Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044  1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054  » »»

образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой  истории  древней
Руси. Автора, жившего в  Руси  Московской,  всегда  можно  отличить,  по
тенденции, от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую
эпоху  в  истории  русских  Ж.  составляет  деятельность  всероссийского
митрополита Макария. Его время было особенно  обильно  новыми  "житиями"
русских святых, что объясняется с одной стороны усиленною  деятельностью
этого митрополита по канонизации святых, а с другой -  составленными  им
"великими Минеями-Четиими". Минеи  эти,  в  которые  внесены  почти  все
имевшиеся  к  тому  времени  русские  Ж.,  известны  в  двух  редакциях:
Софийской (рукопись спб. дух. акд.) и более полной - московского  собора
1552  г.  Изданием  этого  грандиозного  труда  занята  археографическая
комиссия, успевшая пока, трудами П. И. Савваитова  и  М.  О.  Кояловича,
издать лишь несколько  томов,  обнимающих  месяцы  сентябрь  и  октябрь.
Столетием позже Макария, в 1627 - 1632 гг., появились Минеи-Четии монаха
Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова,  а  в  1646  -  1654  гг.  -
Минеи-Четии священника Сергиева посада Иоанна Милютина. Эти два сборника
отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти  исключительно  Ж.  и
сказания о русских святых.  Тулупов  вносил  в  свой  сборник  все,  что
находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами
Тулупова, сокращал в переделывал имевшиеся у него под руками Ж., опуская
из них предисловия, а также похвальные слова, чем Макарий был  для  Руси
Северной, Московской, тем хотели  быть  киево-печерские  архимандриты  -
Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский - для Руси  Южной,  выполняя  мысль
киевского митрополита Петра Могилы и  отчасти  пользуясь  собранными  им
материалами. Но политические смуты того времени  помешали  осуществиться
этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлек к этому деду св. Димитрия,
впоследствии митрополита ростовского, который, трудясь в продолжение  20
лет над переработкой Метафраста, великих Четиих-Миней Макария  и  других
пособий, составил Четии-Минеи,  содержащие  в  себе  Ж.  не  южнорусских
только святых, опущенных  в  Минеях  Макария,  но  святых  всей  церкви.
Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду  Димитрия,  заметив  в  нем
следы  католического  учения  о  непорочности  зачатия  Богоматери;   но
недоразумения были устранены и труд Димитрия был окончен. В  первый  раз
изданы Четии-Минеи св. Димитрия в 1711  -  1718  гг.  В  1745  г.  Синод
поручил  киевопечерскому   архим.   Тимофею   Щербацкому   пересмотр   и
исправление  труда  Димитрия;  поручение  это,  после  смерти   Тимофея,
докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и  в  исправленном
виде Четии-Минеи были  изданы  в  1759  г.  Ж.  святых  в  Четиях-Минеях
Димитрия расположены в порядке  календаря:  по  примеру  Макария,  здесь
находятся также синаксари на праздники, поучительные  слова  на  события
жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви,
а отчасти  составленные  самим  Димитрием,  исторические  рассуждения  в
начале каждой четверти издания - о первенстве марта  месяца  в  году,  о
индикте,  о  древнейшем  эллино-римском  календаре.  Источники,   какими
пользовался автор, видны из  списка  "учителей,  писателей,  историков",
приложенного пред первою и  второю  частями,  и  из  цитат  в  отдельных
случаях (чаще всего встречается  Метафраст).  Многие  статьи  составляют
лишь перевод греческого Ж. или  повторение,  с  исправлением  языка,  Ж.
древнерусского. В Четиях-Минеях есть и историческая критика,  но  вообще
значение  их  не  научное,  а   церковное:   написанные   художественною
церковнославянскою речью,  они  составляют  доселе  любимое  чтение  для
благочестивого  люда,  ищущего  в  "Ж.  святых"  религиозного  назидания
(подробнее оценку Четиих-Миней см. в сочинении В. Нечаева,  исправленном
А. В. Горским - "Св. Димитрий Ростовский", М., 1853, и И. А. Шляпкина  -
"Св. Димитрий", СПб., 1889). Всех  отдельных  Ж.  древнерусских  святых,
вошедших и не вошедших в  исчисленные  сборники,  насчитывается  156.  В
нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок  Четиих-Миней  св.
Димитрия:  "избранный  Ж.  святых,  кратко  изложенные  по   руководству
Четиих-Миней" (1860 -  68);  А.  Н.  Муравьева,  "Ж.  святых  российской
церкви,  также  Иверских  и  Славянских"   (1847);   Филарета,   архиеп.
черниговского,  "Русские  святые";  "Словарь   исторический   о   святых
российской церкви" (1836 - 60); Протопопова, "Ж. святых"  (М.,  1890)  и
пр. Более или  менее  самостоятельные  издания  Ж.  святых  -  Филарета,
архиеп. черниговского: а) "историческое учение об отцах  церкви"  (1856,
новое изд. 1885), б) "исторический обзор песнопевцев" (1860), и) "Святые
южных славян" (1863) и г.) "Св.  подвижницы  Восточной  церкви"  (1871);
"Афонский патерик" (1860 -  63);  "Вышний  покров  над  Афоном"  (1860);
"Подвижники благочестия на Синайской горе" (1860); И. Крылова,  "Ж.  св.
апостолов и  сказания  о  семидесяти  учениках  Христовых"  (М.,  1863);
"Достопамятные  сказания  о  жизни  св.  блаженных  отцов"   (перев.   с
греческого,  1856);  архим.  Игнатия,  "Краткие  жизнеописания   русских
святых" (1875); Иocселиани, "Ж. святых  грузинской  церкви"  (1850);  М.
Сабинина, "Полное жизнеописание святых грузинских" (СПб.,  1871  -  73).
Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д.  Вершинского,
"Месяцеслов Восточной церкви" (1856); свящ.  М.  Мирошкина,  "Славянский
именослов"   (1859);    "Грекославянский    церковный    год"    ("Annus
ecclesiasticus  graecoslavicus",  Пар.,  1863;  католическая   тенденция
автора-езуита придает сочинению по  местам  особый  колорит:  у  него  в
список святых включен и Иосафат Кунцевич); преосв.  Сергия,  "Месяцеслов
Востока" (1875 - 76), В. Ключевского, "Древнерусские  Ж.,  как  источник
исторический" (М., 1871); Н. Барсукова, "источники  русской  агиографии"
(1882).
   Н. Барсов.
   Житомир - губернский город  Волынской  губ.,  на  р.  Тетереве  и  ее
притоке  Каменке,  на  плоской  возвышенности,  перерезанной   глубокими
оврагами, с 19-ю предместьями. Жителей (в  1891  г.)  -  69785,  из  них
православных   23500,   раскольников   -   1073,   евреев    -    24062,
римско-католиков  -  9009.  Частных  домов  4480,  общественных  -   40.
Православных церквей 16, раскольнических молелен 2, католических церквей
2, протестант. церквей 2,  еврейск.  синагог  3,  молитвенных  школ  46.
Мужская гимназия с 705 учащ., 4-классная прогимназия с 195 уч.,  женская
гимназия с 353 уч., римско-католич. духовная семинария с 63 уч., училище
для девиц духовного звания  с  218  уч.,  фельдшерская  школа,  духовное
училище, ремесленная школа при  сиротском  доме,  образцовое  2-классное
город. училище, мужское и женское учил.,  с  приготовительными  при  них
классами и рукодельным - при женском  училище,  1  городское  приходское
училище с ремесленным  классом,  частное  учебное  заведение;  еврейские
учебн. заведения: 1 казенное начальное, 1  талмуд-тора,  41  хедер  и  3
частных. В 1889 г. учащихся было во всех учебн. заведениях 2552  мал.  и
938 дев. Город дает на учебные заведения 4130  р.  Публичная  библиотека

Страницы: «« « 1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044  1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь