Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1201   1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209  1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217   1218   1219  » »»

   Стена этого портика украшена колоссальными бронзовыми статуями Иоанна
Крестителя (работы Мартоса), Владимира св.,  Александра  Невского  (раб.
Пименова)  и  Андрея  Первозванного  (раб.  Демута-Малиновского),  дверь
отлита  из  бронзы  по  оригиналу  флорент.  собора.  На  средине  храма
возвышается цилиндрическая башня купола с  16  окнами,  украшенная  16-ю
коринф. пилястрами и накрытая овальным сводом с вызолоченным крестом  на
вершине. Вышина церкви с крестом 33 саж. Внутренняя площадь собора имеет
в длину 34, а в ширину между северн. и южн. дверями 26 саж. К  дверям  и
главному алтарю простираются от 4 подкупольных столбов колоннады коринф.
ордена из финл. гранита. Каждая из колонн украшена бронзовою капителью и
базой. Иконостас главного алтаря  тонкой  чеканной  работы  из  серебра,
количеством около 100 пуд.; из  них  40  пудов  принесены  в  дар  храму
Казанской Божией Матери донскими  казаками,  отбившими  в  1812  г.  это
серебро у французов. Оно заключалось большею частью в церковной  утвари,
награбленной  последними  по  России.  Иконостас  исполнен  по  рисункам
архитектора Александра Тона. Он украшен 4-мя колоннами  сибирской  яшмы;
над царскими вратами находится серебряное полукружие с крестом, а  между
царскими вратами и полукружием - сияние  с  изображением  слова  "Богъ",
выложенным из драгоценных  камней.  Царские  врата  и  балюстрада  также
сделаны из серебра.  Казанский  собор  украшен  живописью  изв.  русских
художников: Егорова (Рождество Богородицы и Сошествие св. Духа), Шебуева
(Три святителя и Взятие на небо  Божией  Матери),  Боровиковского  (Царь
Константин и мать его Елена, Великомученица  Екатерина,  Св.  Антоний  и
Феодосий),  Бессонова  (Тайная  вечеря).  Из  скульптурных  произведений
замечательны работы Мартоса  и  Прокофьева.  Драгоценнейшая  святыня  К.
Собора - Чудотворный образ Казанской Божией Матери, поставленный сюда  в
1811 г.  при  освящении.  Стены  собора  украшены  трофеями,  взятыми  у
французов   в   1812   г.   В   соборе   погребен   фельдмаршал    князь
Кутузов-Смоленский.
   Казанское ханство - занимало среднее течение Волги и шло от  пределов
Нижегородской области на С к  землям  Пермской  и  Вятской,  а  на  Ю  к
пределам шибанской и Киргиз-Кайсацкой орды. С точностью  определить  его
границы невозможно; трудно выяснить и состав его населения. Кроме татар,
в пределах К. царства жили черемисы, мордва, чуваши, вотяки, мещеряки  и
башкиры. Ему предшествовало  в  тех  местах  болгарское  или  Булгарское
государство.
   Русь с давних пор находилась в сношениях, враждебных  или  мирных,  с
местностями,  которые  заняло  впоследствии  К.  ханство.  Сношения  эти
усиливаются  после  того,  как  центр  Русской   земли   переносится   в
Суздальский край.  В  числе  лиц,  которых  вызывал  Юрий  Долгорукий  в
качестве колонистов, упоминаются  и  булгары;  они  же  вызывались  и  в
качестве мастеров для постройки церквей (Лавр. летоп.,  433,  437).  Для
таких построек из  Булгарии  вывозился  и  строительный  материал.  Есть
известие, что супруга Андрея Боголюбского была булгарка родом. Во  время
голода 1229 г. булгары подвозили хлеб. Не прекращались в  тоже  время  и
походы русских на булгар и булгар на русских. В XIII в. татары  покорили
Булгарское царство и опустошили страну, но не изменили коренным  образом
ее  общественного  порядка.  Города  и  городское  население  продолжают
существовать;   восстанавливаются   города   старые,   строятся   новые.
Укоренившаяся в городах магометанская цивилизация  скоро  захватывает  и
татар. Наряду с этим, по-прежнему, существует  и  сельское  инородческое
население. Некоторые племена исчезли совершенно, но иные  из  оставшихся
оправились после татарского нашествия  и,  по  мере  ослабления  Золотой
орды,  приобретали  независимость.  В  XIV  в.  в  сношениях  с  Москвой
действуют  вполне  самостоятельно   мордовские   князья;   перед   самым
основанием К. ханства черемисы и другие  инородцы,  жившие  в  Казани  и
окрестностях, имели своего вотчича, К. князя Лилибея. Вообще, Будгарское
царство находилось в  более  тесных  отношениях  к  татарам,  чем  земля
Русская. В  пределах  Булгарского  царства  кочевали  татарызавоеватели;
здесь  потом  они  начинали  свою  оседлую  жизнь,  подчиняясь   влиянию
булгаро-магометанской  культуры  и,  в  свою  очередь,  налагая   особый
татарский отпечаток на булгар. Цари булгарские, как  и  князья  русские,
получали от великих ханов ярлыки на царство, но в большей степени играли
роль ханских наместников, чем князья русские - не  имели,  напр.,  права
чеканить свою монету и т.п.
   Когда Золотая Орда, в XIV в. начинает приходить в упадок,  Булгарская
земля нередко становится предметом притязаний со стороны претендентов  в
ханы Золотой Орды. В 1361 г. один из полководцев, Хидырь,  после  целого
ряда убийств, становится ханом; его свергает сын  его  Темихоржа,  затем
опять следует ряд убийств ханов. В это  время  делается  первая  попытка
основать самостоятельное царство в Булгарии: Татарский князь  Булактемир
ненадолго овладевает Булгарией. На первых порах после покорения Булгарии
татарами сношения ее с русскими становятся редкими. В  течение  ста  лет
летописи  молчат  о  них.  С  средины  XIV  века  начинается   посещение
Булгарской земли  новгородскими  ушкуйниками,  которые  были  не  только
разбойниками, но и колонизаторами.  В  1370  и  в  1376  годах  летописи
говорят о походе русских под началом кн. Бориса Константиновича, родного
брата суздальского кн. Дмитрия Константиновича, против  булгарского  кн.
Асана. Во время этого похода, в 1372 г., был построен  Курмыш  на  Суре.
Никоновская летопись, говоря о походе 1376 г., упоминает имя. Казань, но
новейшие ученые (П.Савельев, С.М.Шпилевский и др.) полагают, что  такого
названия в это время  еще  не  существовало.  С  постройкой  г.  Курмыша
сношения русских с Булгарией делаются опять более оживленными. В 1382 г.
летописи передают, напр., об ограблении русских купцов в г.  Булгаре.  С
царствования вел. кн. Василия Дмитриевича открывается опять ряд  походов
против  Булгар,  которые  в  борьбе  вел.  кн.  с   князем   суздальским
поддерживали последнего. В 1398  г.  Василий  Дмитриевич  послал  своего
брата Юрия на Булгарию; поход этот был удачен, "и никто  же  не  помнить
толь далече  воеваша  Русь  Татарьскую  землю".  При  преемнике  Василия
Дмитриевича,  Василии  Васильевиче,  успехи  русских  были   еще   более
значительны. В 1431 г. на волжских булгар был послан кн. Федор Давидович
Пестрой; "он же шед взять их и всю их землю плени". Между тем,  один  из
ханов Золотой  орды,  Магмет,  изгнанный  братом  своим  Кичимом,  искал
убежища в России и занял г. Белев. Он надеялся на  содействие  и  помощь
вел. князя Василия Васильевича, которому, в бытность свою ханом, не  раз
оказывал дружбу. Великий  князь,  однако,  приказал  хану  удалиться  из
русских  пределов,  а  когда  тот  не  послушался,  выслал  против  него
многочисленную рать, под начальством Шемяки  и  Димитрия  Красного.  Хан
имел войска  всего  около  3  тыс.  Все  его  мирные,  предложения  были
отвергнуты. Произошла отчаянная битва, в  которой  татары,  несмотря  на

Страницы: «« « 1201   1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209  1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217   1218   1219  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь