Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 230   231   232   233   234   235   236   237   238  239   240   241   242   243   244   245   246   247   248  » »»

главных  инквизиторов,  которые,  умея  пользоваться  некоторыми  моментами,
всегда одерживали верх над усердием королевских советов Кастилии и Индий.  К
этому можно добавить и то, что он злоупотреблял внешним  уважением,  которым
пользовалась религия, для одурачения испанских  королей  при  помощи  интриг
самых честолюбивых людей.


ПРИМЕЧАНИЯ

     1 По Евангелию.

     2 Говоря о первых веках Христианской Церкви в эпоху Римской  империи  и
позднее,  до  первого  раскола  между  восточной  и  западной  Церквами  при
патриархе Фотии и папе Николае I во второй половине IX в., автор как католик
постоянно  употребляет  выражение  la   foi   (или   l'eglise   catholique),
католическая вера (или Церковь). При переводе нельзя было  пользоваться  его
терминологией при желании держаться исторической перспективы. Поэтому  мы  в
этих случаях переводим это выражение автора  словами:  "соборная"  (вера)  и
"вселенская" (Церковь). В  первом  случае  мы  опирались  на  перевод  слова
"католическая" в девятом  члене  Символа  веры  на  славянский  язык  словом
"соборный", а во втором случае следовали обычной  исторической  терминологии
"вселенский"   в   приложении   к   этому   периоду   Христианской   Церкви.
Соответствующий период не знал католичества в специфическом конфессиональном
смысле.

     3 По Евангелию.

     4 Св. Игнатий  -  епископ  Антиохийский,  пострадавший  при  императоре
Траяне (98 - 117 гг.) в начале II в. нашей эры.  От  него  сохранилось  семь
посланий.

     5 Св. Ириней Лионский - один из Отцов Церкви II в., малоазийский  грек,
ученик Поликарпа, епископа  Смирнского,  родился,  вероятно,  в  Смирне;  по
преданию, погиб в 202 г. при гонениях императора Септимия Севера (193 -  211
гг.). Его главная деятельность - борьба с гностицизмом, то есть с учением  о
возможности познания Бога при помощи разума, без "откровения". Полностью  до
нас от него дошли  "Пять  книг  против  ересей"  в  очень  старом  латинском
переводе, а не в  греческом  оригинале;  впервые  они  были  изданы  Эразмом
Роттердамским в 1526 г.

     6 Климент Александрийский родился в Афинах в языческой зажиточной семье
около 150 г.; в зрелых годах перешел в христианство, хорошо изучил философию
Платона и стоиков. В 190 г. Климент был  избран  на  должность  руководителя
огласительной школой (училищем Для подготовки к христианству  оглашенных)  в
Александрии. Во время гонения при Септимии Севере (202 или 203  г.)  покинул
Александрию  и  умер  в  217   г.   в   Малой   Азии.   Гностицизм   с   его
язычески-философским  уклоном  являлся  для  Климента  как  для  христианина
страшной опасностью, но он тем не менее не только гордился знанием  гносиса,
но и заимствовал из него очень многое  для  своего  учения.  Гностицизм  был
одной из разновидностей  религиозно-философского  синкретизма  I  -  II  вв.
христианской эры. Климент отрицал, что наука является  языческим  созданием,
произведением дьявола, и учил, что нет веры без знания, как и нет знания без
веры.

     7 Св. Юстин родился около 103 г. в Наблузе (древний Сихем в  Палестине)
и, по преданию, пострадал в Риме по доносу циника Кресцента около 167 г. при
императоре Марке Аврелии (161  -  180  гг.),  философе-стоике.  Сам  он  был
философом-платоником.  Из  его  сочинений  особенно  известны  две  апологии
христианства, из которых первая была подана императору Антонину-Пию  (138  -
161. гг.), а вторая - Марку Аврелию в 167 г. Последнему он передал "Разговор
с Трифоном-иудеем".

     8 Тертулиан родился около 160 г. в Карфагене, в  Северной  Африке,  год
смерти в точности неизвестен (между  230  и  245  гг.).  Он  был  язычником,
впоследствии  стал  христианским   священником   и   основал   свою   секту,
последователи которой назывались по  его  имени  тертулианистами.  Тертулиан
понимал текст Священного Писания  буквально  и  считал,  что  учение  Христа
сделало излишней  любознательность;  Евангелие  уничтожило  необходимость  в
науке. Противоположность веры  и  знания  выразилась  в  знаменитой  формуле
Тертулиана: "Credo quia absurdum est" ("Верю, потому что бессмысленно").

     9 Ориген - богослов Восточной Церкви, вел борьбу  против  распущенности
современного ему духовенства и по этой  причине  не  признается  официальной
Церковью. Родился в христианской семье в Александрии в 185 г. и  умер  около
253г. Как и в гностицизме, исходным пунктом рассуждений Оригена был  вопрос:
откуда зло? Его учение было не по  силам  строгому  монотеизму,  и  гностики
прибегали ко второму началу мира, перелагая на него ответственность за  зло.
Ориген же говорил об  обладающих  свободой  тварях,  отступавших  от  добра:
отступить от добра значит делать зло. Зло не обязательно,  но  нужно  знание
(гносис); только оно вернет людей к Богу. Это делается разными  воплощениями
(пророками), венчанными самим Логосом. Маленьким и грубым людям Логос принес
себя в жертву, чтобы разбудить их  внимание.  Логос  -  точный  образ  Бога,
своего рода второй Бог; он так же не отделим от Бога, как свет от огня, воля
от разума.

     10 Маркион - сын епископа и сам епископ, гностик II в.,  жил  в  начале
царствования Траяна (98 - 117 гг.) в Синопе, в Малой Азии. Он  учил  о  двух
началах - добре и зле; Ветхий Завет он приписывал злому началу,  а  Новый  -
доброму. В богослужебной практике Маркион не расходился с  Церковью,  и  это
делало его опасным для нее. У него было много последователей в разных местах
Римской империи (в Сирии, Египте); они известны под названием маркионитов  и
принадлежали большею частью к средним слоям городского населения Греции и  к
греческой интеллигенции.

     11 Кай - римский епископ (283 - 296гг.).

     12 Бокара. По-видимому, здесь опечатка. Следует читать:  Босра,  Боцра,
Бостра, что означает "крепость", - названия нескольких палестинских городов.
Здесь имеется в виду столица набатейских царей, находившаяся в 120 км к  югу
от Дамаска и 150 км к северо-востоку  от  Иерусалима.  Востра  была  крупным

Страницы: «« « 230   231   232   233   234   235   236   237   238  239   240   241   242   243   244   245   246   247   248  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции