Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»

средние века на Западе и в Византии булла - свинцовый шарик, сплющенный  для
получения таможенной пломбы со штампом лица или учреждения.

     87 Крестовые походы - военные экспедиции из Западной Европы на  Восток,
начавшиеся в конце XI в., продолжавшиеся свыше двух столетий, в значительной
степени имевшие целью грабительским путем получить восточные  товары,  столь
ценимые в Европе. Церковь, нуждавшаяся в восточных продуктах и  привыкшая  к
ним, с самого начала захватила руководство крестовыми походами, которым  она
придала религиозный характер, проповедуя  необходимость  освобождения  гроба
Господня от неверующих, наступавших на Сирию, Палестину  и  Малую  Азию.  На
Клермонском соборе 1095 г. монах  Петр  Амьенский,  которому  якобы  во  сне
явился Спаситель с  указанием  помочь  бедственному  положению  христиан  на
Востоке, увлек членов собора на борьбу за христианское дело, и папа Урбан II
собрал  народ  на  широкой  равнине  в  окрестностях  Клермона   и   призвал
христианский мир на помощь  не  только  Палестине,  но  и  "всем  угнетенным
церквам восточным". Призыв Урбана II имел успех в известной степени  потому,
что папа объявил, что  вооруженное  паломничество  в  Святую  землю  заменит
епитимью за  все  грехи,  в  которых  паломники  исповедаются  и  раскаются.
Одновременно  с   индульгенцией   крестоносцы   получали   освобождение   от
подсудности светским судам  и  наравне  с  лицами  духовного  звания  отныне
подлежали лишь духовному суду.  Эта  привилегия,  сводившаяся  фактически  к
безнаказанности   даже   самых   закоренелых    преступников,    действовала
притягательным образом на всяких  бесчестных  искателей  приключений,  число
коих было очень велико в рядах  крестоносной  армии.  Церкви  были  особенно
выгодны крестовые походы, так как ходившие на Восток средние и мелкие рыцари
нуждались в средствах, которыми их  и  снабжала  Церковь,  получая  в  залог
принадлежавшие рыцарству земли. Дорожить последними у  паломников  было  тем
меньше оснований,  что  уход  их  носил  крайне  неопределенный  по  времени
характер и в их отсутствие некому  было  следить  за  небольшими  рыцарскими
имениями. Зачастую Церковь и без ссуды брала  на  себя  заботу  о  покинутом
участке и округляла свои обширные владения землями крестоносцев.  Земли  эти
отдавались Церкви до возвращения крестоносцев из Иерусалима; а так как  лишь
немногим удавалось вернуться из  далекого  похода,  Церковь  в  долгие  годы
крестовых походов накопила немало "выморочных" имений. Если  у  погибшего  и
оставались наследники, то Церковь искусно оспаривала их претензии,  ссылаясь
на то, что она молится  за  душу  умершего  и  что  ей  принадлежит  поэтому
земельный участок  покойного  крестоносца.  Первый  крестовый  поход  -  это
предприятие  по   преимуществу   авантюристского   французского   рыцарства,
поглощавшегося более крупными земельными магнатами, мечтавшего об исчезающих
феодальных вольностях и искавшего возможности в  далекой  Палестине  завести
приходившие в Европе в упадок феодальные порядки. Эти рыцари  шли  в  первую
очередь в поисках земли. Но на борьбу с "неверными" устремились  и  торговые
итальянские республики, которые вели выгодную торговлю  на  Востоке;  победа
мусульман над Византией создавала для этой  торговли  большую  опасность,  и
спасение от гибели  малоазиатских  христиан  было  для  итальянских  городов
равносильно удержанию былой монополии торгового посредничества между Западом
и Востоком. К  крестоносцам  примкнуло  много  крестьян,  которые  видели  в
заморской земле выход из того тяжелого положения, в котором они находились у
себя дома. Так разнообразные общественные  элементы  сгруппировались  вокруг
лозунга "Идем на освобождение Гроба Господня. Так хочет Бог!".  Люди  шли  -
кто за землей, кто за восточными товарами, кто из-за дарованных  привилегий,
кто из-за легальной возможности грабить, кто  ради  освобождения  в  будущей
жизни от наказания за совершенные преступления. Как снежный ком, росла армия
крестоносцев на своем пути с севера на юго-восток: продолжавшийся с конца XI
в. голод и связанная с ним дороговизна гнали в армию безземельных  крестьян,
городскую мелкоту, женщин, стариков,  детей,  калек  и  больных.  Армия  эта
впитала в себя и немало профессиональных  преступников:  воры,  грабители  и
убийцы (по словам летописца Альберта из Экса) вошли в большом  количестве  в
состав крестоносной армии. Походы обещали богатую добычу, а  гарантированное
папой Урбаном II вечное блаженство на том свете развязывало  руки  тем,  кто
еще колебался идти на прямой  грабеж  и  иные  преступления.  Поход  начался
грабежами  и  избиением  евреев.  Первой  жертвой   крестоносцев   сделалась
еврейская  община  города  Руана,  за  ней  последовали  многие  другие,   в
особенности  богатые  прирейнские  общины.  Пламенный  оратор  и  неутомимый
проповедник монах Рудольф шел по городам и весям, связывая  идею  крестового
похода с избиением евреев. Так  стала  складываться  еще  в  начале  походов
"идеология"  крестоносцев;  специальное  же  обоснование  погромной   теории
изложено в письме от 1146 г. аббата Петра из Клюни  к  французскому  королю:
"Нужно отобрать у евреев  все  их  деньги,  дабы  рука  христиан,  усиленная
имуществом евреев,  легче  могла  преодолеть  дерзость  сарацин".  Сарацины,
однако, не были "преодолены",  и  крестовые  походы  закончились  поражением
крестоносцев.

     88 Восьмого столетия - это описка автора, надо  читать:  девятого,  ибо
Иоанн VIII был папой в 872 - 882 гг.

     89 Сильвестр II - папа (999 - 1103 гг.), родился в 930 г. в Орильяке, в
Оверни,  был  родом  француз  и  носил  имя  Герберт.  В  992  г.  он   стал
архиепископом Реймса, а в 997 г. - Равенны. За свои огромные  по  тогдашнему
времени познания, опасные и подозрительные во  времена  невежества,  прослыл
чернокнижником. Он был сведущ в геометрии, механике,  астрономии  и  музыке;
ему приписывают введение так называемых арабских цифр и изобретение часов  с
маятником.

     90 Бараний (Чезаре Баронио; 1538 - 1607 гг.) - с  1596  г.  кардинал  и
префект Ватиканской библиотеки. Им была составлена и издана в Риме в 1588  -
1593 гг. по-латыни "Церковная летопись" в  12  томах  in  folio,  обнимающая
историю Церкви с ее начала до 1198 г. Она была продолжена Райнальди, Ладерки
и Тейнером.

     91 Михаил VII Парапинак - византийский император (1071 - 1078гг.),  был
лишен престола новым императором Никифором III Вотониатом (1078 - 1081  гг.)
и заключен в монастырь; затем стал епископом Эфесским.

     92 Урбан II - папа (1088 - 1099 гг.), был родом  француз  и  носил  имя
Одон, проповедовал первый крестовый поход.

     93 Клермон-Ферран  -  город  во  французском  департаменте  Пюи-де-Дом;
существовал еще при Цезаре в эпоху его галльских  войн.  В  нем  происходило
несколько церковных соборов начиная с VI в.; самым знаменитым был собор 1095

Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции