Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494  »

1619-1621).

     125 Жизнь подтвердила  опасения  испанских  дворян.  Изгнание  морисков
уменьшило доходность имений в округах Валенсии, Сарагосы и Таррагоны  больше
чем наполовину; в течение следующих двух веков ни разу доходность дворянских
земель  не  поднималась  до  уровня  конца  XVI  в.  В  герцогстве   Гандиа,
насчитывавшем свыше 60 тысяч морисков, доход четырех сеньорий упал с 53  153
ливров до 15 349; в десяти деревнях близ  сеньории  Гандиа  пустовало  свыше
четырехсот домов, исчезли пять деревень, а четыре были совершенно  безлюдны.
В  мемуарах,  представленных  Филиппом  IV  в  1634  г.  папе  Урбану  VIII,
указывалось, что церковный  доход  во  многих  приходах  Испании  вследствие
уменьшения народонаселения и его обнищания упал на две трети по сравнению со
второй половиной XVI в. Валенсия  пыталась  покрыть  убыль  населения  путем
набора крестьян на острове Майорка, но власти  Майорки  протестовали  против
этого, опасаясь, что на острове не  будет  достаточного  количества  рабочих
рук; валенсийские помещики  стали  уменьшать  крестьянские  оброки  с  целью
привлечь  на  свои  земли  крестьян;  вместо  половины  или  трети   урожая,
взимавшейся с крестьян-морисков, взималась теперь пятая  или  шестая  часть;
вследствие этого с Пиренеев спустилось до 8  тысяч  человек;  прибыло  также
около 7 тысяч крестьян из Каталонии. Разумеется, это не могло  заменить  100
тысяч морисков, изгнанных из  одной  лишь  Валенсии.  Обнищавшее  дворянство
стало искать компенсации в щедротах королевского  двора,  и  Испания  широко
использовала путь облагодетельствования пострадавшей земельной аристократии.
Так, граф де Кастельяр получал ежегодно 2000 дукатов. Дон Хуан Ропла -  400,
донья Беатрис Борха - 600, маркиз де Квира - 600, герцог Гандиа - 8000 и  т.
д. Английский посол Френсис Коттинг-тон писал лорду Солсбери в мае 1610  г.,
что комиссары, прибывшие  на  места,  откуда  были  изгнаны  мориски,  чтобы
продать дома и земли изгнанников, с досадою должны были констатировать,  что
значительная часть имущества  была  уже  расхищена  различными  королевскими
фаворитами. Так, Лерма получил 250 тысяч дукатов, его сын - 100  тысяч,  его
дочь - 50 тысяч и т. д. Официальный отчет от 7 января 1613 г. говорит, что в
Арагоне было конфисковано  у  морисков  земли  на  471  533  ливра;  из  них
инквизиции дано на 49 188 ливров; на 84 949 ливров же дано было  крестьянам,
которые  платили  ежегодно  высокий  процент,   а   также   внесли   натурой
определенную часть  урожая;  часть  денег  была  предоставлена  городам  для
восполнения убыли городского населения и т. д. Характерно, что король Филипп
III, подписавший акт об изгнании морисков, уже в 1611 г. в ответ кортесам на
их просьбу об  оказании  помощи  высшим  сословиям  государства  должен  был
заявить, что из-за ухода из страны морисков  казначейство  испытывает  такие
большие затруднения, что о помощи народу нельзя даже и  думать.  Французский
историк, говоря об Испании XVII в., не может  обойти  молчанием  "это  столь
печальное событие" и пишет: "На карте Испании в тысяче  мест  надписано  это
постыдное слово "despoplado" (не населено);  в  тысяче  мест  дикая  природа
заменила пашни. Заметьте  направление  пустырей  и  справьтесь  с  реестрами
комиссаров изгнания -  вы  увидите  почти  всегда,  что  семейства  морисков
населяли эти пустыни. Покинутая ими земля их  предков  сделалась  достоянием
воров, которые нагло  распространялись  по  всей  Испании,  так  что  разбои
образовали здесь нечто вроде обычного промысла".

     126  Ланды  -  местность,  изобилующая  дюнами.  Она  составляла  часть
провинции Гасконь, - а теперь  составляет  часть  французского  департамента
Ланды.

     127 Акеларре (aquelarre) - шабаш (ведьм).

     128 Инкубы и  суккубы  -  бесы  или  демоны,  которые,  по  утверждению
веровавших в них, принимали вид мужчин или женщин  для  половых  сношений  с
ведьмами и колдунами.

     129 Педаний Диоскорид - греческий врач, родом из  Аназарва  в  Киликии,
живший в I в. н. э. От него дошли до нас шесть книг "О медицине", в  которых
собраны сведения древних по ботанике.

     130 Соланум (solarium nigrum) -  растение  паслен.  К  роду  пасленовых
растений относятся:  белладонна,  картофель,  американская  красная  камедь,
золотушник, или зобная трава, сердечник.

     131  Цикута  (cicuta),  или   бешеница   -   ядовитое   растение;   его
разновидность - болиголов.

     132 Белена - наркотическое растение.

     133 Мандрагора (mandragora officinalis), или адамова голова - растение,
имеющее усыпляющее свойство.

     134 Орест - герой греческой мифологии, сын Агамемнона  и  Клитемнестры,
лишивший жизни свою мать за то, что она убила  его  отца.  Его  преследовали
фурии. Ареопаг оправдал его, он получил сакрально  очищение  и  вернулся  на
родину в Аргос, где  и  царствовал  до  конца  жизни.  Его  похождения  были
драматически оформлены в трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида.

     135 Фурии (по-гречески эринии)  -  богини-мстительницы  древнегреческой
мифологии.

     136 Рея, мать богов, или Кибела. - Под этими, впоследствии  идентичными
названиями слиты воедино три религиозных представления, принадлежащие разным
эпохам и разным  народам.  Рея  -  жена  Кроноса,  отца  Зевса  в  греческой
мифологии; первоначальное  место  ее  почитания  -  остров  Крит.  Кибела  -
азиатская богиня-мать. Родина ее - Каппадокия. Из Каппадокии культ азиатской
богини-матери перешел во Фригию. Здесь  объектом  ее  почитания  был  черный
камень в пещерном храме горы Диндима. В V в. культ азиатско-греческой матери
богов был распространен по всей Греции. Великая мать  богов  из  Азии  через
Грецию перекочевала в Рим: в 135 г. до н. э. римляне потребовали  от  Аттала
III, царя пергамского (138 -  133),  овладевшего  к  тому  времени  Фригией,
передать им черный камень Кибелы, который и был перевезен в Рим.

     137 Фавны - низшие божества римской мифологии, получившие имя  от  бога
Фавна, покровителя скотоводства и  земледелия,  соответствующего  греческому
Пану. Они изображались с козлиными рогами и ногами.


Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции