|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 » »» особенно зернами, а также почками, кончиками листьев и пр.; едят также
насекомых, мелких земноводных и других позвоночных. Поедая хлебные
зерна, Ж. приносят иногда значительный вред, особенно в Индии во время
зимовок; очень любят горох. Ж. ходят обыкновенно размеренным шагом,
выражают возбуждение пляской и прыжками, летают быстро и выносливо,
совершая необыкновенно быстро далекие перелеты. Очень общительные птицы,
но в период размножения разбиваются на пары; гнездятся на болотах,
кладут 2 яйца, которые высиживаются обоими родителями. В
противоположность остальным болотным, Ж. - птенцовые птицы. Ж. очень
осторожны и потому охота за ними трудна; они легко приручаются и
обнаруживают сравнительно высокое развитие умственных способностей; так
они часто приучаются пасти скот. Перелетные птицы, 3 рода с 16 видами
(1883), живущими преимущественно в Старом Свете, особенно в Азии. Род
Gras, с 12 видами, населяет всю палеарктическую область, а также
остальную Азию, Австралию и часть Америки. Голова частью голая, клюв
длиннее головы, З и 4-е маховые перья самые длинные, плюсна очень длинна
с поперечными щитками, задний палец очень короток, кроющие перья крыла
удлинены и курчавы. Ж. серый (G. cinerea) - пепельно-серого цвета),
голова с щетинистыми перьями и голым, у самца красным, теменем; клюв у
корня красноватый, на конце чернозеленый, ноги черноватые. Длина 140
см., вышина до 120 см. Населяет весь север Старого Света, зимою
перелетает до Сиама, Индии, Средней и Западной Африки; во время перелета
стадо держится в виде острого неравностороннего угла, гнездится по
большей части на Севере. В Петербургскую губ. прилетает в половине
апреля, яйца откладываются уже в конце апр. Белый Ж. (G. leucogeranus),
белого цвета с черными маховыми перьями и красным клювом и ногами; дл.
120 см. Азия. Род Anthopoides похож на предыдущий, голова вся покрыта
перьями, на задней части головы с каждой стороны по пучку перьев, клюв
длиною с голову. Малый Ж. (A. virgo) - пепельно-cерого цвета, пучки
перьев на затылке белого цвета, передняя часть шеи и ноги черные,
маховые перья серо-черные; клюв зелено-бурый с красным концом, дл. 85
см. ЮВ. Европа и Средняя Азия, редко залетает в Среднюю Европу, у нас
при устьях Волги, по прибрежьям Каспийского моря и в Туркестане. Род
Balearica отличается коротким бархатистым пучком перьев на темени и
стоячим хохлом из выгнутых, щетинистых перьев на затылке; клюв короче
головы, щеки голые, основание клюва и горло покрыты бородавками, шея и
передняя часть груди с удлиненными перьями, 3 маховое длиннее всех. 2
вида в Эфиопской области, кроме Мадагаскара. Венценосный или павлиний Ж.
(В. pavonina) - черного цвета с сероватым налетом, хохол окрашен смесью
золотисто-желтого и черного цвета, кроющие перья крыльев белые, часть
маховых - от золотисто-желтого до ржавобурого, клюв черный, ноги
черно-серые, дл. 1 м. Средняя Африка, на север до 17ё с. ш.
Н. Кн.
Стреляют Ж или крупною дробью или картечью. По закону 8 февраля 1892
г., охота на Ж. в Европейской России запрещается с 1 марта по 29 июня.
С. Б.
Завет. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии
христианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор.
Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а также
содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего
влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою и
посильным разумением в осуществляет его в своей жизни, при помощи
Божественной благодати. Этот З. Бога с человеком получил начало еще в
раю (Быт. II, 16 - 18), затем яснее формулирован во времена последующих
праотцев рода человеческого и патриархов еврейского народа (Лев. XXVI,
42; Исх. II, 24), а особенно во времена Моисея, в Синайском
законодательстве (Гал. IV, 24); но до времени И. Христа З. Бога с
человеком не содержал в себе полного откровения Божества человечеству.
Так называемый Ветхий Завет (2 Кор. III, 14) был тенью и прообразом
Богооткровения, данного в З. Новом (Лук. XXII, 20; 1 Кор. XI. 25, Евр.
VIII, 7 - 8; IX, 4; XII, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские
священные книги назыв. Ветхим Заветом, а книги церкви христианской,
излагающие Богооткровениe в лице и учении И. Христа, получили название
Нового Завета.
Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет
изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя
бы отдаленное сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен
отгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытная
мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для
описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей
обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь
ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный
язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. В
древности З. приписывалось особое таинственное значение: в народном
эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадывание
З. ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр., при
встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З.
составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейся
под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература
"вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов и
в индийской поэзии, и в Эде, в Калевале встречаются повторения одного и
того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкают
к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что
невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских и
сродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньше
известно сказок с З.; некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборник
харьковского историкофилологического общества", т. III, 1890). Есть и З.
в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева ј 185). По своей
форме народные З. примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь,
то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только
вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки
загадку; пример: "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). В
более позднее, христианское время, под влиянием чтения книг священного
писания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царица
Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат
"мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всего
существующего. Из герм. поэзии сюда относится Вартбургская война (V,
550) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма
распространенный мотив о состязании в З. между многостранствовавшим
путником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге (IX,
Страницы: «« « 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |