Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Славин С.Н. - О чем говорят запахи?

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 9
Размер файла: 56 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9  »

Валенсии еще совсем маленьким в 1937 году, попав на родину уже взрослым,
тотчас вспомнил "отдающий мылом запах мраморного корыта для стирки",
присущий местным домам. Еще кто-то припомнил, что тюрьмы и больницы во всем
мире имеют особый, только им свойственный запах.
  О специфике запаха, о ностальгии, вызываемой им, говорят и многие
литераторы. Так, скажем, И.С.Тургенева тянуло в родное Спасское-Лутовиново
из Москвы и Петербурга, Парижа и Лондона, Рима и Берлина, потому что
"воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое..." А вот что пишет в одном
из своих писем А.К.Толстой: "Сейчас только вернулся из лесу, где искал и
нашел много грибов. Мне как-то говорили о влиянии запахов и до какой
степени они могут напомнить и восстановить в памяти то, что было забыто уже
много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают больше всего этим
свойством... Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии,
все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста".
  А вот вам еще одна литературная ассоциация. Герой романа Германа Гессе
"Игра в бисер" Иозеф Кнехт вспоминает:
  "Мне было тогда лет четырнадцать, и произошло это ранней весной...
Однажды после полудня товарищ позвал меня пойти с ним нарезать веток
бузины... Мы подошли к кустам бузины, усыпанной крохотными почками, листики
еще не проклюнулись, а когда я срезал ветку, мне в нос ударил
горьковато-сладкий резкий запах. Казалось, он вобрал в себя, слил воедино и
во много раз усилил все другие запахи весны. Я был ошеломлен, я нюхал нож,
руку, ветку... Мы не произнесли ни слова, однако мой товарищ долго и
задумчиво смотрел на ветку и несколько раз подносил ее к носу: стало быть,
и ему о чем-то говорил этот запах...
  Примерно в то же самое время я увидел у своего учителя музыки старую
нотную тетрадь с песнями Франца Шуберта... Както, дожидаясь начала урока, я
перелистал ее, и в ответ на мою просьбу учитель разрешил мне взять на
несколько дней ноты... И вот на следующий день после нашего похода за
бузиной я вдруг наткнулся на "Весенние надежды" Шуберта. Первые же аккорди
ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная
ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как
сама ранняя весна!.."

  Конечно же, медик Ягодинский попытался отыскать научно-медицинскую
подоплеку замеченных явлений. "Известно, что А.К.Толстой страдал астмой, -
пишет он. - Значит, у него была склонность к аллергическим реакциям. Не
отсюда ли столь ясное видение картины детства от одного только запаха
рыжика?"
  И далее доктор развивает свою догадку, вспомнив, что в иммунологии есть
понятие так называемого первородного греха, заимствованное из библейской
терминологии. Суть его в том, что самая первая встреча организма, например,
с вирусом гриппа производит столь сильный иммунологический эффект, что
клетки, образующие антитела, "запоминают" узор мозаики антигенной оболочки
вируса. И потом, при встрече с другими вирусами гриппа, организм, наряду с
новыми иммунными заготовками, продолжает штамповать противотела и к
"пример-штамму" вируса.
  Человек всю жизнь носит в крови защитные тела не только к вирусам и
бактериям, но и к любым веществам, способным вызвать иммунную реакцию.
Наука знает, по крайней мере, пять источников "чужих" молекул. Первый
источник - микроорганизмы, о которых мы уже упоминали. Второй - пища (не
случайно герой романа Марселя Пруста "В поисках утраченного времени"
вспоминает картины детства, едва раскусив печенье, приготовленное его
тетушкой по старому рецепту). Третий - пыльца растений; именно она,
наверное, вызвала у самого Ягодинского видение стога сена. Четвертый -
химические вещества, в том числе бытовые, например, мыло и стиральный
порошок (так вот откуда воспоминания мальчика-испанца!). Наконец, пятый
принадлежит самому организму. Это может быть эмбрион - плод, обладающий
антигенами не только матери, но и отца, или ставшие "чужими"
клетки-"уроды", появившиеся в организме из-за генетических аномалий или
старения.
  И хотя давно уже бытует понятие "иммунологическая память", продолжает
врач, означающее настороженность к веществам, когда-либо побывавшим в
организме, о связи этой памяти с нашей памятью в ее обычном понимании пока
вроде бы еще никто не говорил. А зря. В корне иммунных реакций лежат весьма
тонкие процессы распознавания "своего" и "чужого" на основе долговременной
иммунологической памяти. На некоторые повторные встречи с аллергеном
организм отвечает бурной реакцией. (Вспомните про своих знакомых с
бронхиальной астмой или с повышенной чувствительностью к цветочной пыльце.)
Не такой ли механизм сработал у А.К.Толстого, когда он, нюхая рыжик,
мгновенно вспомнил детство?
  Но почему вспомнил? Какая связь между запахом - аллергеном, памятью
головного мозга и памятью иммунологической? Давайте порассуждаем. Основная
арена, на которой бушуют реакции иммунитета, - это костный мозг,
кроветворная, а точнее, лимфоидная ткань. Главные действующие лица - клетки
этой ткани, прежде всего лимфоциты и макрофаги.
  Аллергия - лишь частный случай ответа иммунной системы на повторный
контакт с антигеном. А пахучие вещества лишь часть иммунных раздражителей,
способных вызвать аллергию. Число вариантов лимфоцитов, играющих основную
роль в иммунитете, столь велико, что любой антиген всегда находит в
организме сорт лимфоидных клеток с соответствующими рецепторами. Контакт
между антигеном и рецепторами вызывает бурную реакцию размножения "нужных"
вариантов клеток.
  Образующиеся при аллергии иммунные комплексы могут повреждать некоторые
виды клеток организма, представляющие собой "склады" высокоактивных
веществ, например, гистамина и ацетилхолина. Резкое повышение концентрации
этих нейростимуляторов в крови и тканях (особенно мозговой) вызывает
своеобразный шок, закрепляющий ассоциации иммунологической и мозговой
памяти.
  ...Вот какую теорию развернул перед нами врач В.Ягодинский, отметив в
конце своих рассуждений, что воспоминания героя романа "Игра в бисер"
оказались столь сильны еще и потому, что данный эпизод произошел с
мальчишкой в переходном четырнадцатилетнем возрасте, когда происходит
гормональная перестройка организма, да еще и весной, то есть в сезон, когда
в организме вообще обостряются психофизиологические процессы и чувства.
Вдобавок "чувство бузины" было еще и закреплено музыкальной ассоциацией с
музыкой Шуберта. Прекрасная музыка стала дополнительным закрепляющим
стимулом.
  Не будем тут комментировать связь запахов с болезнями, особенно с такой
сложной, как астма. Врач, видимо, свое дело знает, ему, как говорится, и

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Славин С.Н., О чем говорят запахи?