Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Найшуль В.А. - Другая жизнь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 34
Размер файла: 202 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

компетенции ее автора.]
Во что нам обходится пробка в управлении?
Я имею ввиду не распад общественной морали, не бесконечную серую жизнь, не
всеобщий алкоголизм, а только потери в зарплате. В большинстве профессий
зарплату дает государство, и нам трудно сказать, справедливо ли мы за нее
получаем. Но неболшая часть работников сама, своими руками обслуживает
население. Деньги, которые им платит население, и являются стоимостью работы.
Какую же часть этих денег получают работники?
Возьмем, к примеру, шоферов такси. За месяц московский таксист получает от
пассажиров по счетчику около 1000 руб. это его план. Кроме того, ему дают
примерно 200 руб. чаевых. Итого, на руки таксист имеет за месяц 1200 руб.
Из этих денег водитель такси должен, конечно, заплатить за бензин. 900 литров,
которые он расходует в течение месяца, обходятся государству меньше, чем по 3
коп. за литр, то есть не дороже 30 руб.
Кроме бензина шофер такси, как, впрочем, и все работающие граждане, должен
оплачивать:
  + расходы по управлению государством и обороне;
  + содержание пенсионеров и стипендии учащимся;
  + образование -- от детских садов до университетов;
  + медицинское обслуживание и льготный отдых;
  + науку, культуру, искусство;
  + государственное жилье и коммунальное хозяйство.
Все эти и некоторые другие услуги, которые государство оказывает населению
либо "бесплатно", либо "на льготных условиях", стоят каждому работнику нашей
страны не больше 170 руб. в месяц. [Читатели, которых интересуют подробности,
могут найти их в примечании [2].]
Вычтем из шофера оплату бензина и государственных услуг. Получим 1000 руб.
Вы скажите, наверное, что водитель должен платить за машину, ведь она не его,
а государственная. Нет, не должен! Государственное в нашей стране значит
народное и поэтому принадлежит всем нам. В начале первой главы мы, если
помните, говорили, что государственное имущество, предназначенное для
производства, стоит не менее 1700 млрд руб., а, значит, на одного работника
(их 129 млн [2]) приходится более 13 тыс. руб. Так что если наш таксист
сложится со своим приятелем для двухсменной работы, их общая доля составит
свыше 26 тыс. руб. -- деньги, на которые при желании можно иметь не только
"Волгу", но еще и "Жигули". Вычтем только из друзей расходы на гараж и
обновление такси в сумме, скажем 500 руб. в месяц, или 250 руб. на одного
водителя. Тогда получаем 1000 - 250 = 750 руб. чистой заработной платы, из
которых реально водитель получает сейчас чистыми (с учетом чаевых) 300--350
руб., то есть меньше половины.
Вы можете проделать такие расчеты с оплатой грузчиков, врачей, принимающих в
хозрасчетных поликлиниках, мастеров по ремонту квартир. Везде вы получите
примерно ту же цифрукаждый из них должен был получать в два раза больше. Ясно,
что перечисленные специальности -- не какие-то особенные. Значит, и у
остальных работников зарплата должна быть вдвое выше. Куда же она девается? Не
говорите только, что какой-то большой начальник много имеет. Во-первых,
большая часть его заработков была уже учтена, когда мы считали государственные
услуги, а во-вторых, больших начальников не очень много и для матушки России
расходы на них на всех -- раз-два плюнуть, и ничто по сравнению, например, с
потерями урожая. Ваша зарплата ушла в ржавеющие станки, гниющие помидоры,
ненужную продукцию, неисправное оборудование, словом во все то, что должно
было бы служить людям и не делает этого. Это и есть минимальная цена пробки в
управлении!
Ваша зарплата должна быть, по крайней мере, вдвое выше! Работник-мужчина
должен получать примерно 750 руб. в месяц или 35 руб. за рабочий день. Разница
между тем, что вы получаете сейчас, и тем, что должны получать, является вашей
платой за бесхозяйственность нашей экономической системы. [Этот параграф
проливает свет на вопрос, который давно мучит наше общественное мнение: почему
"леваки" так "много" получают? Oтвет прост: как только работник начинает
трудиться на заказчика сам, минуя государство, его плата за тот же труд
увеличивается, по крайней мере, вдвое. Если же, кроме того, он трудится
производительнее и интенсивнее, работа становится для него настоящим "золотым
дном".]
В заключение главы автор предлагает читателям обсудить ряд дополнительных
вопросов, имеющих отношение к советской экономике.
Есть ли в СССР планирование?
Люди не знакомые с хозяйственной практикой считают, что план разрабатывается
центральными органами -- ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а затем, спускаясь
вниз до отдельных предприятий, постепенно детализуется.
А на самом деле... Предприятия подают заявки на необходимые им ресурсы в
главки и министерства, последние передают их в Госплан СССР. На любой ресурс
почти всегда поступает больше заявок, чем имеется возможностей его произвести.
Поэтому Госплан стремится: во-первых, как можно больше выжать из министерств,
производящих этот ресурс, во-вторых, урезать заявки его потребителей.
Разворачивается ожесточенная торговля , во время которой министерства ставят
выполнение ими заданий в зависимость от обеспечения их ресурсами. Торговля
идет по огромному числу показателей, причем работникам Госплана часто трудно
представить, как обстоят дела на отдельных предприятиях министерств и не
скрывают ли те свои резервы.
Наконец, к ноябрю достигается компромисс, который объявляется планом и
утверждается последовательно Пленумом ЦК КПСС и сессией Верховного Совета
СССР. После утверждения план немедленно начинает меняться, потому что
оказывается невыполнимым. Многие заказы были навязаны производителям
выкручиванием рук или являлись такими напряженными, что малейший срыв
отразился на их выполнении. Часть предприятий пользуется изменяющейся
народнохозяйственной ситуацией, чтобы "выбить" себе кое в чем льготный режим.
В результате Госплан СССР снижает план попавшему в беду производителю или
"симулянту", и так далее, как в истории с сарафаном. План корректируется
постоянно, и в газетах вы читаете отчет о выполнении не того плана, который
был принят в ноябре, а последнего, много раз исправленного.
Точно так же, как и годовые планы, разрабатываются перспективные планы на
пятилетку, с той разницей, что они являются менее обязательными, и поэтому
производители охотнее соглашаются с повышенными заданиями. Затем в процессе
выполнения годовых планов пересматриваются пятилетние, и, опять же,
отчитываются о выполнении не первоначального пятилетнего плана, а последнего
измененного.
Справедливости ради следует сказать, что не все требования к производству
приходят снизу. Специальный орган -- Государственный комитет по науке и
технике при Совете Министров СССР следит за отставанием СССР от передовых

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Найшуль В.А., Другая жизнь