Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 246   247   248   249   250   251   252   253   254  255   256   257   258   259   260   261   262   263   264  » »»

возникла не ранее начала IX в., по-видимому, в Испании. Папа Лев III (795  -
816 гг.) признавал текст восточного символа. Собственно говоря,  это  вопрос
богословской казуистики. Дело в том, что некоторые из древних  Отцов  Церкви
признавали происхождение Святого Духа от Отца  через  Сына.  Католики,  если
перевести их выражение с греческого, говорят: от Отца и  от  Сына.  Различие
трех формулировок играло чрезвычайно большую роль в религиозных спорах.

     278  Раймонд  Луллий  (1235  -  1315  гг.)  -  уроженец  Майорки,   был
придворным, затем в тридцатилетнем возрасте  стал  францисканцем  и  задался
целью обратить мусульман в христианство не силою оружия, а доводами  разума.
Избрав философский метод, названный им всеобщим, или великим искусством,  он
много путешествовал по Европе и Африке с целью обращения мусульман. В Тунисе
после проповеди он был побит камнями и  мертвым  оставлен  на  площади.  Его
утопический  роман  "Blanquerna"  заставляет  некоторых  причислять  его   к
предшественникам Мора и  Кампанеллы.  Луллий  оставил  после  себя  огромное
количество сочинений. Главнейшие из них: "Всеобщее, или  великое  искусство"
("Ars generalis sive magna"), "Древо познания" ("Arbor  scientiae"),  "Новая
логика" ("Logica nova").

     279 Калабрия - юго-западная часть Апеннинского полуострова, в древности
называлась Бруциум; в начале Римской империи получила название  Калабрии  от
одного  из  мелких  италийских  народцев;  была  Колонизирована  греками   и
римлянами; впоследствии в ней поселились норманны и отчасти арабы.

     280 Виргилиане. - Это не была секта в  собственном  смысле  слова.  Так
называли всех подозрительных людей, знавших больше, чем окружающее общество,
любивших занятия тайными науками  и  производивших  загадочные  опыты.  Этих
людей  считали  колдунами.  Позднее  их  стали  звать   алхимиками.   Кличка
"виргилиане" взята от имени римского поэта Виргилия, которого в средние века
считали колдуном и чернокнижником, но почти ничего не  знали  о  нем  как  о
поэте.

     281 Пиромантия - см. примеч. 654.

     282  Нунций  (nuntius)  -  постоянный  посол,  представитель  папы  при
иностранных дворах. Легат (legatus) - см. примеч. 107.

     283 Альгвасил - см. примеч. 723.

     284 Канониками с конца IV в. назывались на Западе общежительные монахи.
С 763 г. были установлены особые правила для руководства их  жизнью;  в  эту
пору среди них были и миряне. В 1063 г. папой Александром II  каноникат  был
образован из одних монахов, с исключением мирян.  Они  должны  состоять  при
кафедральном соборе или монастырской  церкви  ордена;  все  они  священники,
имеют право крестить, исповедовать и причащать и соборно отправлять  службу.
В кафедральных соборах всегда бывает капитул  из  каноников,  представляющий
епископский совет. Приходские функции они исправляют сообща.

     285 Доход от прихода (beaeficium) -  настоятельский  доход  приходского
священника с земель, пожалованных приходу местным сеньором.

     286 Таким образом присягали вассалы своему сюзерену.

     287 Релаксация  -  выдача  обвиняемого  в  руки  светской  власти;  см.
"Объяснение выражений и слов" в начале книги Льоренте (стр. 31).

     288 Санбенито (sanbenito) - наплечная повязка или нарамник  из  желтого
полотна или сукна с  издевательскими  изображениями  чертей  и  надписями  о
преступлении осужденного. В нем осужденные выставлялись на публичный  позор.
После казни санбенито  вывешивались  в  кафедральных  соборах  городов,  где
происходили аутодафе, или в  церквах  тех  приходов,  где  жили  осужденные.
Пример надписей приведен автором в главе XVII, статья 2- я, 20. См. также с.
31.

     289 Saco - мешок, вретище. Самарра (zamarra) - баранья шкура, овчина.

     290 Отче наш, или  молитва  Господня  (oratio  Dominica),  читалась  по
четкам.

     291 Альфонс ХI - король Кастилии, отец Педро I Жестокого (1312  -  1350
гг.).

     292 Педро I Жестокий - король Кастилии (1350 - 1369 гг.),  см.  примеч.
808.

     293 Энрико II - из дома Транстамаре,  король  Кастилии,  брат  Педро  I
Жестокого (1369 - 1379 гг.).

     294 Педро IV - король Арагона (1336 - 1387  гг.).  Здесь  в  подлиннике
опечатка: назван Педро II, который правил Арагоном с 1196 по 1213 г.

     295 Хуан I - король Арагона (1387 - 1395 гг.).

     296 Иеронимо де Санта-Фе.  Это  имя  после  крещения  принял  известный
талмудист Иошуа бен Иосиф (т. е. сын Иосифа) из  Лорки  (город  в  испанской
провинции Мурсия, на реке Сангонера). Одновременно с Санта-Фе  под  влиянием
погромов, вызванных св. Висенте Феррером, приняли католическую  веру  раввин
Соломон Леви, который по крещении назывался  Пабло  де  Санта-Мария,  Астрюк
Раймунд, называвший себя Франсиско Диоскарне, и  многие  другие  талмудисты,
старавшиеся затем нападками на  евреев  скрыть  свое  собственное  еврейское
происхождение.

     297  Мараны.  Объяснение  автора  правдоподобно  и  более   или   менее
общепринято, но следует заметить, что в  испанском  языке  существует  слово
"marrano" (марано), означающее "свинья". Евреи не едят свиного мяса, поэтому
их могли дразнить упоминанием о свинье в их присутствии, и это  слово  легко
могло сделаться бранным для обозначения еврея-выкреста как  среди  испанцев,
так и среди самих евреев, оставшихся верными Моисееву закону. Число маранов,
или  "обращенных",  "новохристиан",  превышало  сто  тысяч.  Евреи   нередко
называли их "анусим", что значит "принужденные к принятию христианства";  на

Страницы: «« « 246   247   248   249   250   251   252   253   254  255   256   257   258   259   260   261   262   263   264  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции