Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Зубакин Юрий - Применение фантастических допущений в курсе РТР

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 6
Размер файла: 29 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6  »

фантастические образования.
        Цели моей работы - показать фантастические ДОПУЩЕНИЯ (их
взаимосвязь, развитие, образование), образованные ими структуры
фантастических произведений, а также обоснование необходимости их
применения в курсе РТВ.
        Мне могут возразить, что понятие ИДЕИ традиционно
используется в курсе РТВ, введение же нового понятия лишь все
запутает и, что старые добрые ИДЕИ ничем не хуже
нововведения. Мне это кажется неправильным - здесь как с вопросом
о форме Земли: в повседневной жизни мне безразлично, какой она
формы - пусть даже в виде надкушенного бублика или блина, - но
ведь никто не будет утверждать, что Земля плоская. Так и с ИДЕЕЙ:
применять это понятие (как говорить о плоской Земле) можно лишь
на поверхностном, "бытовом" уровне, но применение его при
углубленном исследовании - например, при анализе структуры
фантастического произведения - приведет лишь к искажению общей
картины фантастических образований произведения.
        Вводя понятие ДОПУЩЕНИЕ, мы избежим многих подводных
камней, которые смертельны ИДЕЯМ.
        Недостатки применения фантастических ИДЕЙ и достоинства
применения фантастических допущений мне видятся в следующем:
        1. Традиционное понимание фантастической ИДЕИ в литературе
по РТВ _намного уже_ понятия ДОПУЩЕНИЕ, а это часто исключает из
рассмотрения многие структурные элементы, обедняя и искажая общую
картину фантастических образований в произведениях.
        2. В литературе по РТВ под фантастической ИДЕЕЙ понимается
нечто самоценное, представляющее самостоятельный интерес и, как
правило, лежащее _в основе_ фантастического произведения. Допущения
же, кроме того, что также интересны сами по себе, показывают
ВЗАИМОСВЯЗЬ допущений; в основе (если, конечно, можно так сказать)
фантастического произведения лежат только НАЧАЛЬНЫЕ фантастические
допущения. Если сравнить воду с фантастическим произведением, то
фантастическую ИДЕЮ можно сравнить с брошенным в воду камнем, круги
от которого изменяют реальность, делая ее фантастической - так
традиционно рассматривается ИДЕЯ в курсе РТВ. У меня же с камнем
можно сравнить лишь НАЧАЛЬНЫЕ допущения, которые при столкновении
с реальностью в мире фантастического произведения создают "волны"
- другие ДОПУЩЕНИЯ; проследив путь распространения "волн", можно
сделать выводы об эволюции фантастических допущений, рассмотреть
механизм их образования.
        3. В ряде случаев _недопустимо_, при анализе фантастического
произведения, применение понятия ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ к структурным
элементам произведения - например, нельзя называть ИДЕЯМИ допущения
вторичной реальности (допущения мира произведения) - см. главу 3.1.
        4. При рассмотрении ИДЕЙ в художественном произведении
возможна _путаница_, связанная с подменой фантастических ИДЕЙ в
произведении ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИДЕЯМИ фантастического произведения
(т.е. обобщенными, эмоциональными, образными мыслями, лежащими в
основе произведения искусства), что не всегда одно и то же: если
ИДЕИ из курса РТВ могут представлять самостоятельный интерес,
возможно их рассмотрение _вне_ художественного произведения, то
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ необходимо рассматривать в связи с
произведением, - введение понятия ДОПУЩЕНИЕ позволяет избежать
подобных недоразумений.
         В работе дается определение допущений, рассматривается
взаимосвязь фантастических допущений, развитие и их образование.
        Взаимосвязь допущений рассматривается с помощью
предложенной мной структурной схемы фантастического произведения,
являющейся логичным продолжением анализа сюжета Методом Золотой
Рыбки и Методом Снежного Кома.
        Мною рассматривается образование научно-фантастических,
ненаучно-фантастических допущений, их сходства и различия,
взаимосвязь, связь с реалистическими допущениями, превращение
одних видов допущений в другие.
        Делается вывод об одинаковой значимости для курса РТВ
научно-фантастических и ненаучно-фантастических допущений.
        В литературе по ТРИЗ широко используются результаты
проведенного Г.Альтовым анализа фантастических ИДЕЙ в произведениях
Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева, его выводы о прогностических возможностях
фантастов. Выбрав по одному произведению Ж.Верна, Г.Уэлса, А.Беляева,
я составил списки фантастических допущений из этих произведений.
При сравнении фантастических допущений с ИДЕЯМИ, выбранными Г.Альтовым,
оказалось, что ИДЕИ Г.Альтовым выбирались весьма вольно, в некоторых
случаях они проинтерпретированы неверно - все это позволило мне усомниться
в его выводах о прогностических возможностях фантастов.
        Мною также проанализирована предложенная Г.Альтовым и
П.Амнуэлем шкала оценки фантастических ИДЕЙ. В некоторых случаях
с помощью шкалы оценивались сюжет, произведение. Оказалось, что
шкалу невозможно использовать для оценки фантастических
произведений, сюжетов, изменения шкалы требует оценка ИДЕЙ.
        Подробнее обо всем этом рассказывается в моей работе.
        Отмечу, что в некоторых работах по РТВ используются одни и те же
примеры из фантастической литературы, - мне же показалось
неинтересным такое повторение, поэтому примеры этой работы, в
основном, результат моих изысканий. Учитывая, что примеры могут
использоваться не только для подтверждения правильности моих слов,
но и для дальнейшего использования в курсе РТВ, некоторые из них
рассматриваются подробно.
        Конечно же, примеры допущений из фантастических
произведений - это не фантастика, в этом я согласен с Б.Стругацким
(1988) [3]: "Не надо забывать, что фантастика - это разновидность
литературы. То, что она используется для развития творческого
воображения на курсах изобретателей (это делается и у нас
[в СССР - Ю.З.]!) очень мило, но это вовсе не главное. Главный
козырь фантастики тот же, что и у всей остальной литературы -
фантастика создает и поддерживает мировоззрение". Например, было
бы странным заключить из моих примеров, что в великолепнейших
книгах "Левая рука Тьмы" У.Ле Гуин и "Враг мой" Б.Лонгиера
рассказывается только о гермафродитах.
        Во избежание возможных недоразумений, я сознательно

Страницы: « 1  2   3   4   5   6  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Зубакин Юрий, Применение фантастических допущений в курсе РТР