Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 » »» 116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник. У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З. (ср. Ohlert, "Ratsel und Gesellschafts Spiele der alten Griechen", Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Виргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII в. вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З. Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано. и др. нем. поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З. составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основу ее положена одна из наиболее характерных народных З., с мифологическим содержанием - малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских З.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А. Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872); Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862 и СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.", 1864, ј 35 - 39, 44 и 45 и 1865, ј 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M. Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864 - до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в зап. русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д. Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Романов, "Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886); М. Комаров, "Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь" (Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск. населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып. 3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. "Recueil des enigmes de се temps" (1646), a Menetrier составил "Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З. издал Simrock, "Deutsches Ratselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx" (Б., 1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Ratselschatz" (Штутг., 1874). З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк., 1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860). Заем (mutuum, le pret, Darlehn) - договор, по которому одна сторона предоставляет другой в собственность вещи известного рода и количества или известную сумму денег, с обязанностью получателя, по истечении определенного времени, возвратить столько же вещей того же рода и качества или такую же сумму денег. От имущественного найма З. отличается тем, что предметом последнего может быть только движимое имущество, поступающее, притом, в собственность заемщика (mutuum - ex meo tuum); отдавать же в заем можно всякое имущество, как движимое, так и недвижимое, но исключительно в пользование, за определенную наемную плату. От договора ссуды З. отличается тем, что с ссудою соединено лишь право пользоваться вещью; получатель обязан возвратить ту же самую, индивидуально определенную вещь(ст. 2064 и 2067 гр. зак.). Юридическое значение такого различия проявляется в вопросе о риске сторон. При случайном уничтожении вещи (напр., во время пожара), если она предоставлена по ссуде, убыток несет хозяин вещи, а если она предоставлена по З. - заемщик (ст. 2068). Ссуда по существу своему безмездна; З. может быть и безвозмездный, но, вообще, возмездность его предполагается, так как пользование деньгами всегда имеет известную рыночную ценность, выражаемую процентом. В Св. Зак. и в позднейших узаконениях слово: ссуда часто, впрочем, употребляется в смысле займа. Вместо передачи вещи или денежной суммы от заимодавца должнику, допускается, при заключении З., обмен или зачет ценности, образовавшейся из прежних отношений (ст. 568, 2017 и 2045 зак. гр.). Личная способность вступать в договор З. подвергалась и подвергается ограничениям. Еще около 70 г. по Р. Хр. вышел римский закон (sc. Macedonianum) о безусловной недействительности З., которые совершались лицами, состоящими под отеческою властью. В древнем русск. праве первые постановлены о договоре З. встречаются в пространной "Русск. Правде". Предметом З. могут быть деньги, медь, жито, при чем дозволяется условие о платеже роста. З. совершался без всякого письменного акта, но, по общему правилу, в присутствии свидетелей. Ко времени Иоанна IV при совершении договора займа стали входить в употребление письменные акты. Рассрочка платежа долга делалась князьями посредством грамот, называвшихся полетными. Купец, который, взявши деньги или товар в долг для торговли, пропил или другим безумием погубил свой товар, выдавался истцу (заимодавцу) головою. Псковская судная грамота требовала, чтобы заем был обеспечен закладом и утвержден записью; по наступлении срока заимодавец должен явить запись правительству; он может требовать данных в ссуду денег и до наступления срока; точно также должник может возвратить долг до срока. По законам Иоанна IV давать заемные обязательства (кабалы) могли только лица, которым исполнилось 15 лет от роду. В Уложении царя Алексея Михайловича говорится о З. денег, хлеба и других тому подобных вещей. Условие о платеже процентов, в случае денежного З., совершенно запрещено, как противное правилам св. апостол и св. отец. Без письменного акта о З. нельзя производить иска. В случае неплатежа в срок производится в установленном порядке взыскание. Заемную кабалу на деньги можно передавать другому лицу. Законы, изданные после Уложения, говорят только о денежном З., не упоминая о З. хлеба и других вещей. Запрещалось брать деньги в З.: несовершеннолетним, неотделенным детям и крестьянам (государственным, помещичьим, дворцовым, синодальным, архиерейским и монастырским), без дозволения родителей, опекунов, управителей, помещиков и мест, в ведомстве которых крестьяне состоят. Это запрещение распространено было в 1796 г. на нижних воинских чинов. В 1754 г. разрешено было условливаться при З. о платеже процентов, но не Страницы: «« « 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |