Главная - Наука - Биология
Славин С.Н. - О чем говорят запахи? Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 9 Размер файла: 56 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 » Валенсии еще совсем маленьким в 1937 году, попав на родину уже взрослым, тотчас вспомнил "отдающий мылом запах мраморного корыта для стирки", присущий местным домам. Еще кто-то припомнил, что тюрьмы и больницы во всем мире имеют особый, только им свойственный запах. О специфике запаха, о ностальгии, вызываемой им, говорят и многие литераторы. Так, скажем, И.С.Тургенева тянуло в родное Спасское-Лутовиново из Москвы и Петербурга, Парижа и Лондона, Рима и Берлина, потому что "воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое..." А вот что пишет в одном из своих писем А.К.Толстой: "Сейчас только вернулся из лесу, где искал и нашел много грибов. Мне как-то говорили о влиянии запахов и до какой степени они могут напомнить и восстановить в памяти то, что было забыто уже много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают больше всего этим свойством... Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста". А вот вам еще одна литературная ассоциация. Герой романа Германа Гессе "Игра в бисер" Иозеф Кнехт вспоминает: "Мне было тогда лет четырнадцать, и произошло это ранней весной... Однажды после полудня товарищ позвал меня пойти с ним нарезать веток бузины... Мы подошли к кустам бузины, усыпанной крохотными почками, листики еще не проклюнулись, а когда я срезал ветку, мне в нос ударил горьковато-сладкий резкий запах. Казалось, он вобрал в себя, слил воедино и во много раз усилил все другие запахи весны. Я был ошеломлен, я нюхал нож, руку, ветку... Мы не произнесли ни слова, однако мой товарищ долго и задумчиво смотрел на ветку и несколько раз подносил ее к носу: стало быть, и ему о чем-то говорил этот запах... Примерно в то же самое время я увидел у своего учителя музыки старую нотную тетрадь с песнями Франца Шуберта... Както, дожидаясь начала урока, я перелистал ее, и в ответ на мою просьбу учитель разрешил мне взять на несколько дней ноты... И вот на следующий день после нашего похода за бузиной я вдруг наткнулся на "Весенние надежды" Шуберта. Первые же аккорди ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как сама ранняя весна!.." Конечно же, медик Ягодинский попытался отыскать научно-медицинскую подоплеку замеченных явлений. "Известно, что А.К.Толстой страдал астмой, - пишет он. - Значит, у него была склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли столь ясное видение картины детства от одного только запаха рыжика?" И далее доктор развивает свою догадку, вспомнив, что в иммунологии есть понятие так называемого первородного греха, заимствованное из библейской терминологии. Суть его в том, что самая первая встреча организма, например, с вирусом гриппа производит столь сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие антитела, "запоминают" узор мозаики антигенной оболочки вируса. И потом, при встрече с другими вирусами гриппа, организм, наряду с новыми иммунными заготовками, продолжает штамповать противотела и к "пример-штамму" вируса. Человек всю жизнь носит в крови защитные тела не только к вирусам и бактериям, но и к любым веществам, способным вызвать иммунную реакцию. Наука знает, по крайней мере, пять источников "чужих" молекул. Первый источник - микроорганизмы, о которых мы уже упоминали. Второй - пища (не случайно герой романа Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" вспоминает картины детства, едва раскусив печенье, приготовленное его тетушкой по старому рецепту). Третий - пыльца растений; именно она, наверное, вызвала у самого Ягодинского видение стога сена. Четвертый - химические вещества, в том числе бытовые, например, мыло и стиральный порошок (так вот откуда воспоминания мальчика-испанца!). Наконец, пятый принадлежит самому организму. Это может быть эмбрион - плод, обладающий антигенами не только матери, но и отца, или ставшие "чужими" клетки-"уроды", появившиеся в организме из-за генетических аномалий или старения. И хотя давно уже бытует понятие "иммунологическая память", продолжает врач, означающее настороженность к веществам, когда-либо побывавшим в организме, о связи этой памяти с нашей памятью в ее обычном понимании пока вроде бы еще никто не говорил. А зря. В корне иммунных реакций лежат весьма тонкие процессы распознавания "своего" и "чужого" на основе долговременной иммунологической памяти. На некоторые повторные встречи с аллергеном организм отвечает бурной реакцией. (Вспомните про своих знакомых с бронхиальной астмой или с повышенной чувствительностью к цветочной пыльце.) Не такой ли механизм сработал у А.К.Толстого, когда он, нюхая рыжик, мгновенно вспомнил детство? Но почему вспомнил? Какая связь между запахом - аллергеном, памятью головного мозга и памятью иммунологической? Давайте порассуждаем. Основная арена, на которой бушуют реакции иммунитета, - это костный мозг, кроветворная, а точнее, лимфоидная ткань. Главные действующие лица - клетки этой ткани, прежде всего лимфоциты и макрофаги. Аллергия - лишь частный случай ответа иммунной системы на повторный контакт с антигеном. А пахучие вещества лишь часть иммунных раздражителей, способных вызвать аллергию. Число вариантов лимфоцитов, играющих основную роль в иммунитете, столь велико, что любой антиген всегда находит в организме сорт лимфоидных клеток с соответствующими рецепторами. Контакт между антигеном и рецепторами вызывает бурную реакцию размножения "нужных" вариантов клеток. Образующиеся при аллергии иммунные комплексы могут повреждать некоторые виды клеток организма, представляющие собой "склады" высокоактивных веществ, например, гистамина и ацетилхолина. Резкое повышение концентрации этих нейростимуляторов в крови и тканях (особенно мозговой) вызывает своеобразный шок, закрепляющий ассоциации иммунологической и мозговой памяти. ...Вот какую теорию развернул перед нами врач В.Ягодинский, отметив в конце своих рассуждений, что воспоминания героя романа "Игра в бисер" оказались столь сильны еще и потому, что данный эпизод произошел с мальчишкой в переходном четырнадцатилетнем возрасте, когда происходит гормональная перестройка организма, да еще и весной, то есть в сезон, когда в организме вообще обостряются психофизиологические процессы и чувства. Вдобавок "чувство бузины" было еще и закреплено музыкальной ассоциацией с музыкой Шуберта. Прекрасная музыка стала дополнительным закрепляющим стимулом. Не будем тут комментировать связь запахов с болезнями, особенно с такой сложной, как астма. Врач, видимо, свое дело знает, ему, как говорится, и Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |