Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97  »

могут  быть  созданы  при  современном   уровне   техники   и   знаний,   и,
следовательно, люди  смогут  если  не  высадиться,  то,  во  всяком  случае,
добраться или дотянуться до любой из ее планет.
   Но одновременно стало проясняться, что  дома,  в  Солнечной  системе,  мы
сможем получить данные о планетах, астероидах, кометах, об их  особенностях,
возможно, об их происхождении, но  не  больше.  Скорее  всего,  в  Солнечной
системе вообще ничего  неожиданного,  принципиально  нового  мы  не  узнаем.
Маловероятно, чтобы по данным, полученным в путешествиях по нашей  Солнечной
системе, мы сможем существенно  продвинуться  вперед  в  понимании  мира,  в
котором мы живем.
   Естественно, мысль обращается к звездам. Ведь раньше подразумевалось, что
полеты около Земли, полеты к другим  планетам  нашей  солнечной  системы  не
являются конечной целью. Проложить дорогу к звездам  представлялось  главной
задачей. Недаром, хотя и несколько преждевременно, американцы назвали  своих
космонавтов астронавтами, то есть звездоплавателями.
   Это рождало мысли о звездных кораблях, и поэтому возникло само название -
"космический корабль". Мы, создатели, назвали  его  космолетом.  Королев  не
принял это на-звание. Сейчас уж и не припомню, когда и кто из нас  предложил
назвать нашу будущую машину кораблем.  Но  хорошо  помню,  как  однажды  мне
показали  фотомонтаж,  перепечатанный  из  какого-то  иностранного  журнала:
каравелла на фоне туманности  Конская  Голова,  улетающая  на  всех  парусах
вдаль! Корабль! Это как раз то, что отвечало нашим устремлениям.
   Рано или поздно человеческая  мысль  должна  была  вернуться  к  звездным
кораблям. Какими  они  должны  быть?  Какие  проблемы  нужно  решить,  чтобы
звездные полеты стали реальностью?
   Если говорить об автоматических  космических  аппаратах,  направляемых  к
ближайшим звездам, то в принципе эта задача не представляется неразрешимой.
   Но размышления и простые оценки параметров кораблей для полетов  людей  к
звездам  показывают,  что,  пытаясь  решить  задачу  осуществления  звездных
полетов, мы сталкиваемся с принципиальными трудностями.
   Первая проблема - время. Даже если бы мы  умудрились  построить  звездный
корабль, который сможет летать со скоростью, близкой к скорости света, время
путешествий только по нашей  Галактике  будет  исчисляться  тысячелетиями  и
десятками тысячелетий, так как диаметр ее составляет около 100 000  световых
лет. А полеты за пределы галактики потребуют во много  раз  больше  времени.
Так что ограничимся при рассмотрении задачи  путешествий  к  звездам  только
нашей Галактикой.
   Представим,  что  наука  сумеет  замораживать  космонавтов  на   какое-то
количество лет, с тем чтобы они  "ожили",  прибыв  к  цели  назначения,  или
отправлять в путешествие человеческие  зародыши.  И  даже  если  решить  эту
проблему не только технически,  но  и  в  моральном  плане,  то  ведь  после
путешествия  они  вернутся  в  совершенно  чужой  для  них  мир.  Достаточно
вспомнить об изменениях, произошедших за последние 200  лет  (а  здесь  речь
идет о десятках тысячелетий!), и  становится  ясно,  что  после  возвращения
космонавты  окажутся  в  совершенно  незнакомом  мире:   полет   к   звездам
практически всегда будет полетом в одну  сторону.  Для  окружающих,  родных,
друзей космических путешественников это будет чем-то вроде проводов  родного
человека в последний путь.
   Вторая проблема - опасный поток частиц, газа и пыли.  Пространство  между
звездами не пустое. Везде  есть  остатки  газа,  пыли,  потоки  частиц.  При
попытке движения со скоростью, достаточно  близкой  к  скорости  света,  они
создадут поток частиц  высокой  энергии,  который  будет  воздействовать  на
корабль и от которого практически невозможно будет защититься.
   Третья  проблема  -  энергетика.  Если  в  ракетном   двигателе   корабля
использовать наиболее эффективную термоядерную реакцию, то для путешествия в
оба конца со  скоростью,  близкой  к  скорости  света,  даже  при  идеальной
конструкции ракетной системы, требуется отношение начальной массы к конечной
не менее, чем десять в тридцатой степени, что представляется нереализуемым.
   Что же касается  создания  фотонного  двигателя  для  звездного  корабля,
использующего аннигиляцию материи, то здесь пока  маячат  сплошные  проблемы
(хранение гигантских запасов  антивещества,  защита  конструкции  корабля  и
зеркала  фотонного  двигателя  от  выделяемой  энергии  и   от   той   части
антивещества, которая не подвергнется аннигиляции в двигателе, и прочее),  и
не видно решения ни одной из них.
   Но  предположим  даже,  что  нам  удастся  сделать  фотонный   двигатель.
Попробуем представить себе галактический фотонный корабль, способный  летать
со скоростью, достаточно близкой к  скорости  света,  чтобы  снять  проблемы
времени. Собственное время полета космонавтов туда и обратно  в  путешествии
на расстояние порядка половины  диаметра  нашей  Галактики  при  оптимальном
графике полета (непрерывный разгон, а затем непрерывное торможение) составит
(по часам на корабле) около 42 лет при  полете  с  ускорением  (разгона  или
торможения), равным земному ускорению силы тяжести. По часам  на  Земле  при
этом пройдет около 100 000 лет.
   Предположим, что  нам  удалось  получить  идеальный  процесс  в  фотонном
двигателе, сделать идеальную  конструкцию  с  нулевой  массой  баков  (чего,
конечно, быть не может, но это только означает, что на самом деле результаты
будут значительно хуже), и  попробуем  оценить  некоторые  параметры  такого
идеального корабля для  полета  примерно  на  половину  диаметра  Галактики.
Оказывается, что отношение  начальной  массы  корабля  к  конечной  составит
порядка десяти в девятнадцатой степени! Это означает, что при массе жилых  и
рабочих помещений и оборудования (то есть всего того,  что  везет  корабль),
равной всего 100 тоннам, стартовая масса окажется больше массы Луны.  Причем
половина этой массы - антивещество. Откуда его взять? Как передавать на него
усилие для разгона?
   Из сегодняшних представлений о мире складывается впечатление, что  решить
проблему транспортировки материальных тел  на  галактические  расстояния  со
скоростями, близкими к скорости света, нельзя, бессмысленно  ломиться  через
пространство и время с помощью механической конструкции.
   Нужно найти способ межзвездных путешествий, не связанный с необходимостью
транспортировки  материального  тела.  Эта   идея   давно   используется   в
фантастической литературе (что само по себе не должно смущать,  так  как  не
раз  глобальные  научные  цели  впервые   формулировались   в   сказках,   в
фантастической литературе) - идея о путешествиях  разумных  существ  в  виде
пакета информации.
   Электромагнитные волны распространяются практиче-ски без потерь  во  всей
наблюдаемой Вселенной. Возможно, здесь  и  кроется  ключ  к  разгадке  тайны
межзвездных перелетов.
   Если не впадать в мистику, то следует признать, что личность современного
человека нельзя отделить от  тела.  Но  можно  представить  себе  специально
сконструированного индивидуума, у  которого  личность  может  отделяться  от

Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни