|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 » »» известные как библия, убеждают читателя в необходимости ж д а т ь, чтобы
вернуться к исходному месту - в рай с его очевидной неподвижностью
законченного совершенства.
Особенно ярким свидетельством стабильности жизни служили египетские
памятники, которых тогда было больше, чем теперь, и находились они в
лучшем состоянии. Поступательное движение времени отвергалось и священным
писанием христиан, и философией Платона. Что касается государственности,
то такие ее "извечные" формы, как египетская, угасли совсем недавно. Было
известно, что Египет многие века обладал всепроникающей административной
системой, о какой Юстиниан мог лишь мечтать. Ведь за одиннадцать веков до
Юстиниана фараон Амазис-Аагамес уже мог предписать каждому подданному под
страхом смертной казни сообщить властям, на какие доходы он живет.
Христиане помнили обещания о Страшном суде, который, прекратив земную
жизнь, сделает ненужной "видимую" вселенную. Иудеи уповали на Мессию,
скорое пришествие которого тоже завершится покоем.
Род человеческий не чувствовал себя молодым. В Западной Европе было
распространено мнение, что все ухудшается. И очень многие, наблюдая
существующее, видели день вчерашний лучшим, чем текущий. Для одних в
прошлом был рай, из которого само человечество изгнало себя
легкомысленно-детским непослушанием богу. Для других - сиял Золотой век.
Подготовлявшееся как бы планомерно убеждение в близости конца вселенной
достигло кульминации в конце Х века, выразившись в Западной Европе в
массовом религиозном психозе: завтра Страшный суд! Причины стойкости
идеологической надстройки объясняются закоснелой неподвижностью базиса:
изменялись слова, божества, но производство было по-прежнему омертвлено
рабовладением. В Восточной же Европе производство находилось в руках
свободных людей.
В наше время чрезмерно преувеличивается трудность былых сухопутных
сообщений. Однако и в VI и в XIX веках для передвижения служили те же
лошади, те же повозки. Не леса, не горы, не реки, а разница в базисах
предопределяла "раздел" Европы.
Свободный труд облегчал восточным славянам и тяготевшим к ним
племенам воспринимать события как материальный результат усилий
человеческой воли. Отсюда следуют и такие частности, как отсутствие
понятия предопределения, фатальности, и ощущение движения, переменчивости
времени.
2
К а ф и з м а н а и п п о д р о м е. Базилевсы были постоянными
посетителями ипподрома, позволяя тем самым всем верноподданным каждодневно
давить свое сознание созерцанием земного бога, Отца империи.
Кафизма входила в число зримых атрибутов величия власти. Наряду с
торжественными церемониями, роскошью, обрядами кафизма давила на сознание
подданных империи - вещественная и достаточно действенная пропаганда.
Изощренное титулотворчество, наука лести и преклонения перед
автократором, этикет, разработку которого начал Диоклетиан, а продолжили
Константин и его преемники, - все это получало в кафизме как бы
архитектурное выражение. Базилевсы привыкали глядеть на подданных с
высоты, другого общения не было.
Конечно, кого-то из владык, вероятно не одного, такое и стесняло, и
утомляло: не так уж весело, изображая собой разукрашенную статую,
постоянно взирать сверху вниз с высоты чуть ли не птичьего полета.
Тем временем базилевсу, по установленному обряду, целовали ноги.
Обряд сам по себе выдыхается быстро. Но базилевсу твердили, часто
убедительно и умно, о высоте его разума, о совершенстве его внутренних
качеств - такое редко приедается, наоборот, развивается аппетит, чем
пользуются приближенные. Мужчины и женщины уверяли базилевса в
божественности его рук, ног, тела, лица, взгляда, угадывали, и не без
меткости, мысли владыки, его капризы, и все раздували, кричали, трубили и
полным голосом, и еще более действенным шепотом. Церковь же если не
освящала все дела, то терпела их.
Докладчики старались сообщать приятное базилевсу и умели смягчать
неприятное - чтоб не огорчить, но также и потому, что огорчение владыки
могло больно отозваться на судьбе докладчика: бытовавшее будто бы в
древности некоторых народов правило казнить гонца, приносящего дурные
вести, уже давно стало басней, но поучительной. Итак, недостаток,
например, денег в казне никак не мог связываться с намеком на
непредусмотрительность самого базилевса, ранее приказавшего произвести
бесполезные или малополезные траты; нет, такое должно было быть следствием
злой воли, скаредности, себялюбия подданных, происходить из-за воровства,
лености, неспособности тех или иных государственных служащих. В докладах
умно и к месту приводились примеры из прошлого, свидетельствующие о том,
что бывали небрежные служащие, увиливающие от своих обязанностей
подданные, сановники-изменники, полководцы-предатели. Так, неудачи всякого
рода вполне правдоподобно объяснялись совершенно частными субъективными
причинами и легко связывались с именами тех или иных подчиненных, но никак
не зависели от промахов самого базилевса или сановника-докладчика.
Юстиниан, базилевс выдающийся, понимал, что поле его обозрения сужается
необходимостью видеть глазами докладчиков-сановников, и тяготился этим.
Понимал он и то, что в его непосредственном окружении обязательно
находились и льстецы, и хитрые, своекорыстные обманщики. Иные же, будучи
какое-то время полезными, искренними, потом развращались властью, начинали
слишком много мнить о себе и могли стать опасными. Много сил и времени
отнимала перепроверка. За полустолетие властвования Юстиниан доказал свою
бдительность своевременной сменой сановников, из которых никто не успел
причинить ему вред, если и хотел.
В такой обстановке в Палатии всегда ощущались нервность, тревога за
будущее. Дворцовые перевороты, предшествовавшие и сопутствующие им
интриги, заговоры создавали в дворцовой среде неуверенность каждого в
завтрашнем дне - в целом же все чувствовали зыбкость бытия, неизбежность
всеобщего крушения. На самом деле, уже простая отставка, не осложненная
личным преследованием и конфискацией имущества, сбрасывала сановника в
ряды простых смертных, прекращала его доходы и была для него тем, чем
является революция для правящего класса.
Землей правят время и смерть. Время быстротечно, смерть неизбежна.
Такое было очевидно для участников Палатийских игр за власть. Даже
историку, удаленному многими столетиями от Юстиниановского Палатия, но
вникающему в игру, кажется, что все это должно было бы завтра же рухнуть,
Страницы: «« « 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |