Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052  » »»

горкнуть.  При  действии  азотистой  к.  несохнущие  масла  затвердевают
вследствие перехода  олеина  в  элаидин.  Эта  реакция  применяется  для
отличения сохнущих масл от несохнущих. Равные части несохнущего масла  и
дымящейся азотной к-ты или 4 ч. масла с 2 ч. азотной к.  уд.  в.  1,2  и
немного медных стружек дают при стоянии на  холоду  плавящуюся  при  55ё
массу.
   В. Яковлев.
   Жития  святых.  -  Христианская  церковь   с   первых   дней   своего
существования тщательно собирает сведения  о  жизни  и  деятельности  ее
подвижников и сообщает их в общее назидание. "Ж. святых" составляют едва
ли  не  самые  обширный  отдел  христ.  литературы.  Если   не   считать
апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в  которых  содержится
немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми  по
времени "Ж. святых" были сказания о  мучениках.  Еще  св.  Климент,  еп.
римский, во время первых гонений на христианство, поставил  в  различных
округах Рима  семь  нотариев  для  ежедневной  записи  происходившего  с
христианами в местах казней, а также  в  темницах  и  судилищах.  Другой
епископ Рима, Фабиан (236 - 251), поручил  это  дело  семи  иподиаконам.
Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников,  даже  самого
простого  звания,  с  древнейших  времен  записывались   церквами,   для
чествования и памятования. Несмотря на то, что  языческое  правительство
угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время
гонений на христианство. При Домициане и Диоклетиане значительная  часть
записей погибла в огне, так что  когда  Евсевий  (умер  340)  предпринял
составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то  не  нашел
достаточного для того  материала  в  литературе  мученических  актов,  а
должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над
мучениками. Сочинение Евсевия  о  мучениках  вообще  не  сохранилось  до
нашего времени, но известно другое его сочинение: "Книга о  палестинских
мучениках". От первых трех веков дошло до нас еще нисколько "посланий" о
мученичествах от  одной  церкви  к  другой.  После  Евсевия  сказания  о
мученичествах собирал св. Маруфа, еп. тагритский  (ок.  410  г.),  автор
"Истории персидских мучеников". Монах бенедиктинского м-ря  св.  Германа
близ  Парижа,  Узуард  (ок.  876  г.),  составил  древнейший  на  Западе
мартиролог ("Usuardi martyrologium", изд. в Лувене, 1568, и  Антверпене,
1714). Позднейшее, более полное собрание  и  критическое  издание  актов
мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: "Acta Martyrum  sincera  et
selecta" (Пар. 1689;  франц.  перев.  Drouetde-Maupertoy).  Из  новейших
собраний заслуживают внимания:  Zingerle,  "Martyrer  des  Morgenlandes"
(Иена 1833) и Адальберта Мюллера: "Allgemeines Martyrologium" (1860).  В
русской литературе известны: священника  В.  Гурьева,  "Мученики  воины"
(1876); прот. П.  Соловьева,  "Христианские  мученики,  пострадавшие  на
Востоке, по завоевании Константинополя турками" (перев. с новогреческого
СПб. 1862); "Сказания  о  мучениках  христианских,  чтимых  православною
церковию" (Казань, 1865). Наряду с этими сборникам  в  более  или  менее
подробных сказаниях о мучениках, начиная с IV в., а может быть и  ранее,
получили  развитие  (особенно   на   Зап.)   краткие   мартирологи   для
употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно
приписываемый бл. Иерониму (изд. д'Ашери в  1667  г.,  перепечатанный  у
Миня - "Patrologia", т. XXX). Из позднейших  известны:  Ассемани,  "Acta
ss. martyrum orientalium et occidentalium" (1748); Лагранж,  "Choix  des
actes  des  martyrs  d'Orient"  (Пар.  1862).  Кроме  общих,  на  Западе
существуют еще поместные мартирологи стран или народностей:  африканский
(Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий  (Валассера),  испанский
(Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.
   Более обширна литература "Житий святых" второго рода - преподобных  и
других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея, еп. тирского  (умер
362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно  замечательны:  -
"Жития честных монахов", патриарха александрийского  Тимофея  (умер  385
г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик  ("Historia  Lausaica,  s.
paradisus de vitis patrum"; подлинный текст  в  изд.  Рената  Лаврентия,
"Historia Christiana veterum Patrum" 1582, а также  в  "Opera  Maursii",
Флоренция, 1746, т. VIII;  есть  и  русский  перевод,  1856);  Феодорита
Киррского (умер 458) - "FiloJeoV istoria" (в названном  изд.  Рената)  а
также в полных собраниях сочинений Феодорита;  в  русск.  переводе  -  в
"Творениях св. Отцов", изд. московской дух. академии и ранее  отдельно);
Иоанна Мосха (Leimwnarion, в "Vitae patrum", Росвейга, Антв. 1628, т. X;
рус. изд. - "Лимонарь, сиречь цветник", М.  1859).  На  Западе  главными
писателями этого рода в патристический период  были:  Руфин  Аквилейский
("Vitae patrum s. historiae eremiticae");  Иоанн  Кассиан  ("Collationes
patrum in Scythia"); Григорий, еписк. турский (умер 594), написавший ряд
агиографических  сочинений  ("Gloria  martyrum",  "Gloria  confessorum",
"Vitae  patrum"),   Григорий   Двоеслов   ("Dialogi"   -   рус.   перев.
"Собеседование о Ж. италийских отцов", в "Православном Собеседнике"; см.
иcследов. об этом А.  Пономарева,  СПб.  1884  г.)  и  др.  С  IX  в.  в
литературе  "Ж.  святых"   появилась   новая   черта   -   тенденциозное
(нравоучительное,   отчасти    политически-общественное)    направление,
украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В раду таких  агиографов
первое место занимает Симеон Метафраст,  сановник  византийского  двора,
живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он  издал  681  г.  "Ж.
святых",   составляющие   самый   распространенный   первоисточник   для
последующих писателей этого рода не только на Востоке, но  и  на  Западе
(таков Вараджио,  архиеп.  генуэзский,  (умер  1298)  -  "Legenda  aurea
sanctorum" и Петр  Наталибус,  (умер  1382)  -  "Catalogus  Sanctorum").
Последующие издания  принимают  направление  более  критическое:  Бонина
Момбриция, "Legendarium s. acta sanctorum"  (1474);  Алоизия  Липпомана,
еп. веронского,  "Vitae  sanctorum"  (1551  -  1560);  Лаврентия  Сурия,
кельнского картезианца, "Vitae sanctorum orientis et occidentis" (1664);
Георгия Вицелла, "Hagiologium s. de sanctis ecclesiae"; Амвросия Флакка,
"Fastorum sanctorum libri ХII";Рената "Лаврентия де-ля-Барр -  "Historia
Christiana veterum patrum"; Ц. Барония, "Annales ecclesiast.";  Росвейда
- Vitae patrum";  Радера,  "Viridarium  sanctorum  ex  minaeis  graecis"
(1604).   Наконец,   выступает   с   своею   деятельностию    знаменитый
антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издаст в Антверпене  1-й  том
"Acta sanctorum". В продолжение 130 лет  болландистами  было  издано  49
томов, содержащих "Ж. святых" с  1  января  по  7  октября;  к  1780  г.
появилось еще два тома. В 1788  г.  институт  болландистов  был  закрыт.
Спустя три года, предприятие  было  снова  возобновлено,  и  в  1794  г.
появился еще новый том.  При  завоевали  Бельгии  французами,  монастырь
болландистов был продан, а сами  они  с  своими  коллекциями  перешли  в

Страницы: «« « 1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь