Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048  1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058  » »»

вывозится больше зерном.  Зато  в  Германии  рапсовые  Ж.  в  наибольшем
употреблении, потому что  они  дешевле  других.  Но  эти  Ж.,  когда  их
распускают в воде, получают неприятный острый вкус и животные не скоро к
ним привыкают. Поэтому рапсовые Ж. советуют давать в сухом виде, посыпая
ими резку, а еще лучше употреблять Ж. обезжиренные (рапсовую муку),  как
они получаются из маслоэкстракционных заводов, где масло не  отжимается,
а извлекается химическим путем. Есть не  мало  и  других  масличных  Ж.,
также годных для кормления скота,  каковы  напр.  пальмовые,  кокосовые,
кунжутные, маковые и др., но о них, по неупотребительности их в  русском
хозяйстве, мы говорить не будем.
   А. Советов. Жокей (англ. Jockey)  -  ездовой,  правящий  лошадьми  на
конских скачках. любители скакового спорта соединяются в общества  -  Ж.
клубы. Ж. до и после скачек взвешиваются, так как при скачках вес груза,
который несет лошадь, должен быть точно определен. Вес Ж. - почти всегда
3 пуда с  небольшим  числом  фунтов.  Их  специальность  требует  крайне
воздержного образа жизни. Если Ж. - не сам хозяин  скаковой  лошади,  то
плата за скачку заранее определяется, помимо процентов от суммы  взятого
приза. Из них обыкновенно вырабатываются хорошие тренера.
   Жонглер, новофранц. jongleur, от старофранц. jogler, jugler (из  лат.
jocularis ср. итал. giocolare), первоначально значило забавник, игрец. -
Средневековая Европа унаследовала от древнего мира бродячих музыкантов и
фигляров, представления которых в городах, селах и больших  усадьбах  до
некоторой  степени  заменяли  церковные  игры  и  театральные   зрелища.
Первоначально  эти  забавники  не  имели  ничего  общего  с  творцами  и
носителями национальной поэзии (скальды у скандинавов, scopas у  франков
и др.), но впоследствии их стали с ними сливать под именем Ж. С  IX  ст.
Ж. упоминаются, как певцы  народных  песен,  сопровождающие  свое  пение
игрой на скрипке, для чего они употребляли особого рода смычок, согнутый
в виде лука. Подобно древним германским певцам, они участвуют в  походах
и сражениях, воодушевляют своими песнями войска,  а  потом  бьются,  как
храбрые воины; они же служат послами и разведчиками; иные из них состоят
при одном дворе, другие постоянно переходят от одного к другому; в общем
они - народ неусидчивый и бездомный; отчасти по  этому,  отчасти  по  их
связи с забавниками  низшего  рода  (joculares),  они  считаются  людьми
легкомысленными и у представителей церкви находятся в презрении.  Когда,
по мере развития национальной поэзии, в ней усиливается элемент  личного
творчества,   Ж.,   как   певцов   и    исполнителей,    противополагают
поэтам-изобретателям - труверам сев. Франции, трубадурам  южной.  Трувер
сочиняет поэму о подвигах национального, или провинциального героя);  Ж.
приобретают у него список поэмы, выучивают ее наизусть и отправляются из
замка в замок распевать ее. Если Ж. попадет туда во время праздника  или
съезда, его не только угостят, во и одарят  одеждой,  деньгами,  конями;
все приобретенное таким образом Ж. часто спускает в ближайшей гостинице.
При   провансальских   трубадурах   Ж.,   играющие   на    разнообразных
инструментах, составляют нечто  в  роде  оркестра;  но  те  же  жонглеры
разъезжают по замкам и без трубадуров, исполняя песни  последних.  Таким
образом они служат посредниками между поэтами и публикой и  играют  роль
живой книги или нынешней периодической печати. Как на  С,  так  и  на  Ю
Франции не всегда возможно провести строго разграничивающую черту  между
поэтом и Ж.  Когда  документы  говорят  о  тех  почтенных  "joculatores"
которые воспевают подвиги князей и жития святых, доставляя тем  утешение
людям в их скорбях" (Summa de poenitentia), они, очевидно,  не  отделяют
поэта  от  исполнителя.  С  другой  стороны,  когда  старофранцузские  и
провансальские литературные памятники рекомендуют хорошему  жонглеру  не
только уметь играть на разных инструментах, но  также  вертеть  на  двух
ножах мячи, показывать марионетки, плясать, скакать через кольца, бегать
на  канате,  немного  колдовать,  даже  советуют  ему  иметь  при   себе
дрессированных животных и обезьян, они явно сближают носителя  поэзии  с
площадным фигляром. Такое сближение было тем возможнее, что Ж. распевали
не только chansons de geste и  любовные  песни  или  серьезные  сирвенты
трубадуров, но также и сказки самого разнообразного сод„ржания и фаблио,
часто  до  крайности  скабрезные;  последний  элемент,   без   сомнения,
усилился, когда, по мере  возвышения  и  обогащения  городов,  Ж.  стали
распевать свои песни не в рыцарских замкам, а на площадях и ярмарках,  и
в вознаграждение собирать мелкие монеты с доброхотных дателей. Ж.  часто
путешествовали  и  работали  целыми  труппами,  в   которых   бывали   и
женщиныжонглерессы, не отличавшиеся, большею частью, строгостью  нравов.
Эти бродячие Ж. падали все ниже и ниже и обратились в площадных шутов  и
фокусников, не  брезгавших  и  воровством,  а  жонглеры,  состоявшие  на
постоянной службе (ministerium) при каком-нибудь дворе, стали называться
менестрелями.  Жонглерам  романских   народов   соответствуют   немецкие
шпильманы (Spielleute). См. Leon Gautier, "Les epopees francaises"  (П.,
1865,  1,  344  и  след.);  Vogt,  "Leben  und  Dichten  der   deutschen
Spielleute" (Галле,  1876);  E.  Freumond,  "Jongleurs  and  Menestrels"
(Галле, 1883). Ср. A. H. Веселовский, "Разыскания в области русских дух.
стихов" (VI - X, СПб., 1883; прилож к XLV  т.  "Зап.  акд.  наук",  стр.
149).
   А. К.
   Жрецы (одного корня со словом жертва) -  посредники  между  богами  и
людьми. При культе предков не было надобности в  содействии  Ж.:  каждый
глава семьи (или родоначальник) являлся жрецом  этого  культа,  возносил
молитвы, совершал  возлияния  и  жертвоприношения  своим  домашним  (или
родовым) богам. Возникновение особого класса Ж. было вызвано  появлением
общественных   жертвоприношений,   но   в   особенности   необходимостью
специальной подготовки к отправлению культа, для которого, по  мере  его
развития, складывалась известные правила. У всех первобытных народов  мы
встречаем кудесников, за которыми признается дар вступать в  сношения  с
невидимыми духами  и  даже  принуждать  их  к  послушанию.  Cев.-aмepик.
медицинмены,    бразильские    пиаи,    южно-африк.     жрецы-фетишисты,
австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и проч.  -  все  они
служат тому же культу и прибегают к тем  же  приемам,  что  и  сибирские
шаманы, имя которых стало в науке нарицательным. Все они живут вдали  от
своих племен, воспитывают  себе  преемников,  подвергая  своих  учеников
посту и покаяниям, и лишь после этого передают им свои тайные знания.  В
процессе дифференциации общества эти жрецы-кудесники послужили  ячейкой,
из которой развилось сословие, а местами и каста Ж. Могущественные касты
Ж. мы находим у целого ряда африканских племен, но  особенного  развития
они достигли в древних теократиях Индии и Египта. У иранцев существовала
священная  каста  Атгарвал,   вполне   соответствовавшая   в   древности
одноименной касте Индии; и та,  и  другая  состояли,  как  указывает  их

Страницы: «« « 1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048  1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь