Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

возделает кусок земли, более определенный характер приобретут условия
питания, и т. д.
   Тогда и организационная задача его жизни меняет свою форму, переходя
шаг за шагом к первому рассмотренному нами типу. Из этого видно, что между
обоими типами есть все промежуточные ступени; вернее, они постоянно
комбинируются - в одних отношениях, в проявлениях одной группы активностей
среда выступает как определенно-изменяющаяся, в других отношениях как
неопределенно-изменчивая.
   Пусть две армии стоят друг против друга. Та, которая захватит в свои
руки инициативу, первая перейдет в наступление, должна будет решать задачу
на определенно-изменяющиеся сопротивления. Район наступления должен
явиться, естественно, районом наибольшего противодействия; выгиб фронта
сам по себе увеличивает поверхность соприкосновения наступающих частей с
неприятелем; притом эти части выходят из-за прикрытий, что увеличивает
относительную силу неприятельского воздействия, а враждебная армия,
конечно, начнет сосредоточивать, какие для нее возможно, новые части к
пунктам атаки.
   Следовательно, первая армия должна концентрировать достаточную сумму
своих сил в этом районе, а в других поддерживать такое их количество,
какое может потребоваться для сопротивления возможным контр-маневрам, для
развития результатов прорыва, и пр. Если все это рассчитано хорошо, и
относительное противодействие оказалось, где надо, меньше единицы, то
задача решена, неприятель частично или вполне побежден.
   Если неприятель только оттеснен, и держится прочно на своих позициях,
при относительном сопротивлении равном единице, то задача выступает в
новом виде.
   При этом может быть два случая. Либо силы достаточны для попытки
повторного удара; тогда следует заново, в изменившейся обстановке,
организовать решение того же типа, как и первое; либо силы истощены,
резервов мало, приходится на время отказаться от оффенсивы: тогда, пока
она не наметится со стороны неприятеля, задача будет второго типа, -
равномерное закрепление фронта, перераспределение сил в пользу более
слабых частей фронта.
   Из этих примеров ясно, что, во 1), решение задач на
определенно-изменяющиеся сопротивления тектологически выгоднее,
соответствует большой планомерности; во 2), переход к этому типу от
другого может зависеть отнюдь не только от среды, воздействия которой из
менее определенных становились бы более определенными, но и от активного
отношения самой системы к этой среде: воздействуя на среду, данная
система, тем самым, как бы выбирает ее сопротивления.
   Воспитание ребенка представляет чрезвычайно важную
социально-организационную задачу. Это, в сущности, процесс введения нового
члена в общественную систему.
   Оно приготовляет человека к той жизненной функции, вернее - к той сумме
функций, которая ему в обществе предстоит. Эти функции, обстановка, в
которой они будут выполняться, сопротивления, с которыми они должны будут
иметь дело, частью могут быть предопределены заранее, частью лежат вне
предвидения воспитателей.
   Следовательно, условия задачи двойственны: с одной стороны, среда
определенно-изменяющаяся, с другой - неопределенно-изменчивая. Соотношения
двух сторон задачи в разных исторических системах различны.
   Более древние типы социальной организации отличаются консерватизмом
быта; таковы первобытно-родовые общины, развившиеся из них
авторитарно-родовые, а затем феодальные общества; в значительной мере ту
же особенность сохраняют первые феодально-меновые формации -
рабовладельческие разных видов, крепостные, и даже ремесленно-городские.
Бытовой консерватизм закрепляет за детьми социальное положение и функции
родителей: сын военного организатора - феодала должен стать таким же
вождем дружин, сын зависимого крестьянина - таким же несвободным
земледельцем, сын кузнеца - кузнецом, и т. д. Общественная роль
предопределена в наибольшей доле, и соответственно определенна задача
воспитания: оно развивает активности ребенка по образу и подобию отца или
матери, в домашнем, иногда в корпоративном обучении. Педагогические
принципы очень просты: все сводится к подражанию или механическому
заучиванию, а затем специальным практическим упражнениям; особого
воспитательного аппарата либо вовсе нет, либо он находится в зачаточном
состоянии. Пока социальная обстановка устойчива, этого вполне достаточно:
жизнь стереотипно повторяет от поколения к поколению те же технические и
социально-организаторские воздействия, которыми преодолеваются те же
сопротивления стихийной или человеческой природы. Зато, если человек
попадает в непредусмотренное положение, он оказывается в огромном
большинстве случаев бессилен и беспомощен. Если же меняется общая
природная или социальная обстановка, неприспособленность широко охватывает
всю жизнь консервативного коллектива. Так, при вынужденных переселениях
диких и варварских племен обычным являлось вымирание их в значительной
доле, на первых, по крайней мере, порах. А вымирание отсталых народов при
самом даже мирном соприкосновении с цивилизованными выступает часто еще
резче, при чем иногда трудно улавливаются его ближайшие причины. Но
причина основная и общая одна: консервативно сформированные организмы
устойчивы только в консервативной среде; когда она становится изменчивой,
тогда неизбежно в тех или иных частях, в тех или иных функциях этих
организмов относительные сопротивления должны время от времени оказываться
ниже единицы.
   Смена консервативных социальных структур структурами, носящими в себе
условия прогрессивного развития на основе противоречий, - авторитарных
меновыми капиталистическими, - в корне изменяет условия и задачи
воспитания. Тенденция к сохранению за детьми социального положения и роли
их родителей все более и более ограничивается, все чаще и чаще практически
парализуется стихийными силами общественной жизни: но даже и в тех
случаях, где она реально проявляется, детям приходится выполнять свои
функции в изменившейся и продолжающей изменяться социальной обстановке,
т.-е. иметь дело с сопротивлениями иной величины, а частью и иного
характера; стереотипное воспитание по образцу прошлого и тогда оказывается
недостаточным. Следовательно, задача воспитания в наибольшей доле
неизбежно должна решаться в расчете на неопределенно-изменяющиеся условия.
   Но она не может вся сводиться к этому, и вот по какой причине.
Поскольку само общество противоречиво-прогрессивного типа лишено цельности
и анархично, поскольку в отношениях его элементов значительное место
принадлежит борьбе, дезингрессиям, постольку человек в нем удерживает за
собой социальное положение и функцию лишь на основе какого-нибудь

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки