Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110   111   112   113  » »»

полной) Ямми (21 т., Лион,  1651),  состоят  частью  из  комментариев  к
философским сочинениям Аристотеля, частью из  исследований  физического,
алхимического и естественноисторического содержания. Критическое издание
части этих последних предприняли Эрнст Мейер и Карл Ессен (Берл., 1867),
под заглавием: "Alberti Magni  de  vegetabilious  libri  VII,  historiae
naturalis  pars  XVIII".  Его  богословские  сочинения  состоят  главным
образом из изъяснения книг Священного Писания и из трудов догматического
содержания. К последним принадлежит (изданное в первый раз в  Нюрнберге,
в 1473 г.) "Compendium theologicae veritatis",  которое,  как  и  многие
другие сочинения А., распространено в  бесчисленных  изданиях  XV  в.  и
первой половины XVI в.
   Альберти, (Леоне-Баттисто) - многосторонний  итальянский  художник  и
ученый, род. 18 февр. 1404 г. в Генуе.  Изучал  сначала  правоведение  и
преуспел на столько в древних  языках,  что  приписываемая  ему  комедия
"Philodoxios" была принята за произведение Римской древности.  Он  писал
также сочинения  нравственно  философского  содержания  на  латинском  и
итальянском языках; был превосходным органистом, а  в  живописи  изобрел
воздушную  перспективу.  Его  сочинение  "De  pictura"  (Базель,   1540)
выдержало  несколько  изданий.  Но   его   настоящим   призванием   была
архитектура;  он  стремился   к   возобновлению   классического   стиля.
Примечательнейшее из  построенных  им  зданий:  во  Флоренции  -  дворец
Ручеллаи, дворец на улице делла-Скала и воздвигнутые в виде ротонды  хор
и трибуна в церкви делль-Аннунциата. В Мантуе он  построил  церковь  св.
Андрея, в Римини - церковь св. Франциска. Он умер в Риме в апр. 1472  г.
Немаловажно  его   теоретическое   сочинение   "De   re   aedificatoria"
(Флоренция, 1485; Страсбург, 1541; Beнеция, 1646). Ему принадлежит также
прекрасное в стилистическом  отношении  "Del  governo  della  famiglia".
Бонуччи издал: "Ореге volgari di А." (5 т., Флоренция, 1843 -  49).  Ср.
Никколини, "Elogio di А."  (Флоренция,  1844);  Пассерини,  "Gli  A,  di
Firenze" (2 т., Фдоренцш, 1869 - 70).
   Альбигойцы - заимствованное от города Альби в  Тарнском  департаменте
название  одной  распространенной  в  южной  Франции  церковной   секты,
усвоившей    религиозные    принципы    каеаров    и    их    позднейших
последователей-вадьденцев. Сторонники этого направления  явились  еще  в
начале XI-го столетия  и  вообще  считались  преемниками  манихеев.  Они
Проповедывали  апостольское  христианство   и   вели   простую,   строго
нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их  называли  сначала  "добрыми
людьми" (Les bons hommes), но "людьми темными" (hommes obscurs), а после
первого отлучения их от  церкви;  произнесенного  на  соборе  в  Тулузе,
созванном папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками".
Это отлучение было в 1139 г.  подтверждено  Иннокением  II.  На  соборе,
созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они  открыто
высказывались насчет своего учения. Несмотря  на  то,  они  впоследствии
подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения  о
Пресвятой  Троице,  таинств  причащения  брака,   отрицании   смерти   и
воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, папа Иннокентий III в 1209 г.
возбудил крестовый  поход  против  них,  ближайшим  поводом  к  которому
послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского
легата  и  инквизитора  Петра  Кастельно,  на  которого  воздожено  было
поручение истребить еретиков. Действительною же  причиною  было  желание
отнять  земли  графа  Тулузского,  ненавидимого  за  его  терпимость   к
еретикам. Никакой пользы не принесло  позорное  наказание  и  бичевание,
претерпленное графом от легата Мило,  и  полученная  им  от  папы  ценою
больших жертв абсолюция. Легаты -  Арнольд,  аббат  Сито  и  Мило  взяли
приступом главный город его племянника  Рожера  -  Безьер,  и  приказали
умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания.  "Убивайте  их
всех!" воскликнул Арнольд, "Господь отличит Своих и защитит!". Не  лучше
обошелся  Симон  Монфорт,  граф  Лейчестерский,   предводительствовавший
крестоносцами под руководством легатов, с другими местами  во  владениях
Раймунда и его союзников, из которых Рожер безьерский погиб в темнице, а
король Петр арагонский убит в сражении при Мюре в  1213  г.  Завоеванные
земли папа подарил графу Монфорту, в награду за его  услуги,  но  Симон,
при переменном военном счастии, никогда не  мог  спокойно  владеть  этим
подарком. При осаде Тулузы  (1218),  он  был  убит  брошенным  из  пращи
камнем, а его сына Раймунд VI и, по смерти последнего в  1222,  сын  его
Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция
снова  привлекла  разный  сброд  со  всех   концов   Франции   и   война
продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII отцовское наследие
против легатов и французского  короля  Людовика  VIII,  который  умер  в
походе против еретиков в 1226 г,  после  завоевания  Авиньона.  Когда  с
обеих сторон пали сотни тысяч  народа  и  были  опустошены  прекраснейие
местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир,  по
которому Раймунд только за большое денежное  вознаграждение  освободился
от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе  с  многими
владениями и назначил своего  зятя,  брата  Людовика,  наследником  всех
остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому,
чтобы усилить его  преданность  папскому  престолу  и  сделать  его  тем
податливее к приему папских  инквизиторов,  которые,  по  большей  части
доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев  на
костерь, или возвращали в лоно  католической  церкви  посредством  самых
тяжких эпитимий. Друге  альбигойцы  бежали  на  Восток  и  поселились  в
Боснии. Но еще в начаде XIV столет. инквизиция усердно работала  в  этих
местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда  Гвидона
(1321),  "Practica  contra  infectos  lаbе  heretice  pravitatis".   Ср.
Фауриэля, "Croisade contre les Albigeois" (Пар., 1838); Фабера, cinquiry
intothe history ana theology of the ancient  Vallenses  and  Albigenses"
(Лонд., 1838); Гана, "Geschichteder  Ketzer  im  Mittellalter"  (Штутг.,
1845); Нейра, "Histoire des Albigeois"  (3  т.,  Пар.,  1870  -  72).  В
поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев  воспроизведена  Николаем
Ленау в его эпосе "Die А." (Штутг., 1842).
   Альбиносами - называют людей, у которых в коже, в волосах и в  глазах
не  достает  темного  красящего  вещества  (пигмента).  При   нормальном
состоянии, под верхней кожицей, в волосах, в  радужной  и  в  сосудистой
оболочке глаза (Choroidea) отлагается красящее вещество, обусловливающее
цвет  этих  частей  тела.  тогда  же  не  происходит  образования  этого
красящего вещества вследствие  прирожденного  организму  недостатка,  то
кожа является блудного, а волосы белыми, зрачок кажется красным,  потому
что в него  попадает  слишком  много  света  чрез  топкие,  неокрашенные
покровы глаза, и богатые сосудами, и кажущаяся вследствие этого красною,
сосудистая оболочка освещается рассеянным светом. В тоже время и  тонкая

Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110   111   112   113  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь