Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036  1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046  » »»

почти до температуры плавления олова и затем  погрузить  в  подкисленную
воду.  Очень  хороший  способ  вызвать  обьярь  желаемого  рисунка  есть
прикосновение к поверхности жестяного диета острием небольшого железного
конуса, нагретого докрасна; такое прикосновение должно быть самое легкое
и сделано сообразно известному рисунку. Прикосновения  нагретого  острия
производят особо ясную  перекристаллизацию  металла.  Когда  такой  лист
опустят в подкисленную воду, то все  тронутые  места  тотчас  становятся
видны.
   А. И. Скиндер. D Живокость - название до десятка растении; чаще друг.
т.  наз.:  1)  Simphytum  officinalis.  высокая  раскидистая  трава   из
семейства бурачниковых (V, 7); листья крупные, длинные;  цветки  крупные
грязно-фиолетовые    в    коротких    соцветиях    (завитках);    венчик
трубчато-колокольчатый с высовывающим из него столбиком завязи;  длинный
ветвистый  корень.  Служит  по  народному  поверью  лечебным   средством
(помогает  сращению  перелома  костей);   считается   также   медоносным
растением. Распространен по сырым лугам и  около  кустарников  почти  во
всей России.  2)  Ж.  Кавказская  (Symphytum  asperrinum  caucasisum)  -
хорошее кормовое растение, скармливаемое в зеленом виде и  силосованным.
Требует плодородной влажной почвы,  глубоко  и  хорошо  разрыхленной,  с
удобрением  азотистыми  веществами.  Размножается  корневыми  черенками,
длиною в 1 - 1 1/2 верш., имеющими по 2 глазка, при чем  толстый  корень
разрезается вдоль.  Предпочитаются  черенки  из  верхних  частей  корня,
дающие более сильные растения. На десятину высаживают до 40000 черенков.
Лучшее время для посадки - весна. Уход  в  первое  время  заключается  в
поливке, прополке и  для  большей  кустистости  растении  -  в  срезании
образовавшихся у них штамповидных стеблей, затем - в ежегодной  пропашке
между рядами и взрыхлении почвы  в  рядах  мотыгой.  Укос  начинается  с
половины мая и продолжается до поздней осени, повторяясь каждые 30 -  40
дней; при благоприятных условиях общий сбор достигает до 15 - 30000  пд.
с десятины зеленого  корма,  в  котором  до  88%  воды.  Опыты  довольно
удачного разведения кавказской Ж. в губ. Калужской, Курской, Тамбовской,
Екатеринославской  и  др.  3)  Ж.  посевная  или  фиолетовая  (Моск.)  -
(Delphinium Consolida L.) -  однолетнее,  сорное  для  полей,  растение,
встречающееся  преимущественно   на   глинистых   почвах,   уничтожаемое
введением занятого  пара.  Безвредно  для  овец,  но  у  рогатого  скота
причиняет воспаление слизистой оболочки желудка и кишок.
   Живопись - искусство изображать предметы  на  какой-либо  поверхности
(стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на  зрителя
впечатление, подобное  тому,  какое  он  получил  бы  от  действительных
предметов природы. Дальнейшая и  более  важная  цель  Ж.  заключается  в
выражении некоторой художественной  идеи  или  настроения  совокупностью
изображаемых предметов в их взаимных отношениях, Возможность  воплощения
идей Ж. ограничена тем условием,  что  изображенное  на  картине  всегда
должно иметь своим первообразом действительную  природу  по  требованиям
новейшего направления; чудовища,  привидения,  фантастические  существа,
изображенные очертаниями и красками на полотне, при нынешнем  более  или
менее общераспространенном знании действительности, производят далеко не
такое  впечатление  на  воображение,  как  менее  определенные  описания
подобных  же  существ   в   поэзии.   С   другой   стороны,   подражание
действительности в Ж. совсем не идет и не может  идти  так  далеко,  как
того мог  бы  требовать  натуралист.  Художник  изображает  совокупность
признаков,  достаточных  для  сообщения  его  произведению  сходства   с
природою, но даже и в портрете он не  исчерпывает  всех  существующих  в
живом лице признаков, так как художественный опыт всех  времен  показал,
что подражание природе в отношении изображения подробностей,  доведенное
далее известной меры, не служит к усилению сходства  с  природой.  Кроме
этого указания художественного чувства, всегда присущего  художникам,  и
не  опровергаемого  такими  примерами  из  истории   искусства,   какими
представляются - так сказать - фотографически  законченных  произведения
Деннера, Ван дер Гейде, Герарда Дова  и  нек.  др.  живописцев,  и  сами
материальные  средства  Ж.  ограничивают  предел  ее   подражательности.
Противоположения света и темноты в природе измеряются такими  громадными
числами, которые в  чрезвычайной  степени  превосходят  отношения  между
самыми светлыми и самыми темными красками, употребляемыми в Ж. В природе
ярко освещенное облако может напр. в двадцать  тысяч  раз  быть  светлее
некоторой затененной лесом почвы, а краски, употребляемые в Ж.,  отстоят
одна от другой не более как на шестьдесят (Белила  только  в  шестьдесят
или семьдесят  раз  светлее  самой  темной  черной  масляной  краски;  в
картинах, несколько старых, отношение между самым светлым и самым темным
и того менее). Не смотря на такие  громадные  численные  различия  между
светотенью в природе и светотенью в Ж., художники  все  таки  изображают
различные моменты освещения - от полуденного  до  ночного  лунного  -  с
большой степенью иллюзии. Не будучи в  состоянии  материально  расширить
пределы светотени,  представляемые  красками,  они  психически  удлиняют
переход от светлого к темному путем последовательных градаций  тона  или
так  называемыми  полутонами.  Стремясь  воспроизвести  впечатление   от
действительности живописец собственно не подражает средствам природы,  а
поступает иначе, не сознавая, что он следует особенному психофизическому
закону, который приводит его к  желаемому  им  впечатлению.  Кроме  этих
соображений, можно еще указать на единство  впечатления,  требуемого  от
каждого художественного произведения  эстетическим  чувством.  Повинуясь
этому  требованию,  художник,  изображая  главные  группы  предметов   с
достаточными подробностями, однако намеренно опускает  детали  всех  тех
частей изображаемой действительности,  который  не  содействуют  целости
впечатления. Но, тем не менее, изображенные  предметы  должны  сохранять
характер  действительности:  в   большой   исторической   картине,   где
изображение людей занимает первое место, все-таки зритель  различает  на
почве камни, или на дальнем плане - горы, лес и тому  подобное.  В  этом
ограниченном смысле Ж. есть искусство подражательное.
   По  внутреннему  содержанию  Ж.   имеет   много   подразделений:   Ж.
историческая, религиозная, бытовая, баталическая, портретная, пейзажная,
Ж. плодов,  цветов  и  неодушевленной  вообще  природы  (nature  morte);
живописцы обыкновенно специализируются по одному или  немногим  из  этих
отделов, как специализируются литераторы или ученые. Значение каждого из
этих видов Ж. менялось и меняется в  различные  времена  и  у  различных
народов в зависимости от общей культурной их жизни, как эти проведено  в
различных статьях Словаря, посвященных истории школ Ж.
   Техника живописи. Это слово имеет  двоякое  значение:  во-первых,  им
обозначают     совокупность     приемов,      которыми      определяется
эстетико-практическое  знание  художника,  направленное   к   наилучшему

Страницы: «« « 1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036  1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь