Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  » »»

воде, и потом прессуют в гидравлическом прессе, при  чем  большая  часть
неизменившегося жира (moellon) выделяется. После того кожи  промывают  в
растворе  углекислых  или  едких  щелочей,  затем  промывают   водою   и
высушивают.  По  немецк.  способу,  кожи  прямо   обрабатывают   теплыми
щелочными растворами, потом промывают водою и высушивают. Полученную при
этом щелочную  эмульсию  насыщают  серной  кислотой  и  выделенный  жир,
называемый дегрою (дегра - Degras), служит для жировки дубленых кож (еще
лучше  для  этого  вышеупомянутый  moellon).  Отделка  замши  состоит  в
вытягивании и выглаживании ее. Замша имеет желтый  цвет;  для  получения
белой  замши  желтую  подвергают  белению.  Беление  З.  производят  или
выставляя влажную или смоченную слабым щелочным раствором З. на  солнце,
или   обрабатывая   поверхность   кожи    слабым    раствором    сначала
марганцево-калиевой соли, а потом, для удаления, осаждающейся  на  коже,
перекиси марганца, - раствором сернистой кислоты. З. окрашивают также  в
разные цвета. Употребление З.  ныне  более  ограничено,  нежели  прежде.
Кроме перчаток, она употребляется как материал для  одежды,  для  многих
изделий и технических целей.
   Из  видоизменений  способа  замшевания  заслуживают  упоминания  два,
предложенные в новое время: способы Клемма и Преллера. Сущность  способа
Клемма состоит в том, что после золки, сбивки волоса  и  квашения  шкуры
обрабатывают квасцами и солью, как при белом дублении,  затеи  промывают
водою, так что в коже остается  лишь  небольшое  количество  алюминиевой
соли; тогда  кожу  пропитывают  особым  составом,  представляющим  смесь
ячменной муки,  мозгов  и  ворвани,  разведенную  теплою  водою.  Способ
Преллера  представляет  видоизменение  предыдущего,   при   чем   смесь,
употребляемая для пропитывания кожи, состоит из  овсяной  муки,  мозгов,
молока, коровьего масла, лошадиного  сала  и  соли  или  селитры.  Кожа,
получаемая  по  этим  способам  (Crownleather),   отличается   особенною
крепостью. К одному роду с З. относят так называемую  "прозрачную  кожу"
(Trasparentleder), которую приготовляют  посредством  пропитывания  шкур
глицерином. Такая кожа идет на ремни.
   В. Руднев..
   Занзибар - государство, заключающее береговую полосу в вост.  Африке.
Власть султана З. простиралась прежде на полосу от 3ё с. ш. (Варшейх) до
10ё ю. ш. (бухта Тунги), шириною между мысом Дальгадо и Кипини на р. Ози
- в 20 км., а кроме того, на о-ва З., Пемба и др. До средины 1880-х  гг.
З. был вполне под влиянием  Англии,  хотя  формального  протектората  не
было. Когда Германия приобрела владения на вост. берегу Африки, то и она
вмешалась в дела З., стараясь подчинить его своему влиянию, и  завладела
частью материковых  владений  султана.  Соглашение  Германии  с  Англией
привело к конфискации этими державами большей части владений султана.  С
1888 г. полоса от р. Равума до Умбы (внутренняя) управляется  германскою
вост.-африк. ассоциацией, а на севере от Умбы, равно как и гавани и о-ва
на С от Таны - англ. вост.-африкан. компанией. В 1890 г. Англия получила
протекторат над З., и ее влиянию подчинена страна от. Умбы  до  р.  Юбы.
Германия за 4 милл. марок купила у султана его права на занятую ею часть
З.
   Занзибар - о-в, 1900 кв. км., 75000 жит.; много иностранцев. Город З.
- 30000 жит. Госуд. религия - магометанская;  много  язычников.  Внешняя
торговля почти вся в руках англичан. Торговля между о-вами и материком в
руках арабов и англ. подданных - индусов. Торговля значительна:  в  1891
г. ввоз 32500000 франков, вывоз 34600000 фр.; главный  статьи  вывоза  -
слоновая кость, каучук, копал,  копра,  белая  масса  кокосовых  орехов,
гвоздика. Гражданские дела иностранцев решаются в  консульском  суде,  а
подданных султана - разными "кази", по  мусульманскому  закону.  Солдат,
вместе с полицией - около 1000 ч. Монета чеканится султаном. З. - важный
опорный пункт для всех экспедиций в вост. Африку. Климат теплый и  очень
влажный, нездоровый  для  европейцев.  З.  -  один  из  главных  центров
католических и протестантских  миссий.  Население  смешанное;  подданные
султана, главным образом, негры, затем сомали с вост.  берега  Африки  и
арабы, а также помеси между нами.
   Западники,  западничество  -  так  назыв.  вообще  направление  нашей
общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России
и    Западной     Европы,     как     нераздельных     частей     одного
культурно-исторического   целого,   имеющего   включить   в   себе   все
человечество. Сложность состава  и  постепенность  развития  европейской
культуры,   породившие   на    Западе    множество    разнообразных    и
противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились  и
в русском сознании, при усвоении  ими  западной  образованности.  Помимо
различия национальных  воздействий,  в  силу  которых  между  нашими  З.
явились англоманы, галломаны и т. д." скоро обнаружились более  глубокие
различия принципов и направлений. Для начинателей русской культуры,  как
Петр  Великий   и   Ломоносов,   всякие   различия   закрывались   общею
противоположностью между  западным  образованием  и  домашнею  дикостью,
между "наукою" и невежеством; но уже в царствование Екатерины  II  среди
приверженцев западного образования обозначилось резкое  разделение  двух
направлений:  мистического   и   вольномыслящего   -   "мартинистов"   и
"вольтерианцев". Лучшие представители  обоих,  как  Новиков  и  Радищев,
сходились, однако, в любви к  просвещению  и  интересе  к  общественному
благу. После Великих общеевропейских движений 1789 -  1815  гг.  русские
умы начинают с более полным сознанием относиться к  принципам  западного
развития. В общем  ходе  этого  развития  последовательно  выступали  на
первый план, хотя и не упраздняли друг друга,  три  главные  фазиса:  1)
теократический, представляемый преимущественно римским католичеством, 2)
гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и  практически
как  либерализм,  и  3)  натуралистический,  выразившийся  в  позитивном
естественнонаучном направлении мысли с одной стороны, и  в  преобладании
социально-экономических интересов - с другой (этим  трем  фазисам  более
или  менее   аналогично   отношение   между   религией,   философией   и
положительной наукой, а также между церковью, государством в обществом).
Последовательность этих  фазисов,  имеющих  несомненно  общечеловеческое
значение, повторилась в миниатюре и  при  развили  русской  сознательной
мысли в настоящем столетии.  Первый,  католический  момент  отразился  в
взглядах Чаадаева, второй, гуманитарный - у Белинского и так  называемых
людей сороковых годов, третий, позитивно-социальный - у Чернышевского  в
у людей шестидесятых годов. Этот умственный процесс совершился у нас так
быстро, что не только некоторые его участники были свидетелями всех трех
фазисов, но иные и  сами  сознательно  переживали,  в  зрелом  возрасте,
переход от одного к другому (напр. Герцен - от второго  к  третьему).  В
настоящее время, когда последний из трех фазисов  европейского  развития

Страницы: «« « 1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь