|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 » »» 116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник.
У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями
оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов
прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул.
Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З.
(ср. Ohlert, "Ratsel und Gesellschafts Spiele der alten Griechen", Б.,
1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и
Виргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII в.
вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак
Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З.
Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З.
Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано. и др. нем.
поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного
разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З.
составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь
никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основу
ее положена одна из наиболее характерных народных З., с мифологическим
содержанием - малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух
рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастух
вышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание
народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837);
затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских
З.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А.
Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872);
Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русского
народа. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862 и
СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.", 1864, ј
35 - 39, 44 и 45 и 1865, ј 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M.
Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864
- до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в зап.
русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д.
Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Романов,
"Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886); М. Комаров, "Нова збирка
народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь"
(Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск.
населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до
малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып.
3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505
г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin
изд. "Recueil des enigmes de се temps" (1646), a Menetrier составил
"Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З. издал Simrock, "Deutsches
Ratselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx" (Б.,
1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Ratselschatz" (Штутг., 1874).
З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не
стояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк.,
1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860).
Заем (mutuum, le pret, Darlehn) - договор, по которому одна сторона
предоставляет другой в собственность вещи известного рода и количества
или известную сумму денег, с обязанностью получателя, по истечении
определенного времени, возвратить столько же вещей того же рода и
качества или такую же сумму денег. От имущественного найма З. отличается
тем, что предметом последнего может быть только движимое имущество,
поступающее, притом, в собственность заемщика (mutuum - ex meo tuum);
отдавать же в заем можно всякое имущество, как движимое, так и
недвижимое, но исключительно в пользование, за определенную наемную
плату. От договора ссуды З. отличается тем, что с ссудою соединено лишь
право пользоваться вещью; получатель обязан возвратить ту же самую,
индивидуально определенную вещь(ст. 2064 и 2067 гр. зак.). Юридическое
значение такого различия проявляется в вопросе о риске сторон. При
случайном уничтожении вещи (напр., во время пожара), если она
предоставлена по ссуде, убыток несет хозяин вещи, а если она
предоставлена по З. - заемщик (ст. 2068). Ссуда по существу своему
безмездна; З. может быть и безвозмездный, но, вообще, возмездность его
предполагается, так как пользование деньгами всегда имеет известную
рыночную ценность, выражаемую процентом. В Св. Зак. и в позднейших
узаконениях слово: ссуда часто, впрочем, употребляется в смысле займа.
Вместо передачи вещи или денежной суммы от заимодавца должнику,
допускается, при заключении З., обмен или зачет ценности, образовавшейся
из прежних отношений (ст. 568, 2017 и 2045 зак. гр.).
Личная способность вступать в договор З. подвергалась и подвергается
ограничениям. Еще около 70 г. по Р. Хр. вышел римский закон (sc.
Macedonianum) о безусловной недействительности З., которые совершались
лицами, состоящими под отеческою властью. В древнем русск. праве первые
постановлены о договоре З. встречаются в пространной "Русск. Правде".
Предметом З. могут быть деньги, медь, жито, при чем дозволяется условие
о платеже роста. З. совершался без всякого письменного акта, но, по
общему правилу, в присутствии свидетелей. Ко времени Иоанна IV при
совершении договора займа стали входить в употребление письменные акты.
Рассрочка платежа долга делалась князьями посредством грамот,
называвшихся полетными. Купец, который, взявши деньги или товар в долг
для торговли, пропил или другим безумием погубил свой товар, выдавался
истцу (заимодавцу) головою. Псковская судная грамота требовала, чтобы
заем был обеспечен закладом и утвержден записью; по наступлении срока
заимодавец должен явить запись правительству; он может требовать данных
в ссуду денег и до наступления срока; точно также должник может
возвратить долг до срока. По законам Иоанна IV давать заемные
обязательства (кабалы) могли только лица, которым исполнилось 15 лет от
роду. В Уложении царя Алексея Михайловича говорится о З. денег, хлеба и
других тому подобных вещей. Условие о платеже процентов, в случае
денежного З., совершенно запрещено, как противное правилам св. апостол и
св. отец. Без письменного акта о З. нельзя производить иска. В случае
неплатежа в срок производится в установленном порядке взыскание. Заемную
кабалу на деньги можно передавать другому лицу. Законы, изданные после
Уложения, говорят только о денежном З., не упоминая о З. хлеба и других
вещей. Запрещалось брать деньги в З.: несовершеннолетним, неотделенным
детям и крестьянам (государственным, помещичьим, дворцовым, синодальным,
архиерейским и монастырским), без дозволения родителей, опекунов,
управителей, помещиков и мест, в ведомстве которых крестьяне состоят.
Это запрещение распространено было в 1796 г. на нижних воинских чинов. В
1754 г. разрешено было условливаться при З. о платеже процентов, но не
Страницы: «« « 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |