Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Мид Д. - Теософский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 221
Размер файла: 965 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»


НИЛАКАНТХА (Санскр.) Имя Шивы, означающее "синегорлый". Это, по
преданию, последствие яда, данного этому богу.


БОГ НИЛА (Егип.) Представлен в виде деревянной статуи речного
бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его
воды приносят стране. Существовал "небесный" Нил, в Ритуале
называемый Нен-наоу, или "предвечными водами", и земной Нил,
которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в
виде андрогинного существа с бородой и грудью, и жирным синим
лицом, зелеными конечностями и красноватым телом. При приближении
ежегодного наводнения, статую эту переносили с одного места на
другое в торжественной процессии.


НИМБ (Лат.) Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и
Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно
каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы
светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди
("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными
художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии
головы святых всегда окружены нимбом.


НИМИТТА (Санскр.) 1. Внутренне просветление, развиваемое
посредством практики медитации. 2. Действенная духовная причина,
в противоположность Упадане, материальной причине, в философии
Веданты. (См. также Прадхана в философии Санкхья.)


ДЕВЯТЬ "Каббала Девяти Покоев" есть разновидность тайного
зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая
употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, - особенно
она принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из
двух горизонтальных параллельных линий и двух вертикальных
параллельных линий поперек их, это образует девять покоев,
центральный является простым квадратом, остальные - двух-, или
трехсторонними фигурами, - они отводятся для нескольких букв в
любом порядке, о котором уславливаются. Существует также и
каббалистическое соответствие между десятью Сефиротами и этими
девятью покоями, но оно не опубликовано. (у.у.у.)


НИРГУНА (Санскр.) Негативное качество; несвязанное, или без Гун
(качеств), т.е. лишенное всех качеств, противоположное Сагуне,
тому, что имеет качества ("Тайная Доктрина", II, 122), например,
Парабрахм есть Ниргуна, Брама - Сагуна. Ниргуна есть термин,
который указывает на безличность того, о чем говорится.


НИРМАНАКАЯ (Санскр.) В эзотерической философии, нечто совершенно
отличное от общепринятого значения, придаваемого этому, и от
выдумок востоковедов. Некоторые называют тело Нирманакая
"Нирваной с остатками" (Шлагинтвейт, и т.д.) - вероятно,
предполагая, что это есть разновидность Нирванического состояния,
во время которого сохраняются сознание и форма. Другие говорят,
что это есть одно из Трикай (трех тел), "способное принимать
любую внешнюю форму в целях распространения Буддизма" (мысль
Эйтеля); иные - что "это есть воплощенный аватар божества"
(ibid.), и так далее. Оккультизм, с другой стороны, утверждает:
Нирманакая, хотя буквально и означает преображенное "тело", есть
состояние. Это есть форма того адепта или йога, который вступает
в, или выбирает, это post mortem состояние, предпочтя его
Дхармакае или абсолютному Нирваническому состоянию. Он поступает
так потому, что эта последняя "кая" разъединяет его навсегда с
миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в
котором не может участвовать ни одно другое живое существо, и
адепт, таким образом, лишается возможности помогать человечеству,
или даже дэвам. Но как Нирманакая, человек покидает лишь свое
физическое тело и сохраняет все остальные "принципы", за
исключением Камического - ибо он вырвал его навсегда из своей
природы, в течение жизни, и тот никогда не может воскреснуть в его
post mortem состоянии. Таким образом, вместо вступления в
эгоистическое блаженство, он избирает жизнь самопожертвования,
существование которое кончается лишь с жизненным циклом, чтобы
иметь возможность помогать человечеству невидимым, но все же
наиболее действенным образом. (См. "Голос Безмолвия", третий
трактат "Семь Врат".) Таким образом, Нирманакая не является - как
принято считать - телом, "в котором Будда или Бодхисаттва
появляется на земле", но воистину тем, кто, будет ли он Хутукту
или Хубилхан, адепт или йог при жизни, с тех пор стал членом того
невидимого Воинства, которое постоянно защищает и держит дозор
над Человечеством в Кармических пределах. Часто ошибочно
принимаемый за "Духа", Дэва, самого Бога, и т.д., Нирманакая
является вечно защищающим, сострадательным, воистину
ангелом-хранителем для того, кто становится достойным его помощи.
Какие бы вознаграждения не выдвигались против этой доктрины, как
бы ее ни отвергали, - ибо она и впрямь никогда еще до сих пор не
оглашалась в Европе, следовательно, раз она не известна
востоковедам, непременно должна быть "новоиспеченным мифом", - не
найдется такого наглеца, чтобы сказать, что это мысль о помощи
страдающему человечеству ценою собственного, почти невыразимого
самопожертвования, не будет одною из самых величественных и
благородных, какие когда-либо исходили из человеческого мозга.


НИРМАТХЬЯ (Санскр.) Священный огонь, добытый трением двух
кусочков дерева - "огонь", называемый Павамана в "Пуранах".

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мид Д., Теософский словарь