Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043  1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053  » »»

Вестфалию и после реставрации издали еще шесть томов.  Последние  работы
значительно уступают в достоинстве трудам первых  болландистов,  как  по
обширности  эрудиции,  так  и  вследствие  отсутствия  строгой  критики.
Упомянутый выше "Martyrologium" Мюллера представляет хорошее  сокращение
издания болландистов и может служить справочною книгою  к  нему.  Полный
указатель к этому изданию составил Потаст ("Bibliotheca  historia  medii
aevi", Б. 1862). Все жития святых, известные  с  отдельными  заглавиями,
исчислены у Фабриция в "Bibliotheca Graeca", Гамб. 1705 -  1718;  второе
издание Гамб. 1798 - 1809). Отдельные лица на Западе продолжали  издание
житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают
упоминания: аббат Коммануэль, "Nouvelles vies de  saints  pour  tous  le
jours" (1701); Балье, "Vie des saints" (работа строго критическая), Арно
д'Андили, "Les vies des peres  des  deserts  d'Orient"  (1771).  В  ряду
новейших западных изданий "Житий  святых"  заслуживает  внимания  сочин.
Штадлера и Гейма, написанное  в  словарной  форме:  "Heiligen  Lexicon",
(1855 ел.).
   Много Ж. находится в сборниках смешанного содержания, каковы пролога,
синаксари, минеи, патерики. Прологом назыв.  книга,  содержащая  в  себе
жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь  их.
У греков эти  сборника  назыв.  синаксарями.  Самый  древний  из  них  -
анонимный синаксарь в рукоп. еп.  Порфирия  Успенского  1249  г.;  затем
следует синаксарь императора Василия -  относящийся  к  Х  стол.;  текст
первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его  "Italia  sacra";
вторая  часть  найдена  позже   болландистами   (описание   ее   см.   в
"Месяцеслове" архиеп. Сергия, 1, 216). Другие древнейшие прологи: Петров
- в рукоп. еп. Порфирия содержит в себе памяти святых на все  дни  года,
кроме 2 - 7 и 24 - 27 дней  марта;  Клеромонтанский  (иначе  Сигмунтов),
почти сходный с Петровым, содержать в себе памяти святых за  целый  год.
Наши  русские  прологи  -  переделки  синаксаря  императора  Василия,  с
некоторыми дополнениями (см. проф. Н.  Н.  Петрова  "О  происхождении  и
составе славяно-русского печатного пролога",  Киев,  1875).  Минеи  суть
сборники пространных сказаний о святых в  праздниках,  расположенных  по
месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии: в первых имеют значение для
жизнеописания святых обозначения имен авторов  над  песнопениями.  Минеи
рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробные  о
значении этих миней см. в "Месяцеслове" еп. Серия, 1, 160).  Эти  "минеи
месячные"  или  служебные  были  первыми  сборниками   "житий   святых",
сделавшимися известными на Руси при самом  принятии  ею  христианства  и
введении Богослужения; за ними следуют греческие прологи или  синаксари.
В домонгольский период в русской  церкви  существовал  уже  полный  круг
миней, прологов и синаксарей.  Затем  в  русской  литературе  появляются
патерики - специальные  сборники  житий  святых.  В  рукописях  известны
переводные патерики: синайский ("Лимонарь"  Мосха),  азбучный,  скитский
(несколько видов; см. опис. ркп.  Ундольского  и  Царского),  египетский
(Лавсаик Палладия).  По  образцу  этих  патериков  восточных,  в  России
составлен "Патерик Киево-Печерский", начало которому  положено  Симоном,
еп.  владимирским,  и  киево-печерским   иноком   Поликарпом.   Наконец,
последний  общий  источник  для  житий  святых  всей  церкви  составляют
календари и месяцесловы. Зачатки календарей  относятся  к  самым  первым
временам церкви, как видно из  биографических  сведений  о  св.  Игнатие
(умер  107  г.),  Поликарпе  (умер  167),  Киприане   (умер   258).   Из
свидетельства Астерия Амасийского (умер 410) видно, что в IV в. они были
настолько  полны,  что  содержали  в  себе  имена  на  все   дни   года.
Месяцесловы, при евангелиях и апостолах, делятся на три рода: восточного
происхождения,  древнеитальянские  и  сицилийские,  и   славянские.   Из
последних древнейший - при Остромировом  Евангелии  (XII  в.).  За  ними
следуют месяцесловы: Ассемани, при глаголитском Евангелии, находящемся в
Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся
краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском,  студийском
и константинопольском. Святцы - те же календари, но подробности рассказа
приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.
   Древнерусская литература житий святых собственно  русских  начинается
жизнеописаниями отдельных святых.  Образцом,  по  которому  составлялись
русские "жития", служили жития греческие типа Метафраста, т. е.  имевшие
задачей "похвалу" святому,  при  чем  недостаток  сведений  (наприм.,  о
первых годах жизни святых) восполнялся общими  местами  и  риторическими
разглагольствованиями. Ряд чудес святого - необходимая  составная  часть
Ж. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно  черт
индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных  русских
"житий" до XV в. составляют (по мнению проф.  Голубинского)  лишь  самые
первые по времени Ж., "св. Бориса  и  Глеба"  и  "Феодосия  Печерского",
составленные преп. Нестором, Ж. Леонида Ростовского (которое  Ключевский
относит ко времени до 1174 г.) и Ж., появившиеся в Ростовской области  в
XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой  рассказ,  тогда
как столь же древние Ж. Смоленской области ("Ж.  св.  Авраамия"  и  др.)
относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV в.  ряд  составителей
Ж. начинает митроп.  Киприан,  написавший  Ж.  митроп.  Петра  (в  новой
редакции)  и  несколько  Ж.  русских  святых,  вошедших  в  состав   его
"Степенной книги"  (если  эта  книга  действительно  им  составлена).  С
биографиею и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета,
подробно знакомит  исследование  проф.  Ключевского:  "Древнерусские  Ж.
святых, как исторический источник", М., 1871). Он составил Ж.  и  службу
св. Сергию, Ж. и службу преп. Никону, Ж. св. Кирилла Белозерского, слово
о  перенесении  мощей  св.  Петра  и  службу  ему;  ему  же,  по  мнению
Ключевского, принадлежат Ж.  св.  новгородских  архиепископов  Моисея  и
Иоанна; всего  им  написано  10  житий,  6  сказаний,  18  канонов  и  4
похвальных слова святым.  Пахомий  пользовался  большою  известностью  у
современников и потомства, и был образцом для других составителей Ж.  Не
менее знаменит, как составитель Ж. Епифаний Премудрый, живший сначала  в
одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре  Сергия,  -
написавший Ж. обоих этих святых. Он хорошо знал св.  Писание,  греческие
хронографы, палею, лествицу, патерики. У него еще более витийства, чем у
Пахомия. Продолжатели этих трех писателей  вносят  в  свои  труды  новую
черту - автобиографическую,  так  что  по  "житиям",  ими  составленным,
всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии
переходит, в XVI в..  в  пустыни  и  отдаленные  от  культурных  центров
местности, в XVI в. Авторы  этих  Ж.  не  ограничивались  фактами  жизни
святого  и  панегириком  ему,  а  старались  знакомить   с   церковными,
общественными и государственными условиями, среди  которых  возникала  и
развивалась деятельность  святого.  Ж.  этого  времени  являются,  таким

Страницы: «« « 1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043  1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь