|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 » »» образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории древней
Руси. Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить, по
тенденции, от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую
эпоху в истории русских Ж. составляет деятельность всероссийского
митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми "житиями"
русских святых, что объясняется с одной стороны усиленною деятельностью
этого митрополита по канонизации святых, а с другой - составленными им
"великими Минеями-Четиими". Минеи эти, в которые внесены почти все
имевшиеся к тому времени русские Ж., известны в двух редакциях:
Софийской (рукопись спб. дух. акд.) и более полной - московского собора
1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята археографическая
комиссия, успевшая пока, трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича,
издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь.
Столетием позже Макария, в 1627 - 1632 гг., появились Минеи-Четии монаха
Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646 - 1654 гг. -
Минеи-Четии священника Сергиева посада Иоанна Милютина. Эти два сборника
отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Ж. и
сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что
находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами
Тулупова, сокращал в переделывал имевшиеся у него под руками Ж., опуская
из них предисловия, а также похвальные слова, чем Макарий был для Руси
Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты -
Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский - для Руси Южной, выполняя мысль
киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им
материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться
этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлек к этому деду св. Димитрия,
впоследствии митрополита ростовского, который, трудясь в продолжение 20
лет над переработкой Метафраста, великих Четиих-Миней Макария и других
пособий, составил Четии-Минеи, содержащие в себе Ж. не южнорусских
только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви.
Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нем
следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но
недоразумения были устранены и труд Димитрия был окончен. В первый раз
изданы Четии-Минеи св. Димитрия в 1711 - 1718 гг. В 1745 г. Синод
поручил киевопечерскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и
исправление труда Димитрия; поручение это, после смерти Тимофея,
докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном
виде Четии-Минеи были изданы в 1759 г. Ж. святых в Четиях-Минеях
Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария, здесь
находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события
жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви,
а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в
начале каждой четверти издания - о первенстве марта месяца в году, о
индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими
пользовался автор, видны из списка "учителей, писателей, историков",
приложенного пред первою и второю частями, и из цитат в отдельных
случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют
лишь перевод греческого Ж. или повторение, с исправлением языка, Ж.
древнерусского. В Четиях-Минеях есть и историческая критика, но вообще
значение их не научное, а церковное: написанные художественною
церковнославянскою речью, они составляют доселе любимое чтение для
благочестивого люда, ищущего в "Ж. святых" религиозного назидания
(подробнее оценку Четиих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном
А. В. Горским - "Св. Димитрий Ростовский", М., 1853, и И. А. Шляпкина -
"Св. Димитрий", СПб., 1889). Всех отдельных Ж. древнерусских святых,
вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В
нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св.
Димитрия: "избранный Ж. святых, кратко изложенные по руководству
Четиих-Миней" (1860 - 68); А. Н. Муравьева, "Ж. святых российской
церкви, также Иверских и Славянских" (1847); Филарета, архиеп.
черниговского, "Русские святые"; "Словарь исторический о святых
российской церкви" (1836 - 60); Протопопова, "Ж. святых" (М., 1890) и
пр. Более или менее самостоятельные издания Ж. святых - Филарета,
архиеп. черниговского: а) "историческое учение об отцах церкви" (1856,
новое изд. 1885), б) "исторический обзор песнопевцев" (1860), и) "Святые
южных славян" (1863) и г.) "Св. подвижницы Восточной церкви" (1871);
"Афонский патерик" (1860 - 63); "Вышний покров над Афоном" (1860);
"Подвижники благочестия на Синайской горе" (1860); И. Крылова, "Ж. св.
апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых" (М., 1863);
"Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов" (перев. с
греческого, 1856); архим. Игнатия, "Краткие жизнеописания русских
святых" (1875); Иocселиани, "Ж. святых грузинской церкви" (1850); М.
Сабинина, "Полное жизнеописание святых грузинских" (СПб., 1871 - 73).
Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д. Вершинского,
"Месяцеслов Восточной церкви" (1856); свящ. М. Мирошкина, "Славянский
именослов" (1859); "Грекославянский церковный год" ("Annus
ecclesiasticus graecoslavicus", Пар., 1863; католическая тенденция
автора-езуита придает сочинению по местам особый колорит: у него в
список святых включен и Иосафат Кунцевич); преосв. Сергия, "Месяцеслов
Востока" (1875 - 76), В. Ключевского, "Древнерусские Ж., как источник
исторический" (М., 1871); Н. Барсукова, "источники русской агиографии"
(1882).
Н. Барсов.
Житомир - губернский город Волынской губ., на р. Тетереве и ее
притоке Каменке, на плоской возвышенности, перерезанной глубокими
оврагами, с 19-ю предместьями. Жителей (в 1891 г.) - 69785, из них
православных 23500, раскольников - 1073, евреев - 24062,
римско-католиков - 9009. Частных домов 4480, общественных - 40.
Православных церквей 16, раскольнических молелен 2, католических церквей
2, протестант. церквей 2, еврейск. синагог 3, молитвенных школ 46.
Мужская гимназия с 705 учащ., 4-классная прогимназия с 195 уч., женская
гимназия с 353 уч., римско-католич. духовная семинария с 63 уч., училище
для девиц духовного звания с 218 уч., фельдшерская школа, духовное
училище, ремесленная школа при сиротском доме, образцовое 2-классное
город. училище, мужское и женское учил., с приготовительными при них
классами и рукодельным - при женском училище, 1 городское приходское
училище с ремесленным классом, частное учебное заведение; еврейские
учебн. заведения: 1 казенное начальное, 1 талмуд-тора, 41 хедер и 3
частных. В 1889 г. учащихся было во всех учебн. заведениях 2552 мал. и
938 дев. Город дает на учебные заведения 4130 р. Публичная библиотека
Страницы: «« « 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |