Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»

люди  прибегли  к  другим  способам:  второстепенным   надстрочным   или
подстрочным значкам и группировке отдельных знаков.
   Из славянских народов латинский алфавит употребляют все  западные;  а
из  южных  -  также  хорваты  и  словенцы;  вообще   латинский   алфавит
распространился везде  с  католицизмом.  В  этих  странах  конечно  тоже
употребляются  оба  способа  увеличения  числа  знаков,  о  которых   мы
говорили. В чешском алфавите однако имеют перевес диакритические  знаки,
в польском же - господствует группировка,  т.  е.  соединение  двух  или
нескольких букв. Так напр. чешские знаки:  с,  z,  s,  е,  выражаются  в
польском языке посредством: cz. z, sz,  ie;  в  русском  же  посредством
самостоятельных знаков:  ч,  ж,  ш,  е.  В  древних  и  новых  (писанных
латинским шрифтом) литовских. книгах  употребляются  в  общем  знаки  по
польской системе. Систему знаков в польском алф.  хотели  сделать  более
рациональною некоторые ученые, как Паркош XV в.  или  новые,  напр.  Фр.
Малиновский и Э. Богуславский, но эти попытки не прививаются.
   Есть  еще  несколько  алфавитов   темных   по   происхождению,   как:
санскритские, зендский, клинообразный,  турецкий,  арабский,  армянский,
рунические и т. д.  Много  алфавитов  приведено  в  сочинении  Бадгорна:
"Alphabete der orientalischen undoccidentalisehen  Sprachen"  (12  изд.,
Нюренберг, 1880).
   Алхимия (араб. Al-kimia - производится или от слова  kemi,  туземного
(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV - жидкость, сок)  -
так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до  XVII  столетия.
Но с тех пор,  как  эта  последняя  получила  научную  обоснованность  и
облеклась в формы точного  знания,  прежним,  старинным  термином  стали
обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и:
серебро, во что собственно и замыкалась задача химии  до  XVI  столетия.
Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология
к астрономии. Задачею средневековых алхимиков  было  приготовление  двух
таинственных веществ, с помощью которых можно было бы  достигнуть  столь
желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный
из  этих  двух  препаратов,  который  должен  был   обладать   свойством
превращать  в   золото   не   только   серебро,   но   и   неблагородные
(несовершенные) металлы, как  напр.  свинец,  ртуть  и  т.  д.  "  носил
название  философского  камня,  красного  льва,  великого  эликсира  или
магистериума, а также именовался красной тинктурой,  панацеей:  жизни  и
жизненным эликсиром". Этому средству  приписывалась  могучая  сила:  оно
должно было не только облагораживать металлы, но и служит  универсальным
лекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемый
золотой напиток (аurum. potabile), принятый внутрь в малых дозах, должен
был исцелять все болезни, молодить старое  тело  и  делать  жизнь  более
продолжительной. Другое таинственное  средство,  уже  второстепенное  по
своим свойствам, носившее название белого  льва,  белой  тинктуры,  или:
малого магистериума, ограничивалось способностью  превращать  в  серебро
все неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами.
   Родиной алхимии является древний Египет; римский император  Диоклетан
повелел в 296 г. после Р. X. предавать сожжению все египетские рукописи,
касающиеся искусства делать золото. Последующие  алхимики  ведут  начало
своей науки от  Гермеса  Трисмегиста,  почему  искусство  делать  золото
называлось также герметическим. В IV веке нашей эры  задача  превращения
металлов  в  золото  ревностно  преследовалась  ученой   александрийской
школой.  Писатель,  выступающий  под  псевдонимом  Демокрита,   очевидно
принадлежавший  к  семье  александрийских  ученых,  с  своим  сочинением
"Physica et mystica" положил начало  длинному  ряду  чисто  алхимических
произведений. Такого рода труды появлялись по большей части под  именами
известных философов, (каковы Платон. Пифагор  и  т.  д.)  с  тем,  чтобы
обратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но, вследствие обилия
метафор и странной номенклатуры, они мало доступны пониманию. Греки были
учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и  давших  ей  вместе  с
именем  тот  вид,  который  она  в  существенных  чертах   сохранила   и
впоследствии.  В  этом  последнем   отношении   труды   араба   Абу-Музы
Джафара-аль-Софи,  называемого  обыкновенно  Гебером,  составляют  целую
эпоху. Он жил в Севилье, в конце VIII-го и в начале  IХ-го  столетия,  и
был вероятно грек, обращенный в ислам.  Наиболее  замечательная  из  его
работ: "Summa perfectionHs magisterii in sua  natura",  переведенная  на
латинский  яз.  (Рим,  между  1490  -  1520;  Данц.,  1682;   франц.   в
"Bibliotheque des philosophes chimiques" Салмона, 2 тома, Пар.,  1672  -
78). Из этого сочинения видно, что во  времена  Гебера  в  основе  химии
лежала гипотеза о сложности, или,  другими  словами,  металлы  считались
телами меняющейся природы. Следуя Геберу, все  они  как  бы  состоят  из
меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно  придать  то,  что  у  них
недостает и отнять то, что находится в избытке.
   Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или  ХI-м  столетии;  от  них
заимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те времена
каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего  времени,  то
нередко в  истории  алхимии  встречаем  мы  имена  славных  философов  и
богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий  и  Рожер  Бакон  были
также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арпольдо  деВилланова,
выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических  трудов.
Раймунд Луллус , известнейший алхимик XIII  и  XIV  столетий,  был,  как
говорят, автором 500 сочинений главным образом алхимического содержания.
Оракулом  алхимиков  XV  столетия  и   последующего   времени   является
бенедиктинец Василий Валентин  (около  1415),  который  может  считаться
наиболее выдающимся в те времена  и  вообще  последним  ученым  с  чисто
алхимическим направлением. Уже Парацельса нельзя причислить к типическим
алхимикам,  так  как  он  ясно  говорит,  что  истинная  цель  науки  не
отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века
между алхимиками замечается рознь в преследуемых целях и от ученых,  еще
нe  вполне  разставшихся  с   несбыточными   алхимическими   мечтаниями,
отделяется  многочисленный  класс,  по   большей   части   странствующих
авантюристов,  злоупотребляющих  всеобщей  верой  в  возможность  делать
золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать  и
владетельные князья были главным образом жертвою их обмана. В XV, XVI  и
XVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались  алхимией.
Так напр., многие английские  короли,  а  в  особенности  Генрих  VI,  в
правление которого, благодаря стараниям целой  шайки  делателей  золота,
страна была наводнена фальшивым золотом  и  фальшивой  монетой.  Металл,
игравший в этом случай роль  золота,  был  по  всей  вероятности  медной
амальгамою. Подобным же образом около этого времени  действовал  и  Карл
VII во Франции, в  сообществе  с  известным  Жаком  ле-К„р  (Jacques  ie

Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь