Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»

сумевший  угадать  в  христианстве  большую  силу,  которую  можно  было  из
разрушительной сделать созидательной, обратив ее ресурсы на службу  империи.
Он действовал осторожно и расчетливо, закрепив за христианской верой  в  313
г. лишь веротерпимость, то есть признав ее покровительствуемой  государством
наравне с другими культами и даровав христианскому духовенству (епископам  и
священникам) льготу не служить в муниципальном (городском) управлении.  Дети
Константина были арианами. Обращение Константина было исторической  фикцией,
составленной  под  влиянием  позднейших   церковных   взглядов;   не   было,
разумеется, и никакого дара Константина  римскому  епископу  Сильвестру,  на
котором папы в течение ряда веков основывали  свои  притязания  на  светскую
власть и даже на гегемонию над императорами.

     184 Раймонд де Пеньяфорте - уроженец Каталонии, третий  генерал  ордена
доминиканцев, духовник папы Григория IX, умер на  сотом  году  в  Барселоне.
Впоследствии был канонизирован.

     185 Моанниты - см. примеч. 659.

     186  Монашеские  ордена.  Древнее  христианство  не  знало   монашеских
орденов. Монашество, возникшее в Египте  в  IV  в.  и  распространившееся  с
половины V в. постепенно по  всему  христианскому  миру,  знало  только  два
деления: скиты пустынных отшельников (или пустыни) и  киновии  (монастырские
общежития), или мандры (ограды с кельями внутри). Отшельничество преобладало
более на Востоке. На Западе стали возникать в  это  же  время  общежительные
монастыри.  Настроения  и  склонности  их  основателей,  характер  избранной
местности   потребности   Церкви   или   окрестного   населения   и    общие
социально-политические  условия  постепенно  изменили  первоначальный  строй
монашеского уклада жизни, заимствованного с Востока. Этому  содействовало  и
различие социально-политической и духовной жизни народов Востока  и  Запада.
Приспособляясь к требованиям  феодальной  жизни  и  натурального  хозяйства,
западные монастыри стали обособляться друг от друга. Наряду с этим на Западе
появились неизвестные на Востоке монашеские ордена с  равным  назначением  и
различными задачами  деятельности.  Одни  ордена  преимущественное  внимание
обращали на изучение  богословия  (бенедиктинцы),  на  воспитание  юношества
(иоренимиты), на церковное пение и музыку  (картезианцы).  Другие  поставили
себе  обязанностью  следить  за  чистотою  веры  и  проповедовать  Евангелие
(доминиканцы)   и   стали   миссионерами   и   инквизиторами.   Францисканцы
проповедовали идею нищеты. В XVI  в.  новый  орден  иезуитов  поставил  себе
задачей  защиту  папства  от  нападок  на  него  со  стороны   протестантов.
Бесстрастно, как труп (ас cadaver), должен  был  держать  себя  каждый  член
Общества Иисуса (Societas Jesu), действуя всемерно для  вящей  славы  Божией
(ad  majorem  Dei  gloriam).  Им  приписывают  лозунг:   "Цель   оправдывает
средства", хотя в статутах  ордена  его  нет.  В  их  "Тайных  наставлениях"
("Monita  Secreta")  имеются  между  прочим  два  любопытных   правила:   I)
reservatio mentahs (удержание в уме), состоящее в  том,  что  человек  может
говорит одно, а думать про себя другое, говорить  ложь  и  скрывать  правду,
если сказать ее невыгодно; 2) raro unus, nun quam duo,  semper  tres  (редко
один, никогда  два,  всегда  три),  характеризующее  крайнюю  недоверчивость
заправил ордена и узаконяющее внутренний шпионаж. В редких случаях еще можно
довериться испытанному человеку, но двое предадут,  войдут  в  соглашение  и
обманут; три будут вернее. Когда на какое-либо дело посылался один  человек,
он не  знал,  кто  будут  двое  других;  слежка  обеспечена,  враг  невидим,
увернуться нельзя. В XVII  в.  возник  орден  траппистов;  он  культивировал
безмолвие как "условие,  удобное  для  постоянного  размышления  о  грядущей
смерти, которая, быть может,  близка.  При  встрече  трапписты  обменивались
пожеланиями: "Memento mori" ("Помни о смерти"). Главы  католических  орденов
по большей части жили в Риме;  назывались  генералами.  Рядом  монастырей  в
какой-либо провинции заведовал провинциал, называвшийся в  личных  сношениях
прелатом  (высокопоставленное  лицо,   начальник).   Настоятель   отдельного
монастыря именовался приор (первый) или  суприор  (старший).  Кроме  мужских
орденов были и женские  монашеские  ордена,  но  с  меньшей  дифференциацией
обязанностей,  из  которых  главнейшими  были:  воспитание  детей  в  сугубо
религиозном духе и благотворительность.

     187 Церковь Св. Мартины в Риме упоминается уже в IX в.

     188 Милан (по-латыни Mediolanum) - город в Северной Италии,  (фупнейший
центр хозяйственной жизни. В Милане находится  Амброзианская  библиотека,  в
которой более 15 тыс.  рукописей.  С  1257  по  1535  г.  "Милан  управлялся
фамилиями Делла Торре, Висконти и Сфорца.  С  1535  ДО  1700  г.  герцогство
Миланское принадлежало Испании, с 1700 до 1859 г. - Австрии, в 1859 г. вошло
в состав Итальянского королевства.

     189 Цизальпинская Галлия - римское название  областей  Северной  Италии
(Пьемонта, Ломбардии, Венеции, Эмилии).

     190 Неаполь - город в Южной Италии,  до  1860  г.  столица  Королевства
Обеих Сицилии, ныне главный город провинции Неаполь. Построен греками еще до
основания Рима. Им владели римляне с 290 г. до нашей эры, византийцы - с 536
г., норманны - с 1130 г.; с этого времени его судьба  сливается  с  историей
острова Сицилия.

     191 Сицилия - большой остров на юге Италии, в Средиземном море, с  1861
г. принадлежит королевству  Италия.  История  Сицилии  начинается  в  весьма
отдаленные времена. С VIII в.  до  н.  э.  ее  стали  колонизировать  греки,
основавшие здесь несколько городов, то бывших республиками, то управлявшихся
наследственными тиранами (царями). В  V  в.  до  н.  э.  Сицилией  завладели
выходцы из Тира, пунийцы, образовавшие  своеобразную  торгово-олигархическую
республику Карфаген. С 266 г. до н. э. за обладание  Сицилией  завязалась  у
карфагенян  с  римлянами  длительная  борьба,  известная  под  именем   трех
Пунических войн. В 212 г. до н. э.  в  результате  второй  Пунической  войны
римляне подчинили себе всю Сицилию, которая надолго стала житницей  Рима.  В
440 г. н. э.  ею  овладели  вандалы,  в  493  г.  -  остготы,  в  535  г.  -
византийские басилевсы (цари), в  827  г.  -  арабы-аглабиты,  в  917  г.  -
фати-мидские эмиры арабов. С 1058 г. норманны образовали из  Сицилии  особое
княжество и вскоре, в 1194 г., королевство перешло  под  власть  королей  из
германского дома Гогенштауфенов (1194 - 1266 гг.). Затем королевство Сицилия
то  объединялось  с  Неаполем  в  одно   Королевство   Обеих   Сицилии,   то
разъединялось, меняло династии и  наконец  соединилось  с  Италией.  Выгодно
расположенная и богатая Сицилия всегда была объектом борьбы разных хищников.

Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции