Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055  1056   1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065  » »»

116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник.
   У греков З. в древнейшее  время  находились  в  связи  с  изречениями
оракулов  и  большею  частью  излагались  гекзаметрами.  Семь   мудрецов
прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул.
Поэты также охотно вплетали в свои произведения  изречения  в  форме  З.
(ср. Ohlert, "Ratsel und Gesellschafts Spiele der alten  Griechen",  Б.,
1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума;  однако  и
Виргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII  в.
вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак
Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно  поэтических  З.
Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З.
Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа,  Шмидлина,  Брентано.  и  др.  нем.
поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного
разделения праздного  времени"  (Москва).  Превосходная  поэтическая  З.
составлена  В.  А.  Жуковским  ("На  пажити  необозримой,  не  убавляясь
никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.),  в  основу
ее положена одна из наиболее характерных народных З.,  с  мифологическим
содержанием  -  малорусская:  "Поле  немиряне,  вивци  нещитани,  пастух
рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское,  пастух
вышинский" (т. е. месяц,  пасущий  звездное  стадо).  Научное  собирание
народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837);
затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре  и  великорусских
З.:  Г.  Илькевич,  "Галицкие  приповедки  и  загадки"  (В.,  1841);  А.
Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872);
Худяков, "Великорусские З." (М., 1861);  В.  Даль,  "Пословицы  русского
народа. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862  и
СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.",  1864,  ј
35 - 39, 44 и 45 и 1865, ј 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M.
Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб.,  1864
- до 500 З.); "Труды  этнографическо-статистической  экспедиции  в  зап.
русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т.  I,  СПб.,  1872);  Д.
Садовников,  "З.  русск.  народа"  (СПб.,  1875,  2504   З.);   Романов,
"Белорусский сборник" (т. I,  Киев,  1886);  М.  Комаров,  "Нова  збирка
народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь"
(Од., 1890); П. Шейн,  "Материалы  для  изучения  быта  и  языка  русск.
населения Сев.-Зап. края"  (т.  II,  СПб.,  1893).  З.,  относящиеся  до
малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике"  (вып.
3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505
г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во  Франции  аббат  Cotin
изд. "Recueil des enigmes de се  temps"  (1646),  a  Menetrier  составил
"Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З. издал Simrock, "Deutsches
Ratselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx"  (Б.,
1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Ratselschatz" (Штутг.,  1874).
З. встречаются у всех народов, на  какой  бы  ступени  развития  они  не
стояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк.,
1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860).
   Заем (mutuum, le pret, Darlehn) - договор, по которому  одна  сторона
предоставляет другой в собственность вещи известного рода  и  количества
или известную сумму  денег,  с  обязанностью  получателя,  по  истечении
определенного времени, возвратить  столько  же  вещей  того  же  рода  и
качества или такую же сумму денег. От имущественного найма З. отличается
тем, что предметом последнего  может  быть  только  движимое  имущество,
поступающее, притом, в собственность заемщика (mutuum -  ex  meo  tuum);
отдавать  же  в  заем  можно  всякое  имущество,  как  движимое,  так  и
недвижимое, но исключительно  в  пользование,  за  определенную  наемную
плату. От договора ссуды З. отличается тем, что с ссудою соединено  лишь
право пользоваться вещью; получатель  обязан  возвратить  ту  же  самую,
индивидуально определенную вещь(ст. 2064 и 2067 гр.  зак.).  Юридическое
значение такого различия проявляется  в  вопросе  о  риске  сторон.  При
случайном  уничтожении  вещи  (напр.,  во  время   пожара),   если   она
предоставлена  по  ссуде,  убыток  несет  хозяин  вещи,   а   если   она
предоставлена по З. - заемщик  (ст.  2068).  Ссуда  по  существу  своему
безмездна; З. может быть и безвозмездный, но, вообще,  возмездность  его
предполагается, так как  пользование  деньгами  всегда  имеет  известную
рыночную ценность, выражаемую процентом.  В  Св.  Зак.  и  в  позднейших
узаконениях слово: ссуда часто, впрочем, употребляется в  смысле  займа.
Вместо  передачи  вещи  или  денежной  суммы  от  заимодавца   должнику,
допускается, при заключении З., обмен или зачет ценности, образовавшейся
из прежних отношений (ст. 568, 2017 и 2045 зак. гр.).
   Личная способность вступать в договор З. подвергалась и  подвергается
ограничениям. Еще около 70  г.  по  Р.  Хр.  вышел  римский  закон  (sc.
Macedonianum) о безусловной недействительности З.,  которые  совершались
лицами, состоящими под отеческою властью. В древнем русск. праве  первые
постановлены о договоре З. встречаются в  пространной  "Русск.  Правде".
Предметом З. могут быть деньги, медь, жито, при чем дозволяется  условие
о платеже роста. З. совершался без  всякого  письменного  акта,  но,  по
общему правилу, в присутствии  свидетелей.  Ко  времени  Иоанна  IV  при
совершении договора займа стали входить в употребление письменные  акты.
Рассрочка  платежа   долга   делалась   князьями   посредством   грамот,
называвшихся полетными. Купец, который, взявши деньги или товар  в  долг
для торговли, пропил или другим безумием погубил свой  товар,  выдавался
истцу (заимодавцу) головою. Псковская судная  грамота  требовала,  чтобы
заем был обеспечен закладом и утвержден записью;  по  наступлении  срока
заимодавец должен явить запись правительству; он может требовать  данных
в ссуду  денег  и  до  наступления  срока;  точно  также  должник  может
возвратить  долг  до  срока.  По  законам  Иоанна  IV   давать   заемные
обязательства (кабалы) могли только лица, которым исполнилось 15 лет  от
роду. В Уложении царя Алексея Михайловича говорится о З. денег, хлеба  и
других тому подобных  вещей.  Условие  о  платеже  процентов,  в  случае
денежного З., совершенно запрещено, как противное правилам св. апостол и
св. отец. Без письменного акта о З. нельзя производить  иска.  В  случае
неплатежа в срок производится в установленном порядке взыскание. Заемную
кабалу на деньги можно передавать другому лицу. Законы,  изданные  после
Уложения, говорят только о денежном З., не упоминая о З. хлеба и  других
вещей. Запрещалось брать деньги в З.:  несовершеннолетним,  неотделенным
детям и крестьянам (государственным, помещичьим, дворцовым, синодальным,
архиерейским  и  монастырским),  без  дозволения  родителей,   опекунов,
управителей, помещиков и мест, в ведомстве  которых  крестьяне  состоят.
Это запрещение распространено было в 1796 г. на нижних воинских чинов. В
1754 г. разрешено было условливаться при З. о платеже процентов,  но  не

Страницы: «« « 1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055  1056   1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь