероятно, что  темный  период
VIII-XI дин., при  слабости  центрального  правительства,  был  временем
возрастания могущества  монархов,  среди  взаимной  борьбы.  Результатом
этого был следующий период, так  наз.  "Среднее  царство"  (XI-XV  дин.,
прибл. 2-ая полов. III тысячелетия), которое  можно  назвать  феодальной
эпохой древнего Е. Государство сделалось  конгломератом  полунезависимых
номов, во главе которых стояли  вельможи,  организовавшие  свой  двор  и
администрацию  по  образцу  фараонов  и  оставившие  в  своих  владениях
гробницы - важный источник для ознакомления с эпохой. Особенно интересны
памятники знаменитых бенигассанских номархов  Амени,  Хнумготепа  и  др.
Впрочем, при XII дин. авторитет центральной власти был достаточно силен,
чтобы умерять  крайности  партикуляризма.  Результатом  было  равновесие
частей государственного организма и  благосостояние  страны.  Позднейшие
египтяне любили вспоминать о временах Аменемгов  и  Узертезенов,  как  о
лучших в  своей  истории.  Аменемга  I  умиротворил  страну,  упорядочил
отношения номархов и городов. Сын его, Узертезен I, выстроил в  Илиополе
храм Тума, сделавшийся академией наук и богословской школой. Вообще цари
XII дин. строили храмы по всему Е.; они же создали Фаюм. В связи с  этим
стоят и те незначительные войны,  которые  вели  фараоны  XII  дин.  Для
урегулирования нильских наводнений было необходимо обладать его  верхним
течением  до  2-го  водопада,  куда  египтян  привлекали  также  золотые
рудники. Очень возможно, что в связи с этим  стоит  перенесение  Средним
царством госуд. центра в Фивы. И вот, мы видим ряд походов в Нубию, пока
Узертезен  III  не  довершил  ее  покорения  и  не  положил  начала   ее
египтизации, выстроив на границе, в Семнэ, крепость и храм. Аменемга III
ежегодно  отмечал  здесь  на  скалах  высоту  наводнения.  С  этих   пор
появляется  в  текстах  "страна  Куш"  (Быт.  X).   Мелкие   пограничные
столкновения  с  Сирией  не  мешали  развитию  мирных  с  нею  сношений.
Могущественное   влияние   египетской   культуры   проникает   сирийские
народности; завязывается обмен произведений: египтяне получают из  Сирии
оружие,  рабынь,  колесницы,  различные  мази.  Из   Пунта   (Аравии   и
противоположного африканского берега) вывозятся благовония и драгоценные
камни.
   После блестящего периода  XII  дин.  снова  наступает  темное  время;
начинаются  смуты,  которыми  опять  пользуются  номархи;  страна  снова
распадается  на  части.  Рядом  с  XIV  Фиванской  династией  мы   видим
Ксоитскую; вероятно, были в другие.  Анархия  повела  к  порабощению  Е.
варварами. Эпоха владычества Гиксов - одна из наиболее важных в  истории
Е.: результатом ее был следующий период, Нового царства,  во  многом  не
похожий на предшествующие. Семитическое иго сблизило египтян с  семитами
и содействовало взаимному их влиянию; постоянные войны за  независимость
развили воинственный дух, по крайней мере в высшем  сословии;  введенная

Страницы: «« « 980   981   982   983   984   985   986   987   988  989   990   991   992   993   994   995   996   997   998  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь