Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97  »

тела, аналогично тому, как математическое обеспечение может быть отделено от
конструкции современных электронных вычислительных машин.
   Личность - это индивидуальный комплекс особенностей  данного  человека  в
его восприятии внешнего  мира,  в  его  алгоритмах  обработки  информации  и
реакциях  на  принимаемую  информацию,  в  его  воображении,   симпатиях   и
антипатиях, в его знаниях.
   Если пакет информации, являющийся полным описанием личности,  может  быть
переписан с ее полей оперативных операций и запоминающих устройств, то  этот
пакет информации может быть и передан по линии  связи  на  приемную  станцию
назначения  и  там  переписан  в  стандартный  материальный  носитель   (или
выбираемый по прейскуранту, или...), в котором путешественник уже  на  месте
сможет жить, действовать, перемещаться, удовлетворять свое любопытство.
   Во время передачи пакета информации личности такой индивидуум  не  живет.
Чтобы он мог существовать,  действовать,  его  личность  (пакет  информации)
должна быть размещена в материальном носителе. Его личность, если  угодно  -
его  дух,  может  существовать  только  на  материальных  полях  операций  и
запоминающих устройств.
   Такой способ решения задачи полета  к  звездам  стал  бы  реализацией  не
только сюжетов современной фантастики, но и древних мифов, сказок,  преданий
о вознесении на небо и о свержении в ад, о летающей посуде и  о  мирах,  где
люди  то  появляются,  то  исчезают,  о  переселении  душ.  Возможно,  тогда
разрешились бы философские  споры  о  человеке,  о  бренности  его  телесной
оболочки и сути бытия. Что есть человек? Что есть истина?
   Интересно, что выдающиеся философы  в  разные  исторические  периоды,  от
античности  до  нашего  времени,  путем  логического  анализа  (основанного,
кстати, не на  знании)  приходили  к  вполне  современным  представлениям  о
соотношении между внутренней сущностью и телом человека.  Жизнь  человека  -
это жизнь его души, это бьющаяся в беспомощных усилиях  мысль  о  себе  (что
есть я?), о мире вне себя и в  себе,  эстетическое  наслаждение  красотой  и
отторжение примитива и неправды, это свобода мысли и анализа. Мы  здесь,  мы
живем, пока способны  размышлять,  оценивать,  перерабатывать  информацию  и
генерировать ее. Остальное во мне, тело мое - для обслуживания.
   Наш мозг - поле математических операций с символами, числами,  понятиями,
правилами  и  алгоритмами.  Эти  операции  обеспечивают  синтез  поступающей
информации  и  ее  анализ.  Сложившиеся  в  конкретном  человеке   алгоритмы
обработки,  анализа  и  оценки  информации   определяют   его   эстетику   и
самовосприятие,  его  ощущение  собственного  существования.  Конечно,   эти
операции выполняются по определенным  для  данного  человека  правилам.  Эти
правила постепенно формируются в мозге индивидуума (в результате  его  опыта
получения и переработки информации,  опыта  собственной  деятельности  и  ее
оценки) и записываются на полях математических операций  и  на  запоминающих
устройствах  его  мозга.  Причем  с  течением  жизни   эти   правила   могут
совершенствоваться,  меняться  (как  меняется  сам  человек  со   временем),
портиться. Записанные  на  материальном  носителе,  они  как  бы  становятся
материальными. Но сами эти операции, мысли, переживания  есть  нечто  такое,
чего  нельзя  увидеть,  "пощупать".   Человек   во   все   времена   пытался
материализовать это нечто в виде звуков, слов,  красок.  Но  всегда  попытка
самовыражения оказывалась лишь тенью, слабым эхом этого нечто.
   Тело - это обслуживающие системы поля математиче-ских операций  (питание,
очистка, перемещения, средства связи с внешним миром и  тому  подобное).  Но
подавляющее большинство людей, почти все и почти всегда, не  различали  свое
"я" и свое тело. И всегда стремились получше устроить свое тело.
   В этом есть логика: без питания умирает головной мозг,  распадается  поле
операций, исчезает личность. В здоровом теле "компьютер" работает с  меньшим
количеством сбоев, с большей скоростью (за счет параллельно идущих операций,
и  вообще  за  счет  лучших  алгоритмов),  обеспечивает  большую  внутреннюю
устойчивость к внешним угрозам  и  осложнениям.  И  главное  -  обеспечивает
ясность мышления.
   Может  быть,  поэтому  стремление  ублажить  свое  тело  из  поколения  в
поколение  оставалось  главной  движущей  силой  человеческого   рода.   Оно
определяло и грабительские походы, и создание новых технологий, и стремление
к лучшей  организации  жизни  общества  (в  том  числе  и  методом  "ограбим
богатых", замаскированным лозунгом "долой эксплуатацию"). Дома,  автомобили,
самолеты, газ,  электричество,  вычислительная  техника  родились  из  этого
стремления. Стремление обеспечить максимум удобств телесной оболочке было  и
остается до сих пор главным движителем в жизни людей.
   А ведь на самом деле это вторично. Наше "я", наша индивидуальность,  наша
суть,  наше  бытие  -  это  не   материальная   оболочка.   И   нет   ничего
противоречащего нашему восприятию мира, в мысли о принципиальной возможности
разделения индивидуальности и ее материального носителя.
   Поэтому   с   инженерной   точки    зрения    представляется    возможным
сконструировать такого человека, душа которого может отделяться от  тела,  а
возможно, и сконструировать мир, где человек практически мгновенно  (скажем,
в пределах Солнечной системы) может перемещаться с одной планеты на другую.
   Допустимо ли создавать такое существо? Имеем ли мы на  это  право?  Какие
стимулы жизни мы можем  предложить  ему?  Именно  в  этих  вопросах  главная
проблема.
   Мы, скорее всего, продукт органической эволюции. В  нас  глубоко  заложен
инстинкт жизни, инстинкт продолжения рода.  Когда  с  возрастом,  здоровьем,
условиями жизни умирает этот инстинкт, у человека пропадает желание жить.  А
какой же стимул жизни мы сможем  предложить  нашему  творению?  Любопытство?
Желание быть полезным людям, создавшим его  тело  (бренное  и  сменяемое)  и
воспитавшим его личность и душу? Желание выявиться в исследованиях  мира,  в
сверхдальних  путешествиях,  в  создании   приемо-передающих   станций   для
путешествий, в строительстве космических околозвездных баз?
   Убедительны ли эти стимулы? Откуда ему взять  привязанность  и  любовь  к
ближним? Как воспитать его, чтобы он  не  оказался  монстром  с  нелепыми  и
бессмысленными  устремлениями  к  власти,  к  возможности  давать  указания,
воспитывать и  слыть  благодетелем?  Или  наоборот,  чтобы  он  не  оказался
инфантильным безынициативным существом, равнодушным к миру, к  ближним  и  к
самому себе?
   И  конечно,  на  пути  создания  подобного  существа   встают   громадные
технические проблемы. Как мы мыслим? Как создаются стереотипы наших реакций,
поведения,  оценок,  как  рождается  наша  индивидуальность?  Скорее  всего,
алгоритмы восприятия окружающего мира, анализа, мышления возникают в  каждом
человеке  заново  и,  в  той  или  иной  степени,  по-иному.   Их   характер
определяется генами, средой, структурой общества,  радостями  и  огорчениями
его детства. В обществе рабов вырастают рабы, в обществе свободных  людей  -
независимые, уважающие  собственное  достоинство  индивидуальности.  С  этой
точки зрения, очень  опасны  стандартизированные  приемы  воспитания:  ясли,

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни