Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»

определенного и устойчивого преимущества перед другими. А такое
преимущество является, конечно, лишь в результате решения задачи на
определенно-изменяющиеся сопротивления. Значит, необходимо, чтобы и это
давалось воспитанием. Но каким путем?
   На одной из предыдущих иллюстраций мы видели, что переход от первого,
тектологически менее выгодного типа задачи ко второму зависит не только от
среды, но и от активного отношения к ней самого противостоящего ей
комплекса, в данном случае - человека: возможен с его стороны выбор ее
сопротивлений, разумеется, лишь до известной степени, в ограниченном
масштабе. Этот выбор воспитание может предопределить в форме специализации.
   Действительно, специализация на той или иной работе, с ее особыми
материалами и орудиями, предрешает и характер и величины тех
сопротивлений, с которыми человеку придется иметь дело, позволяет наиболее
точно и определенно соразмерять затраты его активностей с
противодействиями об'ектов труда, планомерно достигая рассчитанных
результатов. Всего очевиднее это в технике - организации вещей; но таково
же значение специализирующей стороны воспитания в деле организации людей и
идей. Развертывая возрастающую сумму энергии в борьбе с избранными и все
более доступными его расчету сопротивлениями, человек-специалист достигает
возрастающих результатов; это и образует основное и устойчивое
преимущество, на которое он опирается в поддержании своей социальной роли
и позиции. Кузнец в своей трудовой сфере имеет дело с
определенно-изменяющимися сопротивлениями металлов, огня и пр.; в этом он
превосходит других людей: те, поскольку они сталкиваются с такими же
сопротивлениями, напр., пользуясь металлическими вещами, которые ломаются,
гнутся, портятся, так или иначе нарушая их ожидания, - вынуждены относится
к ним, как комплексам сопротивлений неопределенно-изменчивых. Но моряк
обладает вполне аналогичным превосходством в деле решения другой группы
задач, связанных с сопротивлениями водной среды, которые для кузнеца и
прочих людей является неопределенно-изменчивыми, и т. д.
   Однако, это только одна сторона воспитательной проблемы: за пределами
своей специальности, во всей остальной своей среде, социальной и
природной, человек все-таки должен считаться с общей задачей на
неопределенно-изменчивые условия.
   Ей соответствует другая сторона воспитания, направленная к развитию
органов и функций "вообще", безотносительно к каким-либо заранее
намеченным специальным обстановкам и частным целям. Сюда входит большая
часть того, что называют "физическим воспитанием", и так называемое "общее
образование".
   Физическое воспитание существовало, конечно, и в консервативных
системах; но, поскольку оно не относилось к заранее предопределенной
социальной функции человека, напр., укрепление мускулов будущего воина и
закаливанье его тела против непогоды и походных невзгод, - оно не
ставилось, как воспитательная задача: оно проводилось стихийно, "само
собою", в детских играх и детском труде семейной и между-семейной жизни.
Общество же нового типа, противоречиво-прогрессивного, вынуждено было все
более сознательно выдвигать эту сторону общего воспитания, как особую и
важную цель, - именно потому, что "сама собою" она достигается все меньше
и все хуже при возрастающей социальной дифференциации, с неизбежным ее
последствием - с'ужением воспитательной среды.
   Стоит только представить себе, насколько исключено
стихийно-воспитывающее влияние природы из обстановки городских детей, даже
господствующих классов, в какой мере страдает их физическое здоровье от
одних миазмов и пыли воздуха новейших крупных центров, до какой степени
односторонне развивается тело детей и подростков, работающих на фабриках,
и т. д. И этим ослабленным во многих частях и функциях, нестройно
сформированным организмам могут предстоять неопределенные колебания среды
от привычной обстановки мастерской до прихотливейших комбинаций новейшей
войны, сухопутной, морской и воздушной! Вопрос о равномерном, на
всевозможные случаи, укреплении этих организмов все настойчивее выдвигался
самой жизнью перед социальной педагогией и она уже давно разрабатывает
методы его решения - гигиэнические, спортивные и иные.
   Вполне подобное значение имеет и вопрос об "общем образовании", т.-е.
воспитании нервно-психической системы для не определяемых заранее
возможностей. Человек, положим, родился, жил и вырос в столице, где
сопротивления для пространственной и временной ориентировки сведены к
ничтожно-малой величине надписями на улицах, номерами на домах,
электрическими часами и проч.: и вот, ему приходится в военных условиях,
пробираться с отрядом по незнакомым местам, в лесах и болотах, среди
опасностей от людей и стихий; определять направление он вынужден по
карманному компасу и карте, - а если и того нет, по солнцу и звездам, и по
ним же соображать время; без некоторых знаний в географии, астрономии он
был бы обречен на гибель, а с ним и его спутники. Или, напр., из
безмятежно-сонной провинциальной жизни человек попадает в ураган
социальных стихий революционной эпохи, с ее неожиданно-меняющимися
потоками разрушительных активностей; как устоять, куда направить свои
усилия, не находящие привычных об'ектов? Счастье его, если он сможет
опереться на достаточное общее знакомство с историей и социальными
науками... Это иллюстрации на сравнительно крайних случаях; но в меньшем
масштабе подобные вещи происходят на каждом шагу; да и эти крайние случаи
хоть раз встречаются в жизни большинства людей, а погибнуть один раз
довольно для всякого.
   Развитие педагогической задачи не оканчивается на этой двойной ее
постановке, подчиненной принципу относительных сопротивлений; но для
понимания следующего этапа нам понадобится сделать еще один шаг в изучении
тектологических закономерностей. А пока остановимся на том, в какой же
мере достигается реальное решение задачи обществом, не осознавшим эту
задачу, как организационную, его педагогией, смутно учитывающей
тектологический опыт.
   Прежде всего, тут обнаруживается постоянное запаздывание
воспитательного материала и методов по отношению к меняющимся условиям
социального бытия. Так, много времени спустя после крушения
авторитарно-консервативных основ экономического быта, мещанская семья, и
даже школа продолжает вести детей в духе строгой авторитарной дисциплины,
убивающей инициативу и критику. Между тем такое воспитание, вполне
подходящее для общества, в котором человеку всю жизнь приходилось итти по
предопределенным другими путям, приносит большой вред в мире анархической
борьбы всех против всех, с его изменчивыми направлениями и сочетаниями
человеческих сил, при необходимости то и дело производить об'ективную
переоценку условий и самостоятельно действовать, не упуская момента.

Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки