Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»

пленных находился гордый Филя, схваченный Андреем дворским, и знаменитый
изменник галицкий, боярин Владислав: оба казнены  были  в  тот  же  день
вместе со многими другими венгерскими пленниками.
   Ярославская победа окончательно утверждала Даниила на столе галицком:
с этих пор никто из русских князей уже не беспокоил его более своим  со-
перничеством; венгры также оставили свои притязания; должны были успоко-
иться и внутренние враги народа, бояре, не имея более возможности крамо-
лить, не находя соперников сыну Романову. Но сколько славен был для  Да-
ниила 1249 год, столько же тяжек следующий, 1250: от татар пришло  гроз-
ное слово: "Дай Галич!" В глубокой грусти оба Романовича  стали  думать:
что делать? В чистом поле не было  возможности  сопротивляться  татарам,
городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: "Не отдам пол-отчины
моей, лучше поеду сам к Батыю". Даниил  отправился  в  путь,  приехал  в
опустошенный Киев, где сидел боярин Димитрий Ейкович, посланный туда ве-
ликим князем Ярославом суздальским; в Киеве Даниил остановился  в  Выду-
бицком монастыре, созвал братию, попросил их отслужить молебен, чтоб бог
помиловал его, и поплыл по Днепру в сильной тоске, видя перед собою беду
грозную. В Переяславле, стольном городе прадеда своего Мономаха, он  уже
встретил татар; упомянутые выше западные путешественники рассказывают  о
тяжком впечатлении, которое произвело на них первое знакомство с татара-
ми, показавшимися им какими-то демонами;  такое  же  тяжкое  впечатление
произвели татары и на Даниила, по  свидетельству  летописца:  варварские
обряды, суеверия внушали глубокое отвращение сыну Романову, с ужасом ду-
мал он, что все приходящие к хану подчиненные владельцы должны исполнять
эти обряды, ходить около куста, кланяться солнцу, луне, земле,  дьяволу,
умершим, находящимся в аде предкам их ханским. В черных  мыслях  приехал
Даниил на Волгу, в Орду Батыеву, и первая весть, услышанная им здесь, не
могла его утешить: пришел к нему  слуга  великого  князя  Ярослава  суз-
дальского и сказал: "Брат твой  Ярослав  кланялся  кусту,  и  тебе  кла-
няться". "Дьявол говорит твоими устами, - отвечал ему на это  Даниил,  -
да заградит их бог". К счастию, Батый не потребовал от  него  исполнения
суеверных обрядов: когда Даниил при входе в вежу поклонился, по  татарс-
кому обычаю, то Батый встретил его словами: "Данило! зачем так долго  не
приходил; но все хорошо, что теперь пришел; пьешь ли черное молоко, наше
питье, кобылий кумыс!" "До сих пор не пил, - отвечал Даниил,  -  но  те-
перь, если велишь, буду пить". "Ты уже наш татарин, - продолжал Батый, -
пей наше питье". Даниил выпил, поклонился, по их обычаю, и, сказавши ха-
ну, что следовало о делах своих, попросил позволения идти к ханше; Батый
сказал: "Иди". Князь пошел поклониться ханше; потом Батый прислал к нему
вина, велевши сказать: "Не привыкли вы пить молоко, пей вино".  Северный
летописец, довольный относительным уважением,  каким  пользовались  наши
князья в Орде, повторяет постоянно, что они принимались там с честию; но
южный, рассказавши о принятии Даниила ханом, разражается горькими  жало-
бами: "О, злее зла честь татарская! Даниил Романович князь был  великий,
обладал вместе с братом Русскою землею, Киевом, Владимиром и Галичем;  а
теперь сидит на коленях и холопом называется, дани хотят, живота не  ча-
ет, и грозы приходят. О, злая честь татарская! Отец был царем в  Русской
земле, покорил Половецкую землю и воевал на иные все  страны;  и  такого
отца сын не принял чести, кто ж другой после того получит от них что-ни-
будь? Злобе и лести их нет конца!" Пробывши двадцать пять дней  в  Орде,
Даниил достиг цели своей поездки: хан оставил за ним все его земли. При-
ехавши в Русь, он был встречен братом и сыновьями, и  был  плач  об  его
обиде, говорит летописец, но еще  больше  радовались,  что  увидели  его
опять здоровым.
   Даниил мог немного утешиться немедленным  полезным  следствием  своей
поездки к хану: король венгерский, испуганный не столько Ярославскою по-
бедою, сколько благосклонностию Батыя к Даниилу,  тотчас  же  прислал  к
последнему с предложением мира и родственного союза, который прежде  от-
вергнул Даниил изъявил сперва сомнение в искренности короля; но митропо-
лит Кирилл съездил в Венгрию и уладил дело: Лев Данилович женился на до-
чери королевской, и Даниил отдал королю пленников венгерских, взятых при
Ярославле. Но чем спокойнее было княжение Даниила  внутри,  чем  славнее
становился он между соседними государями европейскими, тем тягостнее бы-
ла для него злая честь татарская, и он стал искать средств  к  свержению
ига. С одними средствами Галича и Волыни нельзя было и думать  об  этом;
сломить могущество татар, отбросить их в степи можно было только с помо-
щию новых крестовых походов, с помощию союза всей Европы или по  крайней
мере всей восточной ее половины. Но о крестовом союзе католических госу-
дарств нельзя было думать без главы римской церкви, от  которого  должно
было изойти первое, самое сильное побуждение;  князь  русский  мог  быть
принят в этот союз только в качестве сына римской церкви - и вот  Даниил
завязал сношения с папою Иннокентием IV о соединении церквей. Легко  по-
нять, как обрадовался  папа  предложениям  галицкого  князя;  письмо  за
письмом, распоряжение за распоряжением следовали от его имени по  случаю
присоединения Галицкой Руси. Он отправил доминиканского монаха Алексея с
товарищем для безотлучного пребывания при дворе Даниила, поручил  архие-
пископу прусскому и эстонскому легатство на Руси, позволил русскому  ду-
ховенству совершать службу на заквашенных  просвирах,  признал  законным
брак Даниилова брата Василька на одной из родственниц, уступил  требова-
нию Даниила, чтобы никто из крестоносцев и других духовных  лиц  не  мог
приобретать имений в русских областях без позволения князя. Но с  самого
уже начала обнаружилось, что связь с Римом не будет продолжительна: вре-
мя крестовых походов прошло, папа не имел уже прежнего значения, не  мог
своими буллами подвинуть целой Европы против Востока: в 1253 году он пи-
сал ко всем христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании об отражении
татарских набегов на земли христианские и проповедовании крестового  по-
хода; но это послание не произвело никакого действия; то же в  следующем
году писал он к христианам Ливонии, Эстонии и Пруссии, и также безуспеш-
но. Вместо помощи против татар папа предлагал Даниилу королевский  титул
в награду за соединение с римскою церквию. Но Даниила не мог  прельстить
королевский титул. "Рать татарская не перестает: как я могу принять  ве-
нец, прежде чем ты подашь мне помощь?" - приказывал отвечать он папе.  В
1254 году, когда он был в Кракове у князя Болеслава, туда же  явились  и
послы папские с короною, требуя свидания с Даниилом;  тот  отделался  на
этот раз, велевши сказать им, что не годится ему с ними видеться в чужой
земле. На следующий год послы явились опять с короною и с обещанием  по-
мощи; Даниил, не полагаясь на пустые обещания, не  хотел  сперва  и  тут
принимать короны, но был уговорен матерью своею  и  князьями  польскими,
которые говорили ему: "Прими только венец, а мы уже будем помогать  тебе
на поганых"; с другой стороны, папа проклинал тех, которые  хулили  пра-

Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен