Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» "Записки охотника Восточной Сибири" (СПб., 1884); М. Ф. Кривошапкин, "Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865); Л. Н. Сабанеев, "Охотничий календарь" (Москва, 1892). С. Б. Заказник: - 2) Заповедный пруд и т. п. 3) Заказная роща, заказной лес, заказное место, заказ - названия, впервые введенные законоположениями Петра Великого и Екатерины I для лесных пространств, лежащих на заповедных расстояниях ("заказных верстах") от известных рек. Указами Екатерины II повелено в лесах, приписанных к заводам и фабрикам, а также принадлежащих селениям ведомства директоров домоводства, отделить, окопать рвами и беречь на государственное кораблестроение пятые части высокоствольных лесов (дуба, бука, граба, грабыльника, карагача, сосны, ели, пихты, лиственницы, сибирского кедра), выбирая, преимущественно, "лучшие участки". Эти "пятые части" названы "заказными рощами" и поступили в ведение лесного начальства. Отпуск из них дерев дозволялся не иначе, как по сенатским или именным указам. 12-го марта 1798 г. началось выделение их из всех лесов казенных, обывательских, удельных, заводских, старостинских, арендных и др. В 1803 году "для отдела пятых частей" в губ. С. Петербургской, Олонецкой и Казанской были командированы, для опыта, лесные комиссии. Им поручено было отделить пятые части, преимущественно из строевых пород, под З. рощи, в государственную собственность, для вспомоществования в нужных случаях самим крестьянам. С. 1832 г. начали выделять З. рощи площадью в 1/3 часть всех угодий казенных селений. Вскоре после того, вместо ежегодного отпуска крестьянам лесных материалов, стали выделять им лесные участки, которые, по мере истощения их, обращалась в З. рощи, а крестьянам взамен их наделялись новые, из казенных лесных дач, отчего число заказных рощ стало быстро возрастать. Этот характер удержан за заказными рощами и министерством государственных имуществ до конца 1850-х гг. С передачею крестьянских лесов в полное распоряжение обществ (в конце 1860-х гг.), заказные рощи перестали существовать в этих лесах. Несколько раньше уничтожены заказы в казенных и удельных лесных дачах. 4) Часть леса, в которой запрещена на известное время пастьба скота. Это, преимущественно, молодые еще насаждения, в которых деревья не выросли из-под морды скота, отчего легко могут быть потравляемы последним. Продолжительность срока, в течение которого должен существовать заказ, зависит от древесной породы, характера местности, качеств почвы, способа образования насаждений и т. п. В. Собичевский. Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов философствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы обучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловной необходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предмета преподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса, церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви. Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантских странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет необходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школах признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая, по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божия лишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих же священного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух. ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии. Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей за преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюдениях непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божия принадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag. Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer, "Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние 25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова, А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие из них - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия" (в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб., 1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн. "Воспитание и Обучение", 1888 г. ј 4). Законоучитель обязан руководить молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими Св. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых христианских обычаев и т. д. Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различное время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один катехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В 1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священные истории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе на русский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения в школах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школ Германии в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в 1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра I следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию, составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматы веры и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовным регламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г., согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чина людям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернских учреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российского исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований православной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренения Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |