Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060  1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069   1070  » »»

"Записки охотника Восточной Сибири" (СПб.,  1884);  М.  Ф.  Кривошапкин,
"Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865); Л. Н. Сабанеев,  "Охотничий
календарь" (Москва, 1892).
   С. Б.
   Заказник: - 2) Заповедный пруд и т. п.  3)  Заказная  роща,  заказной
лес,   заказное   место,   заказ   -   названия,    впервые    введенные
законоположениями Петра Великого и Екатерины I для  лесных  пространств,
лежащих на заповедных расстояниях ("заказных верстах") от известных рек.
Указами Екатерины II повелено в лесах, приписанных к заводам и фабрикам,
а  также  принадлежащих  селениям  ведомства   директоров   домоводства,
отделить, окопать рвами  и  беречь  на  государственное  кораблестроение
пятые части  высокоствольных  лесов  (дуба,  бука,  граба,  грабыльника,
карагача, сосны, ели, пихты, лиственницы,  сибирского  кедра),  выбирая,
преимущественно, "лучшие участки". Эти "пятые части" названы  "заказными
рощами" и поступили в ведение лесного начальства. Отпуск  из  них  дерев
дозволялся не иначе, как по сенатским или именным  указам.  12-го  марта
1798 г. началось выделение их из  всех  лесов  казенных,  обывательских,
удельных, заводских, старостинских, арендных и  др.  В  1803  году  "для
отдела пятых частей" в губ. С. Петербургской, Олонецкой и Казанской были
командированы, для опыта, лесные комиссии.  Им  поручено  было  отделить
пятые  части,  преимущественно  из  строевых  пород,  под  З.  рощи,   в
государственную собственность, для вспомоществования  в  нужных  случаях
самим крестьянам. С. 1832 г. начали выделять  З.  рощи  площадью  в  1/3
часть всех угодий казенных селений. Вскоре после того, вместо ежегодного
отпуска крестьянам лесных материалов, стали выделять им лесные  участки,
которые, по мере истощения их, обращалась в З. рощи, а крестьянам взамен
их наделялись новые, из казенных лесных дач, отчего число  заказных  рощ
стало быстро возрастать. Этот характер удержан  за  заказными  рощами  и
министерством государственных имуществ до конца 1850-х гг.  С  передачею
крестьянских лесов в полное распоряжение обществ (в конце  1860-х  гг.),
заказные рощи перестали существовать  в  этих  лесах.  Несколько  раньше
уничтожены заказы в казенных и удельных лесных дачах. 4) Часть  леса,  в
которой   запрещена   на   известное   время   пастьба    скота.    Это,
преимущественно, молодые еще насаждения, в которых  деревья  не  выросли
из-под морды скота,  отчего  легко  могут  быть  потравляемы  последним.
Продолжительность срока, в течение которого должен  существовать  заказ,
зависит от древесной породы, характера местности, качеств почвы, способа
образования насаждений и т. п.
   В. Собичевский.
   Закон Божий -  в  общем  смысле  слова,  всякое  религиозное  учение,
преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни
и деятельности; в смысле более специальном -  один  из  главных  учебных
предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью  обучение
истинам  религии  и  правилам  нравственности,  на  религиозном   учении
основанным, а также сообщение сведений о богослужении и  истории  данной
религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на  Западе
расширялось в той мере, в какой получали преобладание  в  обществе  идеи
педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и
сокращалось в той мере, в какой приобретали  значение  теории  педагогов
философствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци).  В  настоящее
время в Европе  нет  страны,  которая  не  признавала  бы  либо  свободы
обучения а след. и права на  преподавание  З.  Божия,  либо  безусловной
необходимости этого учебного предмета. Состав  З.  Божия,  как  предмета
преподавания в  низших  учебных  заведениях,  слагается  из  катехизиса,
церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в  средних
учебных заведениях к этому присоединяется история  христианской  церкви.
Особенно  прочно  поставлено  преподавание  З.  Божия  в  протестантских
странах, где  еще  со  времени  Лютера  изучение  катехизиса  составляет
необходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школах
признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,
по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к  преподаванию  З.  Божия
лишь  священнослужителей  (священников  и  диаконов),  из  неимеющих  же
священного сана, по силе  указа  1871  г.,  лишь  принадлежащих  к  дух.
ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей  мере  дух.  семинарии.
Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей
за  преподаванием  З.  Божия,   дающих   отчет   в   своих   наблюдениях
непосредственно архиерею.  Разработка  дидактики  и  методики  З.  Божия
принадлежит,   глав.   обр.,   нем.   литературе    (Schmid,    "Paedag.
Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik";  Palmer,
"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в  последние
25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого,  Страхова,
А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского);  лучшие  из
них - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания  З.  Божия"
(в "Руководстве к  преподаванию  общеобразовательных  предметов",  СПб.,
1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в  журн.
"Воспитание и Обучение", 1888 г. ј 4). Законоучитель  обязан  руководить
молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением  ими
Св. Писания и религиозных  книг,  исполнением  ими  христианского  долга
исповеди и причащения,  соблюдением  церковных  правил  и  благочестивых
христианских обычаев и т. д.
   Состав школьного курса З. Божия в различных  странах  и  в  различное
время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию
было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один
катехизис, и именно "малый катехизис",  составленный  самим  Лютером.  В
1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.:  "Сто  четыре  священные
истории", которое было переведено на все языки Европы, в  том  числе  на
русский,  и  мало-помалу  сделалось  повсеместно  предметом  изучения  в
школах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школ
Германии в последней четверти XVIII в., после  издания  Фридрихом  II  в
1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен  Петра  I
следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,
составленный Феофаном Прокоповичем, содержал  в  себе,  кроме  азбуки  и
главных молитв лишь краткий катехизис,  излагавший  "главнейшие  догматы
веры  и  заповеди  десятословия",  которые  и  предписывалось   Духовным
регламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743  г.,
согласно определению синода,  предписывалось  дворянам  и  разного  чина
людям обучать детей своих букварю  и  катехизису.  В  уставе  губернских
учреждений  Екатерины   II   предписывалось   "детей   греко-российского
исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований
православной  веры,  и  толкованию  десяти  заповедей,  для   вкоренения

Страницы: «« « 1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060  1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069   1070  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь