Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»

гарнизона, 148547 ч. К более достопримечательным постройкам  принадлежат
большая мечеть и Серай Хозру,  сына  Джехан-Гирса,  предназначенный  для
бесплатного  помещения  странников,  с   садами   и   тремя   могильными
постройками. А. назывался первоначально Пратиштана, с 1550 г. - А.,  или
Факирабад, т. е. город нищих. 12 авг.  1765  г.  лорд  Клив  заключил  с
великим моголом Шах-Алумом договор, по которому он  уступил  ост-индской
компании Бенгалию, Бахар и Ориссу с северным Цирикарсом и получил взамен
отнятую у набоба Ауда провинцию А., столица которой и была ему  указана,
как место жительства. Но, когда он предложил ее Махаратам с  тем,  чтобы
они завоевали для него Дели, британцы отняли у  него  в  1773  г.  А.  и
возвратили его в 1773 г. набобу Ауд. Во  время  войны  против  Махаратов
город отнят британцами у них в 1863 г. вместе с целым Дуабом. -  Дивизия
А., - плоский, очень плодоносный край, пространством в 34762 кв. км.,  с
6754865 жит. (1881) подразделяется на шесть округов: А. (7114  кв.  км.,
1474106  жит.,  в  том  числе  180000  мохаммедан),  Коунпор,   Фатипур,
Гамирпур, Банда и Яунпур.
   Аллегория   -   художественное   обособление   отвлеченных    понятий
посредством конкретных представлений. Религия,  любовь,  справедливость,
раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень,  зима,  смерть  и  т.  д.
изображаются и представляются,  как  живые  существа.  Прилагаемые  этим
живым существам  качества  и  наружность  заимствуются  от  поступков  и
следствий  того,  что  соответствует  заключенному   в   этих   понятиях
обособлению, напр., обособление боя  и  войны  обозначается  посредством
военных орудий, времен года -  посредством  соответствующих  им  цветов,
плодов, или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки  на
глазах, смерть - посредством клепсидры и косы.  Очевидно,  аллегории  не
достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в
которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают,  и  производятся
творческою фантазию, неразлучно, как будто  сросшимися  от  природы.  А.
колеблется  между  происходящим  от  рефлексии  понятием   и   хитроумно
придуманною   его   индивидуальною   оболочкою   и,   вследствие    этой
половинности, остается  холодною.  А.,  соответствуя  богатому  образами
способу представления восточных народов, занимает  в  искусстве  Востока
видное место. Напротив, она  чужда  грекам  при  чудной  идеальности  их
богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей.  А.  появляется
здесь только в Александрийское время,  когда  прекратилось  естественное
образование мифов и сделалось заметным влияние восточных  представлений.
Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в  поэзии
и искусстве  средних  веков,  с  конца  XIII-го  столетия,  в  то  время
брожения, когда наивная  жизнь  фантазии  и  результаты  схоластического
мышления  взаимно  соприкасаются  и,  на  сколько  возможно,   стараются
проникнуть друг в друга; так, - у большинства  трубадуров,  у  Вольфрама
фон Эшенбах, у Данте.  "Feuerdank",  греческая  поэма  XVI  столетия,  в
которой  описывается  жизнь  императора  Максимилиана,   может   служить
примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет  особое  применение  в
животном эпосе. Очень естественно, что  различные  искусства  состоят  в
существенно  различных  отношениях  к  А.  Труднее  всего  ее   избежать
современной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение  личности,
она принуждена часто  давать  как  аллегорическое  обособление  то,  что
греческая скульптура могла  давать  в  виде  индивидуального  и  полного
образа жизни бога.
   Аллегро (итал. Allegro; сокращ. All-o) - скоро, живо, проворно. Между
пятью главными степенями движения музыкальной передачи (largo,  andante,
moderato,  allegro,  presto),  называемыми  темпами,  allegro   занимает
четвертое место. Аллегро более других  музыкальных  движений  подвержено
постепенным видоизменениям, которые являются  вследствие  прибавления  к
нему других слов, напр.: All-o assai, All-o di molto (очень скоро, очень
ожавленно), All-o moderato (умеренно скоро), All-o  ma  non  troppo  (не
особенно скоро). Кроме этих выражений, к allegro присоединяются  другие,
определяющие не степень скорости исполнения, а самый характер исполнения
allegro: аllegro maestoso (торжественно,  с  достоинством,  возвышенно),
allegro scherzando (шутливо, с насмешкой, с юмором).
   Аллегро по исполнению представляет прямую противоположность  largo  и
adagio.  Характер  мелодии  в  allegro  подвижной,  огненный;  он  полон
ритмического интереса. Allegro обозначает  также  музыкальное  сочинение
или часть (преимущественно первую) большого инструментального сочинения,
как например: симфонии, квартета,  сонаты,  концерта  и  пр.  Allegretto
обозначает темп немного  меньшей  подвижности,  чем  allegro  и  немного
подходит по своему характеру к andantino.
   Аллеманда (Allemando) есть название  немецкого  национального  танца,
который был известен еще в средние века. Он  перешел  в  другие  страны,
напр. во Францию, из Эльзаса в эпоху Людовика XIV,  и  во  время  первой
империи сделался особенно любимым в театрах  и  салопах.  Первоначальный
такт этого танца был 2/4, а самый танец состоял  из  т.н.  pas  marches.
Красота его заключается в грациозности и пластичности жестов руки,  т.н.
passes. Аллеманда перешла в область серьезной музыки и отличается мерным
движением. Она встречается как часть  т.н.  сюиты  (собрание  нескольких
пьес, преимущественно танцев, в одной тональности) в произведениях  Себ.
Баха и Генделя.
   Аллигатор или кайман  есть  название  одного,  принадлежащего  только
Новому Свету, семейства пресмыкающихся, которое  вместе  с  гавиалами  и
собственно  крокодилами  составляет  разряд  панцирных  или  броненосных
ящериц  (Loricata).  Аллигаторы  отличаются  от   настоящих   крокодилов
приплюснутой  мордою  и  задними  лапами,  снабженными  лишь  наполовину
плавательными перепонками. Между тем как у  крокодила  на  краю  верхней
челюсти, возле рыла, находится морщина, в которую входит торчащий  вверх
четвертый зуб нижней челюсти, у аллигатора этот зуб входит в углубление,
находящееся на краю верхней челюсти. Аллигаторы бывают до 4  м.  длиною,
на земле медленны и неповоротливы в своих движениях, но хорошо плавают и
обладают большою силой, особенно в хвосте. Самка кладет от 20 - 60 яиц в
особые гнезда в тине и из  этих  яиц  выводятся  детеныши  на  солнечном
тепле, но самка почти всегда находится настороже где-нибудь  неподалеку.
К породам аллигаторов, встречающимся чаще других, принадлежит жакаре или
очковый кайман (Champsa sclerops), получивший это название от поперечной
складки, соединяющей спереди  края  глазных  впадин.  Аллигатор  водится
преимущественно в водах Южной Америки, особенно  в  Бразилии  и  Гвиане,
питается по большей части  рыбою,  верхняя  его  часть  темно-оливкового
цвета, нижняя -  зелено-желтовато-белого,  а  на  спине  у  него  четыре
неясные, черноватые поперечные  полоски.  В  верховьях  Амазонской  реки
особенно часто встречается черный  кайман  (Alligator  niger).  В  водах

Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь