Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 972   973   974   975   976   977   978   979   980  981   982   983   984   985   986   987   988   989   990  » »»

неотступно преследуют виновного, причиняя ему мучительнейшие  страдания,
физические и душевные, даже  за  гробом.  Кровь  убитой  матери  еще  не
засохла на руках убийцы - а Орест испытывает  уже  терзания  совести,  и
надвигающиеся "свирепые собаки матери" повергают его в невыразимый ужас.
Е. - божества "быстрые", "многорукие", "многоногие", "с медными  ногами"
и т. п. По словам Гераклита, Е. зорко следят за тем, чтобы и во  внешней
природе все оставалось в своих границах. Е. карают клятвопреступление  и
всякое нарушение положенной человеку меры (Ил. IX. 454,  569;  XIX,  86,
259, 418. Од. XV, 235; XVII, 475; XX, 66 - 78). Отсюда сопоставление  Е.
с богинями судьбы. "Человеку  с  чистыми  руками  не  должно  страшиться
нашего гнева; жизнь его протекает мирно. Мы, вездесущие и мощные богини,
памятуем содеянное зло, внушаем страх злодею и недоступны  мольбам  его.
Чти алтарь  правды  и  не  попирай  его  нечестивой  ногой,  соблазняясь
корыстью, ибо за преступлением  последует  наказание  и  возмездие.  Чти
родителей, радушно принимай странника под  кровом  твоим.  Праведник  не
будет  несчастлив".  Трагедия  Евмениды,  откуда  извлечены  эти  слова,
заключает собою трилогию  Эсхила  Орестию,  обильнейший  источник  ваших
сведений об Е. Богини жаждут крови матереубийцы Ореста, они  гонятся  за
ним из Аргоса в Дельфы, из Дельф в Афины, и только вмешательство  "юных"
божеств,  Аполлона  и  особенно  Афины,   сострадательных,   различающих
побуждения к действию, смиряет  ярость  "старейших"  божеств  и  спасает
Ореста,  отмстившего  за  смерть  отца  по  внушению  Аполлона.   Первое
умилостивление богинь, карающих злодеяние без внимания  к  его  мотивам,
трагик относит ко времени учреждения  древнейшего  судилища  излюбленных
граждан.  У  следующего  за  Эсхилом  трагика,  Софокла,  те  же  богини
милостиво принимают в своей роще возле Афин другого  страдальца,  Эдипа,
искупившего невольную вину бедствиями и душевными  страданиями  (Эдип  в
Колоне). Под именем милостивых Е. чествовались  в  Сикионе  и  в  других
местах   Пелопоннеса.   По   мере    смягчения    нравов,    беспощадные
мстительницы-богини сами находят  возможным,  во  внимание  к  душевному
состоянию виновного и к условиям правонарушения, освободить от наказания
вопиющие по внешнему виду преступления. У Еврипида (Орест) Е. - терзания
возмущенной  совести  преступника.  В  мифах  об  Е.  трудно   подыскать
основания для сведения этих образов к утренней заре (М. Мюллер),  или  к
облакам (Кун, Мангардт,  Рошер);  первоначальная  основа  мифологических
представлений об Е. - бытовая и психологическая. Кроме  общих  сочинений
по  мифологии,  см,  O.  Muller,  "Aeschilos  Eumeniden"  (Бр.,   1833);
Sehomaun, "Aesch.  Eum."  (1845);  Nagelsbach,  "De  religion.  Orestiam
Aeschyli continentibus" (Эрл.,  1848);  Rosenberg,  "Die  Erinyen"  (Б.,
1874); Hild, "Elude sur les demons dans la litterat. et la religion  des
Grecs" (П., 1881, стр. 143 сд.).
   О. Мищенко.
   Евнух (греч.) кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный
к службе в гаремах Востока. Обычай поручать  надзор  за  женами  евнухам
возник в Малой Азии, где, впрочем,  первоначальной  причиною  оскопления
был,    вероятно,    религиозный    фанатизм,    в     особенности     в
сирийско-малоазийских  культах  Аттиса  и   Кибелы.   По   свидетельству
Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е.  упоминаются
и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на  Востоке.  По
преданию,  Периандр,  тиран  коринфский,   отправил   к   Алиату,   царю
лидийскому, 300 керкирских  мальчиков  для  оскопления.  Поставленные  в
возможность действовать на восточн.  властителей  и  непосредственно,  и
через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали  сильное  влияние  на
ход государственных дел.  История  всего  Востока  полна  рассказами  об
интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой
сложился  под  влиянием  Востока,  унаследовала  с  ним  вместе   и   Е.
Магометанство,   дозволившее   многоженство   и   вызвавшее    усиленное
распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском  гареме
главный  Е.  -  кизлярагаси  (начальник  девушек)  -  имеет  под   своим
начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии
Е.  иногда  поручаются  важные  государственные   должности.   Жадность,
скупость, жестокость - отличительные их черты. Е. бывают черные и белые;
лишь  первые  совершенно  лишены  половых   органов.   Турция   получает
обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при  варварской  операции,
совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны  в  истории  философ
Фафорин,  Аристоник,  полководец  Птолемеев,   знаменитый   Нарзес   при
Юстиниане, визирь Ала  при  Сулеймане  II.  Моисеев  закон  положительно
запрещал кастрацию и  закрывал  для  оскопленных  вход  в  Скинию;  даже
оскопленные животные не  могли  быть  приносимы  в  жертву.  Церковь  не
допускает оскопленных к епископскому сану.
   Евпатория - уездный и портовый город Таврической губ.,  в  63  в.  от
губ. города, на берегу  небольшого,  открытого  залива  Черного  моря  и
вместе с тем у зап. угла большого  соленого  озера  Сасык,  по-русски  -
Гнилое. Татарское название города Г„злев  было  переиначено  русскими  в
Козлов. Город издавна был известен как торговый, и с 1478  г.  находился
под властью турецкого султана.  Крымский  хан  только  в  исключительных
случаях имел право  пользоваться  городскими  таможенными  доходами.  По
присоединении Крыма к России в 1784 г. Г„злев был переименован в  Е.,  в
память города, построенного некогда близ Инкермана полководцем Митридата
Евпатора,   Диофантом.   Приморская   часть    Евпатории    имеет    вид
благоустроенного  города,  но  остальная  часть  ее  сохраняет  характер
татарского Г„злева: узкие, кривые и грязные улицы, дома окнами во  двор,
с остроконечными минаретами. От старого Г„злева  уцелели  остатки  стен,
ворота на базаре и большая мечеть, построенная  в  1552  г.  по  образцу
Софийской мечети  в  Константинополе.  Прежде  Е.  страдала  недостатком
пресной воды; но в 1891 г.  устроен  артезианский  колодезь,  дающий  до
80000 ведер хорошей воды в сутки. Жителей около  17000,  между  которыми
много караимов; здесь  находится  их  главная  синагога  и  живет  гахан
(духовный глава). Е. славится как  лучшее  в  Крыму  место  для  морских
купаний, по высокой  температуре  воды,  легко  прогреваемой  солнцем  в
мелководном заливе, и по качеству дна, песчаного и ровного.
   В 1736 г. Е. была занята русскими войсками гр. Миниха, а в 1771 г.  -
кн. Долгорукова. Во  время  восточной  войны  1863  -  66  гг.  близ  Е.
высадились (сент. 1854 г.) англо-франц.-турец. войска. В  янв.  1855  г.
прибытие в Е.  турецких  войск,  под  начальством  Омера-паши,  побудило
главнокомандующего   крымской   армией,    кн.    Меншикова,    поручить
генерал-лейтенанту Хрулеву  произвести  наступление  к  Е.  и  заставить
неприятеля обнаружить свои силы. Движение это началось  5  февраля  в  6
час. утра. В 9 час. утра одна из трех русских колонн пошла на  штурм  и,
несмотря на усиленный огонь  противника  и  потерю  многих  начальников,

Страницы: «« « 972   973   974   975   976   977   978   979   980  981   982   983   984   985   986   987   988   989   990  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь