Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Капелюшников Р - Экономическая теория прав собственности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 205 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

она ослабляет стимулы к принятию решений, издержки которых
ложатся на кого-то одного, а выгоды делятся между всеми
членами группы. Например, "плоды" своего оппортунистического
поведения государственный чиновник пожинает сам, тогда как
возникающие в связи с этим экономические потери падают на
всех членов общества и он в качестве совладельца
государственной собственности несет ничтожно малую их часть.
Соответственно, усилия какого-либо индивидуума по
налаживанию эффективного контроля за деятельностью
государственных служащих потребуют от него значительных
затрат времени и средств, тогда как участие в дележе выгод
от установления такого контроля неизбежно примут все члены
общества.
В приведенных примерах "государственного чиновника" можно
было бы заменить на "управляющего корпорацией" без особого
ущерба для смысла. Особенность системы государственной
собственности не в том, следовательно, что она вообще
порождает подобные явления, а в том, что на ее основе не
возникает достаточно разветвленных обратных связей и
эффективных компенсаторных механизмов, способных им
противодействовать (см. подробнее ниже, раздел 9).
Итак, совладельцы государственной собственности не могут
производить концентрации своего богатства в избранных ими
областях (не могут, например, увеличить свою долю
"собственности" в здравоохранении, уменьшив свою долю
"собственности" в обороне); расщеплять пучки правомочий и
специализироваться в реализации частичного правомочия только
одного типа; осуществлять действенный контроль за своими
агентами.
Имеется богатый фактический материал по сопоставлениям
предприятий, находящихся в собственности государства и
частных лиц. Он показывает, что государственные предприятия
при прочих равных условиях устанавливает более низкие цены
на свою продукцию; имеют большие мощности; больше средств
тратят на строительство зданий и помещений; используют более
капиталоемкие технологии; имеют более высокие операционные
издержки; реже пересматривают цены, слабее реагируют на
изменения в спросе; производят менее разнообразную
продукцию; медленнее осваивают новую технику; имеют более
продолжительные сроки службы высших управляющих (28, с. 27--
40).
В связи с такими итогами сравнительного анализа
альтернативных систем собственности возникают по меньшей
мере два вопроса: а) означает ли это, что государственная
собственность всегда и во всех случаях неэффективнее
частной; б) чем объяснить, что в условиях рыночной экономики
вообще продолжают существовать подобные очаги
неэффективности, не исчезающие в ходе конкуренции?
7. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
По общему признанию, теория прав собственности не может быть
полной без теории государства. Ведь именно государство
представляет собой агентство по спецификации и защите прав
собственности, с отправлением именно этих функций связана
одна из важнейших категорий трансакционных издержек. Вместе
с тем теоретики прав собственности сами отмечают, что
удовлетворительная теория государства ими до сих пор не
разработана (32, с. 169).
По отношению к организации экономики на основе таких
институтов, как рынок и частная собственность, государство
представляет собой парадоскальное явление: для нормального
функционирования и защиты этих институтов, оказывается,
нужен механизм, базирующийся на противоположных принципах
централизации и коллективной собственности. Для западных
исследователей это сочетание всегда было источником
интеллектуального дискомфорта. Не свободны от него и
теоретики прав собственности: "В рамках их рыночных
воззрений правительство выступает как социальный институт по
обеспечению свободы контрактации и предоставлению товаров и
услуг, которые не могут распределяться через рынки. Вместе с
тем существует давно укоренившееся подозрение, что
нерыночное распределение привилегий по принципу "один
человек -- один голос" ведет к конфликту между способами
организации политической и экономической сфер общества" (53,
с. 174).
В настоящем разделе будут рассмотрены сначала общие аспекты
анализа государства в теории прав собственности, а затем
более узкие, относящиеся к изучению правовой системы.
I. Наиболее интересная трактовка проблемы государства в
рамках теории прав собственности была предложена Д. Нортом,
которому мы будем следовать в дальнейшем изложении.
Государство определяется им как "...организация со
сравнительными преимуществами в осуществлении насилия,
распространяющаяся на известный географический район,
границы которого определяются ее властью над
налогоплательщиками. Сущность прав собственности -- в праве
на исключение, и организация, обладающая сравнительным
преимуществом в насилии, оказывается в состоянии
специфицировать и защищать права собственности" (48, с. 21).
В истории идей можно выделить два основных подхода к
государству -- теорию общественного договора и теорию
эксплуатации. В первом случае появление государства мыслится
как некий первоначальный контракт, предполагающий признание
прав индивидуума на определенные ресурсы со стороны других
участников договора в обмен на его отказ от притязаний на
остальные ресурсы и согласие уважать чужие права на них.
Государство возникает как третейская сторона, гарантирующая
соблюдение условий первоначального общественного договора.
Контрактный подход объясняет, почему государство может
потенциально обеспечить структуру прав собственности для
более эффективной аллокации ресурсов, повысив тем самым

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Капелюшников Р, Экономическая теория прав собственности