|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 » »» средние века на Западе и в Византии булла - свинцовый шарик, сплющенный для
получения таможенной пломбы со штампом лица или учреждения.
87 Крестовые походы - военные экспедиции из Западной Европы на Восток,
начавшиеся в конце XI в., продолжавшиеся свыше двух столетий, в значительной
степени имевшие целью грабительским путем получить восточные товары, столь
ценимые в Европе. Церковь, нуждавшаяся в восточных продуктах и привыкшая к
ним, с самого начала захватила руководство крестовыми походами, которым она
придала религиозный характер, проповедуя необходимость освобождения гроба
Господня от неверующих, наступавших на Сирию, Палестину и Малую Азию. На
Клермонском соборе 1095 г. монах Петр Амьенский, которому якобы во сне
явился Спаситель с указанием помочь бедственному положению христиан на
Востоке, увлек членов собора на борьбу за христианское дело, и папа Урбан II
собрал народ на широкой равнине в окрестностях Клермона и призвал
христианский мир на помощь не только Палестине, но и "всем угнетенным
церквам восточным". Призыв Урбана II имел успех в известной степени потому,
что папа объявил, что вооруженное паломничество в Святую землю заменит
епитимью за все грехи, в которых паломники исповедаются и раскаются.
Одновременно с индульгенцией крестоносцы получали освобождение от
подсудности светским судам и наравне с лицами духовного звания отныне
подлежали лишь духовному суду. Эта привилегия, сводившаяся фактически к
безнаказанности даже самых закоренелых преступников, действовала
притягательным образом на всяких бесчестных искателей приключений, число
коих было очень велико в рядах крестоносной армии. Церкви были особенно
выгодны крестовые походы, так как ходившие на Восток средние и мелкие рыцари
нуждались в средствах, которыми их и снабжала Церковь, получая в залог
принадлежавшие рыцарству земли. Дорожить последними у паломников было тем
меньше оснований, что уход их носил крайне неопределенный по времени
характер и в их отсутствие некому было следить за небольшими рыцарскими
имениями. Зачастую Церковь и без ссуды брала на себя заботу о покинутом
участке и округляла свои обширные владения землями крестоносцев. Земли эти
отдавались Церкви до возвращения крестоносцев из Иерусалима; а так как лишь
немногим удавалось вернуться из далекого похода, Церковь в долгие годы
крестовых походов накопила немало "выморочных" имений. Если у погибшего и
оставались наследники, то Церковь искусно оспаривала их претензии, ссылаясь
на то, что она молится за душу умершего и что ей принадлежит поэтому
земельный участок покойного крестоносца. Первый крестовый поход - это
предприятие по преимуществу авантюристского французского рыцарства,
поглощавшегося более крупными земельными магнатами, мечтавшего об исчезающих
феодальных вольностях и искавшего возможности в далекой Палестине завести
приходившие в Европе в упадок феодальные порядки. Эти рыцари шли в первую
очередь в поисках земли. Но на борьбу с "неверными" устремились и торговые
итальянские республики, которые вели выгодную торговлю на Востоке; победа
мусульман над Византией создавала для этой торговли большую опасность, и
спасение от гибели малоазиатских христиан было для итальянских городов
равносильно удержанию былой монополии торгового посредничества между Западом
и Востоком. К крестоносцам примкнуло много крестьян, которые видели в
заморской земле выход из того тяжелого положения, в котором они находились у
себя дома. Так разнообразные общественные элементы сгруппировались вокруг
лозунга "Идем на освобождение Гроба Господня. Так хочет Бог!". Люди шли -
кто за землей, кто за восточными товарами, кто из-за дарованных привилегий,
кто из-за легальной возможности грабить, кто ради освобождения в будущей
жизни от наказания за совершенные преступления. Как снежный ком, росла армия
крестоносцев на своем пути с севера на юго-восток: продолжавшийся с конца XI
в. голод и связанная с ним дороговизна гнали в армию безземельных крестьян,
городскую мелкоту, женщин, стариков, детей, калек и больных. Армия эта
впитала в себя и немало профессиональных преступников: воры, грабители и
убийцы (по словам летописца Альберта из Экса) вошли в большом количестве в
состав крестоносной армии. Походы обещали богатую добычу, а гарантированное
папой Урбаном II вечное блаженство на том свете развязывало руки тем, кто
еще колебался идти на прямой грабеж и иные преступления. Поход начался
грабежами и избиением евреев. Первой жертвой крестоносцев сделалась
еврейская община города Руана, за ней последовали многие другие, в
особенности богатые прирейнские общины. Пламенный оратор и неутомимый
проповедник монах Рудольф шел по городам и весям, связывая идею крестового
похода с избиением евреев. Так стала складываться еще в начале походов
"идеология" крестоносцев; специальное же обоснование погромной теории
изложено в письме от 1146 г. аббата Петра из Клюни к французскому королю:
"Нужно отобрать у евреев все их деньги, дабы рука христиан, усиленная
имуществом евреев, легче могла преодолеть дерзость сарацин". Сарацины,
однако, не были "преодолены", и крестовые походы закончились поражением
крестоносцев.
88 Восьмого столетия - это описка автора, надо читать: девятого, ибо
Иоанн VIII был папой в 872 - 882 гг.
89 Сильвестр II - папа (999 - 1103 гг.), родился в 930 г. в Орильяке, в
Оверни, был родом француз и носил имя Герберт. В 992 г. он стал
архиепископом Реймса, а в 997 г. - Равенны. За свои огромные по тогдашнему
времени познания, опасные и подозрительные во времена невежества, прослыл
чернокнижником. Он был сведущ в геометрии, механике, астрономии и музыке;
ему приписывают введение так называемых арабских цифр и изобретение часов с
маятником.
90 Бараний (Чезаре Баронио; 1538 - 1607 гг.) - с 1596 г. кардинал и
префект Ватиканской библиотеки. Им была составлена и издана в Риме в 1588 -
1593 гг. по-латыни "Церковная летопись" в 12 томах in folio, обнимающая
историю Церкви с ее начала до 1198 г. Она была продолжена Райнальди, Ладерки
и Тейнером.
91 Михаил VII Парапинак - византийский император (1071 - 1078гг.), был
лишен престола новым императором Никифором III Вотониатом (1078 - 1081 гг.)
и заключен в монастырь; затем стал епископом Эфесским.
92 Урбан II - папа (1088 - 1099 гг.), был родом француз и носил имя
Одон, проповедовал первый крестовый поход.
93 Клермон-Ферран - город во французском департаменте Пюи-де-Дом;
существовал еще при Цезаре в эпоху его галльских войн. В нем происходило
несколько церковных соборов начиная с VI в.; самым знаменитым был собор 1095
Страницы: «« « 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |