Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 36   37   38   39   40   41   42   43   44  45   46   47   48   49   50   51   52   53   54  » »»

покорность, смирение; часто еще сокращение потребностей - "аскетизм", и
даже сношение с другими людьми - "отшельничество". Каков смысл этих
реакций? Внешняя среда своими враждебными силами уменьшает жизненные
активности психической системы; а она с'уживает свои активные проявления,
область своих соприкосновений с внешней средою; этим непосредственно
уменьшается сумма неблагоприятных воздействий среды, как в нашем примере с
черепахой. Очевидно, здесь выступает принцип Ле-Шателье; это тип систем
равновесия.
   Другие натуры становятся в боевое отношение к среде, энергично борются
против ее враждебных сил, расширяя свои активные проявления, увеличивая их
напряженность.
   Потери энергии, вызванные отрицательными воздействиями извне, еще
увеличиваются новыми ее затратами на борьбу, - а сумма соприкосновений с
внешней средою, глубина проникновения в нее, вообще то, что можно назвать
"уязвимой поверхностью", еще возрастает. Это как раз противоположно
принципу Ле-Шателье, и указывает на комплекс неуравновешенного типа.
   Ясно, что натуры первого рода неспособны к практическому прогрессу,
развитию своей силы, к победе над средою; натуры второго рода способны или
к развитию, к прогрессивным победам над внешними силами, или к деградации
через поражения; часто и то и другое смешивается в разных соотношениях, -
напр., нередкое среди артистов творческое развитие, соединенное с
разрушительным прожиганием жизни; еще чаще одно сменяется другим,
неуравновешенность под'ема неуравновешенностью регресса, когда, напр.,
среда меняется в резко неблагоприятную сторону; но возможна и обратная
смена. А натуры, тяготеющие к равновесию, будучи неспособны развивать свое
сопротивление среде, по мере его исчерпыванья, естественно переходят к
деградации.
   В русском языке есть особое слово для обозначения этого типа, именно -
"обыватель". Народное сознание, в своем стихийном коллективизме
вырабатывающее язык, часто выражает в нем глубокий опыт, ускользающий от
сознания индивидуального, даже весьма развитого. В понятии "обыватель"
заключается образ бытия колеблющегося ("бывать" - многократный вид от
"быть"), и притом около некоторого уровня (значение предлога "о").
Обывательский характер - это как раз отсутствие боевых реакций на
воздействия среды, терпение, покорность и пр., - внутреннее смягчение
ударов извне.
   Но, опять-таки, надо помнить, что все тектологические определения
относительны.
   Человек, тяготеющий к равновесию в одних областях своей жизни, может
являться положительно или отрицательно неуравновешенным в других:
"гражданин", даже "революционер" в политической жизни, "обыватель" в
семейных отношениях, или, напр., обыватель во всех соприкосновениях с
обществом, самодур внутри своего хозяйства и т. под.
   Преобладание тех или иных психических типов зависит от социальных
условий - от строения общества, от направления и темпа его развития, в
целом и в отдельных группах или классах. Таким образом, и в социальных
идеологиях отражаются тенденции, соответствующие этим типам. И так как
завершением каждой идеологии, высшей ее характеристикой служит жизненный
идеал, то в нем особенно ярко выступает тенденция того или другого типа.
Тяготение коллектива к равновесию воплощается в идеалах пассивности и
безразличия; самый чистый и законченный из них, это - "нирвана" буддистов,
абсолютное равновесие души, ее полное успокоение в ничем не возмущаемом
созерцании вечности. Сюда же относятся идеалы - мечты; таков христианский
с его представлением о справедливости на том свете, о награде страдающим,
смиренным и покорным, о наказании злым и гордым, при чем и награда и
наказание осуществляются не усилиями самих людей, а божеством, высшей
мировой активностью, восстановляющей нарушенное в земной жизни равновесие.
Подобные приятные мечты - одна из психических реакций на враждебные
воздействия среды, реакция "самоутешения", вполне соответствующая принципу
Ле-Шателье: внутреннее противодействие психики той боли, которая
причиняется разрушительными силами извне.
   Другая группа - идеалы социально-практические, активно-организационные.
Таков в наивысшей степени идеал трудового коллективизма.
   Первые - свойственны обществам, группам, классам, жизненно-застывающим
в сложившихся формах или уже теряющим свою позицию, неспособным успешно ее
отстаивать; вторые - коллективам растущим, побеждающим стихийные и
социальные сопротивления.
   Системы равновесия, путем структурных изменений, часто не заметных для
прямого наблюдения, могут переходить в неуравновешенные, и обратно. Эти
переходы практически очень важны; их чаще всего возможно уловить по
изменению реакций системы. Во взаимоотношениях людей и организаций
правильные оценки тенденций того и другого рода, особенно в их смене,
могут спасать от величайших и непоправимых ошибок. Такие оценки на каждом
шагу и делаются людьми, на основе "житейской мудрости", т.-е. обыденной,
обывательской тектологии. Из нескольких наблюдений того, как человек
реагирует на те или иные толчки извне, выводят заключение об его общем
складе, застойном, тяготеющем к равновесию, или же напротив, инициативном,
порывистом, боевом, - и с этим сообразуются в дальнейших отношениях к
нему.свидетельствуют пословицы в роде - "в тихом омуте черти водятся". Научной
же обработке этот смутный, неточный и неустойчивый опыт не подвергался, и
каждый должен был за свой счет его усваивать и оформливать.
   Еще важнее распознавание обоих типов в отношениях между организациями -
государственными, партийными, экономическими, культурными, военными, в
создании сотрудничества между ними и в расчетах на победу в случае борьбы.
Здесь недостаток "практической мудрости" организаций или их руководителей
может иметь роковое значение для них.
   Вот, положим, армия, которая на неприятельское наступление отвечает
сокращением фронта и переходом на более защищенные позиции, а не
наступательными контр-маневрами: она имеет вид системы, тяготеющей к
равновесию.
   [Греческие буквы альфа и бета, присутствующие в оригинале, заменены на
латинские, а числовые подстрочные индексы - на обычные цифры.] Но это
может и не быть ее действительной тенденцией, а только маскировкой; тогда
ее подлинное состояние может быть уловлено на мелких проявлениях ее
"духа", по характеру частичных взрывов ее "активности". Но если она на
самом деле неспособна к инициативе и прогрессивному развертыванию боевого
действия, то, выиграв время для перегруппировки, накопления и концентрации
сил, она все-таки может вновь превратиться в систему противоположного
типа, а противник, потерявший это время, проиграть все там, где имелись

Страницы: «« « 36   37   38   39   40   41   42   43   44  45   46   47   48   49   50   51   52   53   54  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки