|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» "Записки охотника Восточной Сибири" (СПб., 1884); М. Ф. Кривошапкин,
"Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865); Л. Н. Сабанеев, "Охотничий
календарь" (Москва, 1892).
С. Б.
Заказник: - 2) Заповедный пруд и т. п. 3) Заказная роща, заказной
лес, заказное место, заказ - названия, впервые введенные
законоположениями Петра Великого и Екатерины I для лесных пространств,
лежащих на заповедных расстояниях ("заказных верстах") от известных рек.
Указами Екатерины II повелено в лесах, приписанных к заводам и фабрикам,
а также принадлежащих селениям ведомства директоров домоводства,
отделить, окопать рвами и беречь на государственное кораблестроение
пятые части высокоствольных лесов (дуба, бука, граба, грабыльника,
карагача, сосны, ели, пихты, лиственницы, сибирского кедра), выбирая,
преимущественно, "лучшие участки". Эти "пятые части" названы "заказными
рощами" и поступили в ведение лесного начальства. Отпуск из них дерев
дозволялся не иначе, как по сенатским или именным указам. 12-го марта
1798 г. началось выделение их из всех лесов казенных, обывательских,
удельных, заводских, старостинских, арендных и др. В 1803 году "для
отдела пятых частей" в губ. С. Петербургской, Олонецкой и Казанской были
командированы, для опыта, лесные комиссии. Им поручено было отделить
пятые части, преимущественно из строевых пород, под З. рощи, в
государственную собственность, для вспомоществования в нужных случаях
самим крестьянам. С. 1832 г. начали выделять З. рощи площадью в 1/3
часть всех угодий казенных селений. Вскоре после того, вместо ежегодного
отпуска крестьянам лесных материалов, стали выделять им лесные участки,
которые, по мере истощения их, обращалась в З. рощи, а крестьянам взамен
их наделялись новые, из казенных лесных дач, отчего число заказных рощ
стало быстро возрастать. Этот характер удержан за заказными рощами и
министерством государственных имуществ до конца 1850-х гг. С передачею
крестьянских лесов в полное распоряжение обществ (в конце 1860-х гг.),
заказные рощи перестали существовать в этих лесах. Несколько раньше
уничтожены заказы в казенных и удельных лесных дачах. 4) Часть леса, в
которой запрещена на известное время пастьба скота. Это,
преимущественно, молодые еще насаждения, в которых деревья не выросли
из-под морды скота, отчего легко могут быть потравляемы последним.
Продолжительность срока, в течение которого должен существовать заказ,
зависит от древесной породы, характера местности, качеств почвы, способа
образования насаждений и т. п.
В. Собичевский.
Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение,
преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни
и деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебных
предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение
истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении
основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной
религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе
расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи
педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и
сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов
философствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящее
время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы
обучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловной
необходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предмета
преподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса,
церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних
учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви.
Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантских
странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет
необходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школах
признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,
по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божия
лишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих же
священного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух.
ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.
Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей
за преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюдениях
непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божия
принадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag.
Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer,
"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние
25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова,
А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие из
них - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия"
(в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб.,
1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн.
"Воспитание и Обучение", 1888 г. ј 4). Законоучитель обязан руководить
молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими
Св. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга
исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых
христианских обычаев и т. д.
Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различное
время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию
было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один
катехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В
1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священные
истории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе на
русский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения в
школах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школ
Германии в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в
1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра I
следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,
составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки и
главных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматы
веры и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовным
регламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г.,
согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чина
людям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернских
учреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российского
исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований
православной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренения
Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |