Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068  1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078  » »»

достаточно определился в своих положительных и  отрицательных  сторонах,
для всех проницательных и добросовестных умов как на Западе, так и у нас
стало ясно, что каждая из стадий этого процесса заключает в  себе  нечто
положительное и непреходящее, а напряженная  вражда  и  исключительность
соответствующих начал имеет, напротив, лишь  отрицательное  и  временное
значение.  Едва  ли  кто  решится  ныне  серьезно  объявить,   например,
религиозную  или  метафизическую   потребность   продуктом   невежества,
навсегда   упраздненным   успехами   науки.   Если   же   все    начала,
последовательно  выступавшие  на  первый  план  в   западном   развитии,
одинаково имеют право на  существование,  то  задача  истинной  культуры
заключается в установлении между  ними  правильного,  на  внутреннем  их
смысле   основанного   соотношения   и   взаимодействия.   Эта   задача,
поставленная  западным  развитием,  не  имеет  в  себе,  однако,  ничего
исключительно западного. Вопросы об отношении веры и разума,  авторитета
и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительною  наукой,
далее вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о
взаимоотношении разнородных собирательных целых между собою, вопросы  об
отношении народа к человечеству, церкви  к  государству,  государства  к
экономическому обществу - все эти и другие  подобные  вопросы  одинаково
значительны  и  настоятельны  как  для  Запада,  так  и   для   Востока.
Удовлетворительного  их  решения  еще  не  дано  ни  там,  ни  здесь,  и
следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом
все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем  уже
в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к  частным
условиям местной  среды,  сами  собою  сказались  бы  все  положительные
особенности племенных и народных характеров. Такая "западническая" точка
зрения не только не исключает национальную самобытность,  но,  напротив,
требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От
обязанности совместного культурного труда с прочими народами  противники
"западничества"  отделывались  произвольным  утверждением   о   "гниении
Запада"  и  бессодержательными  прорицаниями  об  исключительно  великих
судьбах России. Желать своему народу величия и  истинного  превосходства
(для блага всех) свойственно каждому человеку, и  в  этом  отношении  не
было различия между славянофилами и западниками. Последние стояли только
на том, что великие преимущества даром не даются, и что когда дело  идет
не  о  внешнем  только,  но  и  о  внутреннем,  духовном  и   культурном
превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною  культурною
работой, при которой невозможно обойти общих,  основных  условий  всякой
человеческой культуры, уже выработанных западным  развитием.  З.  желали
действительно  величия  России)   и   их   девизом   в   борьбе   против
славянофильских  притязаний  могли  служить   следующие   слова   Бакона
Веруламского  (в  предисловии  к  "Instauratio  magna"):   "воображаемое
богатство  есть   главная   причина   бедности;   довольство   настоящим
препятствует заботиться о насущных потребностях будущего".  После  того,
как  "воображаемое  богатство",  т.   е.   идеальные   представления   и
пророчества старого славянофильства, сами  собою  бесследно  испарились,
уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное  отношение
двух главных направлений нашей мысли значительно упростилось, вернувшись
(на другой ступени сознания и при иной  обстановке)  к  тому  же  общему
противоположению, которым  характеризовалась  эпоха  Петра  Великого:  к
борьбе  между  дикостью   и   образованием,   между   обскурантизмом   и
просвещением.
   Владимир Соловьев.
   Зародыш (embryo, бот.).  -  У  растений  зародыш  существенная  часть
семени и принадлежность семенных или цветковых. З. содержит в  себе  все
основные части (органы) растения, т. е. корень, стебель и листья  -  это
все растет в зачаточном состоянии (так как и цветок состоит  из  органов
листового  и  стеблевого  происхождения),  остановившееся  на  известной
степени развитии и жизнь которого находится  в  скрытом  состоянии  (vie
latente, по выражению Клода Бернара). В готовом состоянии  З.  различных
групп растении хорошо друг от друга различаются. У двудольных З., говоря
вообще, развиты сильные и позднее, чем  у  остальных.  Примерами  весьма
развитого типического З. могут служить зародыши в семенах наших бобовых:
гороха, бобов, фасоли в  т.  д.  Так,  у  гороха  под  семенною  кожурою
непосредственно  лежит  З.,  составляющие  всю  массу  семени.   В   нем
различаются  2  мясистые,   приблизительно   полушаровидные,   половины,
называемые семядолями или семянодолями (cotyledones), которые  соединены
между собою небольшим вальком. Одна оконечность этого  валька  находится
между семядолями, загнута крючком, несет на  себе  маленькие  чешуйки  -
будущий стебель  с  листьями  -  и  называется  почечкою  (gemmula)  или
перышком (plumula). Другая часть валька пригнута снаружи  в  щели  между
семядолями. Свободная оконечность ее есть будущий  корень  и  называется
корешком (rаdicula); она вытягивается  при  прорастании  в  виде  корня,
покрываясь корневыми  волосками.  Часть  находящаяся  между  корешком  и
семядолями,   называется   подсемядольным   коленом    (hypocotyle)    и
представляет собою первое стеблевое колено.  Во  время  прорастания  оно
вытягивается и в большинстве случаев (напр., у фасоли) выносит  на  себе
из земли семядоли. Семядоли справедливо считаются зародышевыми листьями,
в которых накопляется запасное питательное вещество, служащее  во  время
прорастания семени для питания молодому ростку в первое время. У  гороха
подсемядольное колено так слабо вытягивается, что  семядоли  остаются  в
почве. Если же это колено вытянулось достаточно и семядоли  вынесены  из
почвы, то они скоро  зеленеют  на  воздухе,  как  то  бывает,  напр.,  у
огурцов, подсолнечника и большей части растений. У однодольных растений,
каковы, напр., лилии, пшеница и пр., все перечисленные части  то  же  на
лицо, но семядоля одна. У хвойных,  а  именно  у  елевых,  З.  имеет  по
большей части несколько семядолей: у сосны 6, у остальных от  8  до  12,
редко 2. Величина З. хотя и находится в связи с величиною семени, но  на
это имеет еще влияние другое обстоятельство, а  именно  присутствие  или
отсутствие  в  семени  особой  питающей  ткани,  так  называемого  белка
(albumen). Ткань эта часто составляет главную массу семени и  тогда,  не
смотря  на  его  величину,  З.  бывает  часто  чрезвычайно  мал,  как  у
лютиковых, у пальм и пр.  Так  например,  в  огромном  семени  кокосовой
пальмы в Lodoicia, имеющих в поперечнике от 1 до 2 дм., длина З. от 1 до
21/2 см. По этому можно принять за правило, что в белковых  семенах,  т.
е. снабженных питательною тканью, З., при равенстве  в  величине  целому
семени, всегда меньше. В таких  семенах  он  всегда  малый.  В  семенах,
лишенных белка, он,  главным  образом,  определяет  величину  семени,  а
потому, чем крупнее семя, тем крупнее и З.  Самыми  крупными  зародышами
снабжены семена бобовых . Из них некоторые бывают величиною почти в  дм.

Страницы: «« « 1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068  1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь