Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054  1055   1056   1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064  » »»

особенно зернами, а также почками, кончиками листьев и пр.;  едят  также
насекомых, мелких  земноводных  и  других  позвоночных.  Поедая  хлебные
зерна, Ж. приносят иногда значительный вред, особенно в Индии  во  время
зимовок; очень любят горох.  Ж.  ходят  обыкновенно  размеренным  шагом,
выражают возбуждение пляской и  прыжками,  летают  быстро  и  выносливо,
совершая необыкновенно быстро далекие перелеты. Очень общительные птицы,
но в период размножения  разбиваются  на  пары;  гнездятся  на  болотах,
кладут   2   яйца,   которые   высиживаются   обоими    родителями.    В
противоположность остальным болотным, Ж. -  птенцовые  птицы.  Ж.  очень
осторожны и потому  охота  за  ними  трудна;  они  легко  приручаются  и
обнаруживают сравнительно высокое развитие умственных способностей;  так
они часто приучаются пасти скот. Перелетные птицы, 3 рода  с  16  видами
(1883), живущими преимущественно в Старом Свете, особенно  в  Азии.  Род
Gras, с  12  видами,  населяет  всю  палеарктическую  область,  а  также
остальную Азию, Австралию и часть Америки.  Голова  частью  голая,  клюв
длиннее головы, З и 4-е маховые перья самые длинные, плюсна очень длинна
с поперечными щитками, задний палец очень короток, кроющие  перья  крыла
удлинены и курчавы. Ж. серый  (G.  cinerea)  -  пепельно-серого  цвета),
голова с щетинистыми перьями и голым, у самца красным, теменем;  клюв  у
корня красноватый, на конце чернозеленый,  ноги  черноватые.  Длина  140
см., вышина  до  120  см.  Населяет  весь  север  Старого  Света,  зимою
перелетает до Сиама, Индии, Средней и Западной Африки; во время перелета
стадо держится в  виде  острого  неравностороннего  угла,  гнездится  по
большей части на Севере.  В  Петербургскую  губ.  прилетает  в  половине
апреля, яйца откладываются уже в конце апр. Белый Ж. (G.  leucogeranus),
белого цвета с черными маховыми перьями и красным клювом и  ногами;  дл.
120 см. Азия. Род Anthopoides похож на предыдущий,  голова  вся  покрыта
перьями, на задней части головы с каждой стороны по пучку  перьев,  клюв
длиною с голову. Малый Ж. (A.  virgo)  -  пепельно-cерого  цвета,  пучки
перьев на затылке белого  цвета,  передняя  часть  шеи  и  ноги  черные,
маховые перья серо-черные; клюв зелено-бурый с красным  концом,  дл.  85
см. ЮВ. Европа и Средняя Азия, редко залетает в Среднюю  Европу,  у  нас
при устьях Волги, по прибрежьям Каспийского моря  и  в  Туркестане.  Род
Balearica отличается коротким бархатистым  пучком  перьев  на  темени  и
стоячим хохлом из выгнутых, щетинистых перьев на  затылке;  клюв  короче
головы, щеки голые, основание клюва и горло покрыты бородавками,  шея  и
передняя часть груди с удлиненными перьями, 3 маховое  длиннее  всех.  2
вида в Эфиопской области, кроме Мадагаскара. Венценосный или павлиний Ж.
(В. pavonina) - черного цвета с сероватым налетом, хохол окрашен  смесью
золотисто-желтого и черного цвета, кроющие перья  крыльев  белые,  часть
маховых  -  от  золотисто-желтого  до  ржавобурого,  клюв  черный,  ноги
черно-серые, дл. 1 м. Средняя Африка, на север до 17ё с. ш.
   Н. Кн.
   Стреляют Ж или крупною дробью или картечью. По закону 8 февраля  1892
г., охота на Ж. в Европейской России запрещается с 1 марта по 29 июня.
   С. Б.
   Завет. Союз Бога с  человеком,  вообще  обозначаемый  именем  религии
христианская церковь в частности определяет как завет,  т.  е.  договор.
Бог,  по  христианскому  учению,  дает  человеку  откровение,  а   также
содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего
влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою  и
посильным разумением в  осуществляет  его  в  своей  жизни,  при  помощи
Божественной благодати. Этот З. Бога с человеком получил  начало  еще  в
раю (Быт. II, 16 - 18), затем яснее формулирован во времена  последующих
праотцев рода человеческого и патриархов еврейского народа  (Лев.  XXVI,
42;  Исх.  II,  24),  а  особенно  во  времена   Моисея,   в   Синайском
законодательстве (Гал. IV, 24); но  до  времени  И.  Христа  З.  Бога  с
человеком не содержал в себе полного откровения  Божества  человечеству.
Так называемый Ветхий Завет (2 Кор. III,  14)  был  тенью  и  прообразом
Богооткровения, данного в З. Новом (Лук. XXII, 20; 1 Кор. XI.  25,  Евр.
VIII, 7 - 8; IX, 4; XII, 24 и др.). Сообразно с этим  древние  еврейские
священные книги назыв. Ветхим  Заветом,  а  книги  церкви  христианской,
излагающие Богооткровениe в лице и учении И. Христа,  получили  название
Нового Завета.
   Загадка  -  метафорическое  выражение,   в   котором   один   предмет
изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя
бы отдаленное сходство; на основании  последнего  вопрошаемый  и  должен
отгадать задуманный предмет.  В  древнейших  З.  отражалась  первобытная
мифическая символизация; поэтический  образ  служил  здесь  отчасти  для
описания,  отчасти  для  объяснения   явлений   природы   и   окружающей
обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь
ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел  ее  сильный,  образный
язык, и народ стал смотреть на З., как  на  простое  упражнение  ума.  В
древности З. приписывалось  особое  таинственное  значение:  в  народном
эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадывание
З. ведет к исполнению желаний,  освобождает  от  опасности  (напр.,  при
встрече с русалками). Загадывание и  отгадывание  З.,  состязание  в  З.
составляет весьма распространенный мотив народного эпоса  и  создавшейся
под  его  влиянием  книжной  литературы.  Эта   специальная   литература
"вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов  и
в индийской поэзии, и в Эде, в Калевале встречаются повторения одного  и
того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкают
к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что
невеста не глупее жениха (ср.  А.  Потебня,  "Объяснение  малорусских  и
сродных народных песен", т. II, XLVIII и L,  1887).  Несравненно  меньше
известно сказок с З.;  некоторые  недавно  записаны  Манжурой  ("Сборник
харьковского историкофилологического общества", т. III, 1890). Есть и З.
в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева ј 185). По  своей
форме народные З. примыкают к пословицам: та же мерная,  складная  речь,
то  же  частое  употребление  рифмы  и  созвучия  слов.  Иногда   только
вопросительная  форма  делает  из  пословицы,  присловья  или  поговорки
загадку; пример: "Сидит на овчине, а  бьет  соболей"  (промышленник).  В
более позднее, христианское время, под влиянием чтения  книг  священного
писания, где  З.  местами  также  играют  видную  роль  (Самсон,  царица
Савская), появилось множество произведений, содержанием  которых  служат
"мудрые вопросы"  о  предметах  библейских  или  о  происхождении  всего
существующего. Из герм. поэзии сюда  относится  Вартбургская  война  (V,
550) и стихотворение XIV в. Trougemund,  в  котором  повторяется  весьма
распространенный мотив о  состязании  в  З.  между  многостранствовавшим
путником и хозяином; на русской почве -  стих  о  Голубиной  книге  (IX,

Страницы: «« « 1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054  1055   1056   1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь