Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»

власти),  обнаруживалось  замечательное  уменьшение   числа   преступных
деяний.
   Что касается борьбы с пьянством, то прежде  всего  следует  заметить,
что надежного успеха в этом  деле  можно  ожидать  только  тогда,  когда
государство и общество сообща примут энергичные меры против алкоголизма.
Что могут достигнуть отдельные частные общества с  своей  готовностью  к
жертвам, гуманностью и устойчивым постоянством в борьбе против пьянства,
- это доказали существующие  в  Северной  Америке  с  1808  г.  общества
трезвости и воздержания  от  крепких  напитков,  подобные  же  общества,
распространившиеся с 1829  г.  в  Англии,  далее,  удивительные  успехи,
достигнутые ирландским апостолом воздержания, патером  Метью  который  в
1838-56 убедил более миллиона человек дать обет воздержания,  равно  как
плодотворная деятельность  шведских  обществ  умеренности.  Точно  также
основанные в Германии общества трезвости сначала бойко пошли в  ход,  но
их существование внезапно прекратилось среди политических волнений  1848
г. Учреждение и поддержка подобных обществ, которые,  будучи  далеки  от
всяких политических и вероисповедных взглядов  той  или  другой  партии,
стараются только поучать  народ  относительно  опасности  алкоголизма  и
пробуждать его нравственное чувство, распространяя среди него  знание  и
просвещение, составляют существенное условие для успешной борьбы  против
пьянства. При этом не следует  однако  забывать,  что  вообще  там,  где
господствуют пролетариат и бедность народных масс, самым  действительным
оружием против этого порока может быть заботливость о доставлении бедным
здоровых жилищ, доброкачественных  и  дешевых  съестных  припасов  и,  в
особенности, таких  напитков,  которые  служат  заменою  водки  (хорошее
дешевое пиво, кофе, чай).
   Из  мероприятий,  к  которым  прибегали  против  алкоголизма   разные
правительства,  на  запрещение  торговли  водкою,  как   это   пробовали
установить некоторые штаты Северной Америки, ни обложение водки  высоким
налогом  не  в  состоянии  были  уменьшить  пьянства.   Напротив   того,
действительными средствами  оказываются  строгий  надзор  над  розничною
продажей спиртных напитков, который стали  вводить  в  последнее  время,
далее уменьшение числа патентов на питейную  торговлю  и  разрешений  на
устройство  питейных   домов,   определяемая   законом   ответственность
кабатчика за все последствия опьянения, которому  он  был  пособником  и
безусловное применение карательных мер ко всем нарушениям  общественного
порядка, производимым в пьяном виде. Не  менее  полезным  представляется
учреждение на счет казны таких исправительных  заведений  для  привычных
пьяниц  (приют  для  пьяниц),  в  которых  они  могли  бы  восстановлять
утраченные ими господство над собою и силу воли, телесное и нравственное
здоровье и снова делаться, таким образом,  полезными  членами  общества.
Ср.  Гусса,  "Chronische  Alkoholskrankheit"  (перевод  со  шведского  с
переменами и дополнениями автора  Гергардта  фан  дер  Буша;  Стокгольм,
1852); Баера, "Der A., seine  Verbreitung  und  seine  Wirkung  auf  den
individuellen und socialen Organismus" (Берл. 1878).
   Аллах (образовано из члена al и арабского слова ilah), по  толкованию
арабов, должно обозначать сдостойный (или достойное) молитв", но на деле
происходит несомненно от древнесемитического имени  Бога  "Эль";  это  -
арабское имя единого Бога, почитание которого  возведено  для  арабов  в
обязанность Мохаммедом. Таким образом это  имя  проникло  в  языки  всех
мохаммеданских народов;  хотя  известия  о  религиозном  быте  Арабов  в
домохаммедово время очень скудны и  отчасти  трудно  понятны,  но  можно
принять с большою вероятностью, что вера  в  единого,  всевышнего  Бога,
стоящего выше других богов, была весьма распространена в средней  Арабии
(Хиджаз). Когда Мохаммед,  вследствие  своих  частых  соприкосновений  с
евреями и христианами, убедился в истинности  монотеистического  учения,
он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и  перенес
на этого последнего - конечно, сильно видоизмененное - еврейское понятие
Бога. Мохаммедово представление об этом  Боге,  -  как  оно  изложено  в
коране, - чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и
восточной страстности. Прежде всего он, в противоположность многобожию и
некоторым ложно понятым иудейским и  христианским  догматам,  подчеркнул
решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет бога  кроме
Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам  себе
обязан своим существом, вечен, ни от кого  не  происходит  и  никого  не
производит,  удовлетворяет  самого  Себя,  наполняет   вселенную   своею
бесконечностью; Он - средоточие,  в  котором  все  соединяется,  явен  и
скрыт. Он - господь телесного и духовного мира, творец и  правитель.  Он
всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения  неотменимы.  Все  эти
качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения,  а
часто  также  посредством  смелых  образов.  Различные  качества   Бога,
распределенные  на  99  Его   имен,   образуют   мохаммеданские   четки,
заключающиеся именем  А.,  как  сотым,  вмещающим  в  себе  все  прежние
эпитеты.
   Аллахабад (т.е. божий город) - главный город дивизии и округа того же
имени в британско-ост-индском наместничестве северо-западных  провинций,
с 1861 г. местопребывание всех высших провинциальных властей, расположен
по большой западно-индийской жел. дор.  (Калькутта-Бенарес-Дели),  между
двумя священными реками,  Гангесом  и  Джамною,  на  месте  их  слияния;
вследствие этого город сам считается  священным  и  посещается  ежегодно
многочисленными пилигримами, которые купаются здесь и уносят с собою  на
далекую родину  немного  священной  воды.  Каждые  12  лет  имеет  место
усиленное паломничество и вместе с тем  оживленная  ярмарка.  Знаменитая
крепость в А. есть главный стратегически пункт Англичан в Ост-Индии; она
воздвигнута на узкой полосе земли между двумя  реками.  В  1583  г.  она
великолепно построена императором Акбаром из красного камня; со  стороны
воды она неприступна. Укрепленная новыми фортификациями,  она  командует
над городом, над судоходными линиями обеих рек, над железною  дорогою  и
над  военною  дорогою  из  Калькутты  в  Дели.   Крепость   состоит   из
бастионированного пятиугольника 2400 м. в окружности и имеет цейхгауз  с
оружием для 30000  человек;  непосредственно  у  крепости  находится  во
всякое время много посещаемое, священное место купаний. К  северо-западу
стоят  казармы,  но  высшие  офицеры  живут  в  очень  обширном  дворце,
воздвигнутом Акбаром вдоль набережной. А. по своему положению, - главный
пункт торговли и судоходства Дуаба (страны между Джамною и  Гангесом)  и
всего центрального Индостана, особенно со времени открытия канала  между
Гангесом  и  Джамною  и  калькуттско-делийской  жел.  дор.  А.  поднялся
существенно  с  того  времени,  как  он  сделался  средоточием  обширной
хлопчатобумажной торговли. Город расположен  вдоль  Джамны  и  имеет  на
своих  узких,  неправильных  улицах  много  бедных  домов;  жит.   кроме

Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь