Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 87   88   89   90   91   92   93   94   95  96   97   98   99   100   101   102   103   104   105  » »»

жайте оба вместе в Киев, к столу отцов и дедов наших: то  старший  город
во всей земле, в нем следует собираться нам и улаживаться". Олег обещал-
ся приехать, целовал крест и отправился  из  Стародуба  в  Смоленск;  но
смольняне не захотели принять его, и он принужден был ехать в Рязань.
   Видя, что Святославичи не думают приезжать в Киев на уряжение, Свято-
полк с Владимиром пошли было к Смоленску на Давыда, но помирились с ним;
а между тем Олег с Давыдовыми полками пошел из Рязани к Мурому на  Изяс-
лава, сына Мономахова. Изяслав, узнавши, что Олег идет на  него,  послал
за суздальцами, ростовцами, белозерцами и собрал много войска. Олег пос-
лал сказать ему: "Ступай в волость отца своего, в Ростов, а это  волость
моего отца, хочу здесь сесть и урядиться с твоим отцом: он  выгнал  меня
из отцовского города, а ты неужели и здесь не хочешь дать мне  моего  же
хлеба?" Изяслав не послушался его, надеясь на множество войска; Олег же,
прибавляет летописец, надеялся на свою правду, потому что был он  теперь
прав. Это замечание летописца очень любопытно: Олег лишился Чернигова  и
Мурома вследствие войны, которую начали против него  двоюродные  братья,
следовательно, по понятиям современников, самая война была  несправедли-
ва: в противном случае летописец не оправил бы Олега, потому  что  тогда
отнятие волости было бы только достойным наказанием за его неправду. Пе-
ред стенами Мурома произошла битва между Олегом и Изяславом; в лютой се-
чи Изяслав был убит, войско его разбежалось - кто в лес,  кто  в  город.
Олег вошел в Муром, был принят гражданами, перехватал  ростовцев,  бело-
зерцев, суздальцев, поковал их и устремился на Суздаль;  суздальцы  сда-
лись; Олег усмирил город: одних жителей взял в плен, других  рассеял  по
разным местам, имение у них отнял. Из Суздаля пошел к Ростову, и ростов-
цы сдались; таким образом он захватил всю землю Муромскую и  Ростовскую,
посажал посадников по городам и начал брать дани. В это время  пришел  к
нему посол от Мстислава Владимировича из Новгорода: "Ступай из Суздаля в
Муром, велел сказать ему Мстислав, в чужой волости не сиди; а я с дружи-
ною пошлем к отцу моему и помирю тебя с ним; хотя ты и брата моего  убил
- что же делать! В битвах и цари и бояре погибают". Олег не захотел  ми-
риться, он думал взять и Новгород и послал брата своего Ярослава в  сто-
рожах на реку Медведицу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав, посове-
товавшись с новгородцами, послал от себя в сторожах Добрыню Рагуйловича,
который прежде всего перехватил Олеговых данников (сборщиков дани). Ког-
да Ярослав узнал, что данники перехвачены, то в ту же ночь бросился  бе-
жать к Олегу с известием, что Мстислав идет. Олег  отступил  к  Ростову,
Мстислав за ним; Олег двинулся к Суздали), Мстислав пошел за ним и туда;
Олег зажег Суздаль и побежал к Мурому; Мстислав пришел в Суздаль и,  ос-
тановившись здесь, послал опять с миром к Олегу, велел сказать  ему:  "Я
моложе тебя; пересылайся с отцом моим, да выпусти дружину, а я  во  всем
тебя послушаю". Причина такой скромности со стороны  Мстислава  заключа-
лась в том, что он был крестный сын  Олегу.  Последний  видел,  что  ему
трудно одолеть Мстислава силою, и потому решился действовать  хитростью:
послал к Мстиславу с мирным ответом, и когда тот, понадеявшись  на  мир,
распустил дружину по селам, Олег неожиданно явился на Клязьме;  Мстислав
обедал в то время, когда ему дали знать о приближении Олега, который ду-
мал, что племянник, застигнутый врасплох, побежит;  однако  Мстислав  не
побежал: к нему в два дня собралась дружина - новгородцы, ростовцы и бе-
лозерцы; он выстроил ее перед городом, и когда явился Олег, то  ни  тот,
ни другой не хотели начать нападение и стояли друг перед  другом  четыре
дня; а между тем Мономах прислал на помощь к Мстиславу другого сына сво-
его, Вячеслава, с половцами. На пятый день Олег выстроил дружину и  дви-
нулся к городу; Мстислав пошел к нему навстречу и,  отдав  стяг  (знамя)
Мономахов половчину Куную, отдал ему также пеший полк и поставил его  на
правом крыле. Сошлись биться: полк Олегов против полка Мстиславова, полк
Ярославов против полка Вячеславова. Мстислав с новгородцами перешел  по-
жар, схватился с врагами на реке Колакче и начал одолевать, а между  тем
Кунуй с пешими зашел в тыл Олегу и поднял стяг  Владимиров:  ужас  напал
тогда на Олега и на все его войско, которое бросилось бежать. Олег  при-
бежал в Муром, затворил здесь брата Ярослава,  а  сам  пошел  в  Рязань.
Мстислав по его следам пришел к Мурому, заключил мир  с  жителями,  взял
своих людей, ростовцев и суздальцев, захваченных прежде Олегом, и  пошел
на последнего к Рязани; Олег выбежал и отсюда, а Мстислав договорился  и
с рязанцами, которые выдали ему также пленников. Из Рязани послал  он  в
третий раз к Олегу с мирными предложениями: "Не бегай, но шли к братьи с
просьбою о мире: не лишат тебя Русской земли; а я пошлю  к  отцу  своему
просить за тебя". Олег обещал послушаться его;  Мстислав  возвратился  к
Суздалю, оттуда в Новгород и точно послал к Мономаху просить  за  своего
крестного отца.
   Мономах, получив письмо от сына, написал к Олегу: "Пишу к тебе, пото-
му что принудил меня к тому сын твой крестный: прислал ко мне мужа свое-
го и грамоту, пишет: уладимся и помиримся, а братцу моему суд пришел; не
будем за него местники, но положимся во всем на бога: они станут на  суд
перед богом, а мы Русской земли не погубим. Увидав такое  смирение  сына
своего, я умилился и устрашился бога, подумал: сын мой в юности своей  и
в безумии так смиряется, на бога все возлагает, а я что делаю? Грешный я
человек, грешнее всех людей! Послушался я сына своего,  написал  к  тебе
грамоту: примешь ли ее добром или с поруганьем - увижу по твоей грамоте.
Я первый написал к тебе, ожидая от тебя смиренья и покаянья. Господь наш
не человек, а бог всей вселенной, что хочет -  все  творит  в  мгновенье
ока; а претерпел же хуленье, и плеванье, и ударенье, и на смерть  отдал-
ся, владея животом и смертью; а мы что люди грешные? Ныне живы, а завтра
мертвы; ныне в славе и в чести, а завтра в гробе и  без  памяти:  другие
разделят по себе собранное нами. Посмотри, брат, на отцов  наших:  много
ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души? Тебе бы следо-
вало, брат, прежде всего прислать ко мне с такими словами.  Когда  убили
дитя мое и твое пред тобою, когда ты увидал кровь его и тело  увянувшее,
как цветок, только что распустившийся, как агнца  заколенного,  подумать
бы тебе, стоя над ним: "увы, что я сделал! Для неправды света сего сует-
ного взял грех на душу, отцу и матери причинил слезы!  Сказать  бы  тебе
было тогда по-давыдовски: аз знаю грех мой, предо мною есть  выну!  Богу
бы тебе тогда покаяться, а ко мне  написать  грамоту  утешную  да  сноху
прислать, потому что она ни в чем не виновата, ни в добре, ни в зле: об-
нял бы я ее и оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен брачных; не  ви-
дал я их первой радости, ни венчанья, за грех мой; ради бога пусти ее ко
мне скорее: пусть сидит у меня, как горлица, на сухом дереве  жалуючись,
а меня бог утешит. Таким уж, видно, путем пошли дети  отцов  наших:  суд
ему от бога пришел. Если бы ты тогда сделал по своей  воле,  Муром  взял
бы, а Ростова не занимал и послал ко мне, то мы уладились бы; но рассуди

Страницы: «« « 87   88   89   90   91   92   93   94   95  96   97   98   99   100   101   102   103   104   105  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен