|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 » »» горкнуть. При действии азотистой к. несохнущие масла затвердевают
вследствие перехода олеина в элаидин. Эта реакция применяется для
отличения сохнущих масл от несохнущих. Равные части несохнущего масла и
дымящейся азотной к-ты или 4 ч. масла с 2 ч. азотной к. уд. в. 1,2 и
немного медных стружек дают при стоянии на холоду плавящуюся при 55ё
массу.
В. Яковлев.
Жития святых. - Христианская церковь с первых дней своего
существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее
подвижников и сообщает их в общее назидание. "Ж. святых" составляют едва
ли не самые обширный отдел христ. литературы. Если не считать
апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится
немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по
времени "Ж. святых" были сказания о мучениках. Еще св. Климент, еп.
римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных
округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с
христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой
епископ Рима, Фабиан (236 - 251), поручил это дело семи иподиаконам.
Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого
простого звания, с древнейших времен записывались церквами, для
чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство
угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время
гонений на христианство. При Домициане и Диоклетиане значительная часть
записей погибла в огне, так что когда Евсевий (умер 340) предпринял
составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел
достаточного для того материала в литературе мученических актов, а
должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над
мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до
нашего времени, но известно другое его сочинение: "Книга о палестинских
мучениках". От первых трех веков дошло до нас еще нисколько "посланий" о
мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о
мученичествах собирал св. Маруфа, еп. тагритский (ок. 410 г.), автор
"Истории персидских мучеников". Монах бенедиктинского м-ря св. Германа
близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе
мартиролог ("Usuardi martyrologium", изд. в Лувене, 1568, и Антверпене,
1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов
мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: "Acta Martyrum sincera et
selecta" (Пар. 1689; франц. перев. Drouetde-Maupertoy). Из новейших
собраний заслуживают внимания: Zingerle, "Martyrer des Morgenlandes"
(Иена 1833) и Адальберта Мюллера: "Allgemeines Martyrologium" (1860). В
русской литературе известны: священника В. Гурьева, "Мученики воины"
(1876); прот. П. Соловьева, "Христианские мученики, пострадавшие на
Востоке, по завоевании Константинополя турками" (перев. с новогреческого
СПб. 1862); "Сказания о мучениках христианских, чтимых православною
церковию" (Казань, 1865). Наряду с этими сборникам в более или менее
подробных сказаниях о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее,
получили развитие (особенно на Зап.) краткие мартирологи для
употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно
приписываемый бл. Иерониму (изд. д'Ашери в 1667 г., перепечатанный у
Миня - "Patrologia", т. XXX). Из позднейших известны: Ассемани, "Acta
ss. martyrum orientalium et occidentalium" (1748); Лагранж, "Choix des
actes des martyrs d'Orient" (Пар. 1862). Кроме общих, на Западе
существуют еще поместные мартирологи стран или народностей: африканский
(Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий (Валассера), испанский
(Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.
Более обширна литература "Житий святых" второго рода - преподобных и
других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея, еп. тирского (умер
362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: -
"Жития честных монахов", патриарха александрийского Тимофея (умер 385
г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик ("Historia Lausaica, s.
paradisus de vitis patrum"; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия,
"Historia Christiana veterum Patrum" 1582, а также в "Opera Maursii",
Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856); Феодорита
Киррского (умер 458) - "FiloJeoV istoria" (в названном изд. Рената) а
также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе - в
"Творениях св. Отцов", изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
Иоанна Мосха (Leimwnarion, в "Vitae patrum", Росвейга, Антв. 1628, т. X;
рус. изд. - "Лимонарь, сиречь цветник", М. 1859). На Западе главными
писателями этого рода в патристический период были: Руфин Аквилейский
("Vitae patrum s. historiae eremiticae"); Иоанн Кассиан ("Collationes
patrum in Scythia"); Григорий, еписк. турский (умер 594), написавший ряд
агиографических сочинений ("Gloria martyrum", "Gloria confessorum",
"Vitae patrum"), Григорий Двоеслов ("Dialogi" - рус. перев.
"Собеседование о Ж. италийских отцов", в "Православном Собеседнике"; см.
иcследов. об этом А. Пономарева, СПб. 1884 г.) и др. С IX в. в
литературе "Ж. святых" появилась новая черта - тенденциозное
(нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление,
украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В раду таких агиографов
первое место занимает Симеон Метафраст, сановник византийского двора,
живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. "Ж.
святых", составляющие самый распространенный первоисточник для
последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе
(таков Вараджио, архиеп. генуэзский, (умер 1298) - "Legenda aurea
sanctorum" и Петр Наталибус, (умер 1382) - "Catalogus Sanctorum").
Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина
Момбриция, "Legendarium s. acta sanctorum" (1474); Алоизия Липпомана,
еп. веронского, "Vitae sanctorum" (1551 - 1560); Лаврентия Сурия,
кельнского картезианца, "Vitae sanctorum orientis et occidentis" (1664);
Георгия Вицелла, "Hagiologium s. de sanctis ecclesiae"; Амвросия Флакка,
"Fastorum sanctorum libri ХII";Рената "Лаврентия де-ля-Барр - "Historia
Christiana veterum patrum"; Ц. Барония, "Annales ecclesiast."; Росвейда
- Vitae patrum"; Радера, "Viridarium sanctorum ex minaeis graecis"
(1604). Наконец, выступает с своею деятельностию знаменитый
антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издаст в Антверпене 1-й том
"Acta sanctorum". В продолжение 130 лет болландистами было издано 49
томов, содержащих "Ж. святых" с 1 января по 7 октября; к 1780 г.
появилось еще два тома. В 1788 г. институт болландистов был закрыт.
Спустя три года, предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г.
появился еще новый том. При завоевали Бельгии французами, монастырь
болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в
Страницы: «« « 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |