Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»

остается неясным, в чем заключается эта "обреченность"? Не стремясь к
решению палеобиологических задач, мы можем указать, что в этнологии она
кроется в структуре этноса. При прочих равных условиях (численности,
технике и т.п.) усложнение структуры повышает сопротивляемость враждебному
окружению, упрощение - снижает ее. Вот почему полноценные в физическом и
интеллектуальном аспектах народы, например индейцы или полинезийцы,
оказались бессильными по сравнению с колонизаторами, отнюдь не лучшими
представителями своих народов. Таким образом, наибольшую опасность как для
этносов, так и для природы представляют соседи, не потерявшие в процессе
развития способности к адаптации и потому расширяющие свой ареал. Без
появления такого врага реликтовый этнос может существовать неограниченно
долго[57]. Но не исключена гибель, вплоть до поголовного уничтожения,
этносов развивающихся, если они наталкиваются на необратимое сопротивление
более хищных соседей. Ограничимся одним наглядный примером-тюрками VI-VIII
вв. (тюркютами).

С 550 по 581 г. небольшой алтайский этнос - тюркюты установили господство
во всей Великой степи от Китая до Дона и от Сибири до Ирана. Система,
которая называлась "Вечный Эль", была гибкой и разветвленной. В ней
находили свое место племена степные и горные, жители оазисов Согдианы и
обширных в то время низовий Волги, купцы и пастухи, буддисты и
огнепоклонники наряду с самими тюрками-воинами, почитавшими "синее небо и
черную землю". Но Китай, объединенный династией Суй (589-618) и
победоносной табгачской империей Тан (619-907), был сильнее и агрессивнее.
Сломить сопротивление тюрок военной силой китайцы не смогли, но путем
дипломатии они добились разделения единого каганата на Западный и
Восточный, затем изолировали степняков от оазисов бассейна Тарима, которые
они оккупировали, и Согдианы, таким образом принесенной в жертву арабам.
Потом китайцы восстановили против тюрок уйгуров, карлуков и басмалов и
добились разгрома тюркской орды в 747 г., причем победители пленных не
брали. Однако сами китайцы приняли тюркских беглецов и зачислили их в
пограничные войска. Эти "счастливцы" погибли в 756-763 гг., приняв участие
в восстании Ань Лушаня против произвола китайской бюрократии. Против
повстанцев выступили, кроме китайцев, степняки-уйгуры и горцы-тибетцы, так
что бежать было некуда. Изолированная, а тем самым упрощенная система
погибла. И везде, где наблюдается аналогичная коллизия, механизм процесса
остается неизменным.

XI. Этнические контакты

ИЕРАРХИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТАКСОНОМИИ

Этническая систематика отличается от социальной классификации. Лишь изредка
они совпадают. Употребление той или другой зависит от аспекта исследования,
т.е. от угла зрения, под которым рассматриваются цепи исторических событий.
Последний же определяется задачей, поставленной перед исследователем.
выбирающим также степень приближения, отвечающую его целям. То
обстоятельство, что эта задача до сих пор неоднократно ставилась и не
получила удовлетворительного решения (Д.Вико, О.Шпенглер, А.Тойнби)[58], не
должно отвращать исследователя от продолжения попыток эмпирического
обобщения, сколь бы трудны они ни были. В отличие от ряда авторов,
выясняющих, как идет процесс, мы имеем возможность ответить на вопрос, что
именно подвергается изменению, хотя и получим при этом принципиально
одностороннюю модель, характеризующую определенные аспекты явлений. Но ведь
создание концепций лежит в основе любой исторической интерпретации, что и
отличает историю ("поиск истины") от хроник или простого перечисления
событий. Мы исходим из накопленного исторической наукой разнообразного
материала, поэтому объектом исследования становится не шпенглеровская "душа
культуры" и не "умопостигаемое поле исследования" Арнольда Тойнби, а
система фаз этногенеза на том или ином уровне и в ту или иную определенную
эпоху. Для следующей эпохи, протекающей в историческом времени, расстановка
составляющих будет уже другой.

Теперь мы можем построить этническую иерархию в общем виде, а заодно
уточнить значения терминов.

 Антропосфера
                       - биомасса всех человеческих организмов[59].

 Этносфера
                       - мозаическая антропосфера[60], т.е. сочетание системных
                       этноландшафтных целостностей, всегда динамических.

 Суперэтнос
                       - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе, и
                       проявляющая себя в истории как мозаичная целостность.

 Этнос
                       - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей,
                       противопоставляющих себя всем прочим аналогичным коллективам и
                       отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно
                       меняется в историческом времени.

 Субэтнос
                       - элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими. При упрощении
                       этносистемы финальной фазе число субэтносов сокращается до одиого,
                       который становится реликтом.


                       Таксономические единицы одного порядка

 Консорция
                       - группа людей, объединенных одной исторической судьбой; либо
                       распадается, либо переходит в конвиксию.

 Конвиксия
                       - группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями.
                       Иногда переходит в субэтнос, фиксируется не историей, а этнографией.

Условившись понимать под этногенезом не только его пусковой

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды