|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1209 1210 1211 1212 1213 1214 1215 1216 1217 1218 1219 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 » »» свои принципы. Под обаянием К. находился, например, еще Кант, которого
занимало иногда решение таких вопросов: "позволительно ли предупреждать
самоубийством несправедливое осуждение на смерть, даже когда его
дозволяет государь, приговоривший к смерти" (как Нерон - Сенеке)?
"Человек укушен бешеной собакой и уже находится в первых припадках
водобоязни; думая о том, что и он, в припадке бешенства, может укусить
других людей, он для предотвращения несчастья убивает себя. Совершает ли
он этим преступление"? "Так как цель сожития мужчины и женщины
заключается в продолжении рода, то дозволительно ли это сожитие, когда
цель явно не может быть достигнута, напр. во время беременности"?
"Человек, уважающий себя, может ли в разговорах с высшими лица не
пользоваться выражениями: "ваше преподобие", "ваше преосвященство",
"ваше величество"? "Поступивший таким образом человек будет ли иметь
право жаловаться в том случае, если потерпит притеснения от этих лиц?",
и т.д. К. продолжает давать пищу остроумию во множестве судебных и
парламентских дебатов, проповедей и т.д. Она снабжает сюжетами множество
романов и повестей. Особое значение она имеет в преподавании права, где
целый ряд догматических положений обыкновенно иллюстрируется
определенным подбором казусов, и где, таким образом, отвлеченная догма
сближается с жизнью. В современной немецкой юридической литературе вновь
замечается, поэтому, сильная наклонность к развитию К., в противовес
старой, до крайности абстрактной римской догме. Современная юрид. К.
легко обращается в простую схоластику, когда забывает истинные основы
юридического творчества.
В.Н.
Казуистика - возникшая в средние века богословская дисциплина, с
целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным
случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casus
conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должно
освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает,
при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, а
равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресном
отдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагалась
обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших с
XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого
времени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических
руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда де
Пеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочинений
обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с
теоретической теологией; решению отдельных казусов казуисты
предпосылагают краткое изложение общих принципов, причем, однако,
казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашеские
ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика;
до XVI ст. - главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. -
иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилось
крайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чего
большое значение получила классификация этих мнений. Различались мнения
несомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менее
правдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. В
связи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1)
Туциоризм: должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior),
даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) есть
правдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомнения
относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от
него. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнута
большинством зап. теологов, как слишком ригористическая. 2)
Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда
оно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать только
тогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3)
Эквипробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать не только
тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково
вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм: менее безопасному
мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно.
Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение
трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей,
больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. При
односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легко
впадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок для
получения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые и
вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодные
тонкости. В XVI и XVII в. К. усердно разрабатывали и протестантские
богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавались
в подробности, как католики, не делали такого механического различия
между смертными и простительными грехами, как католические казуисты,
пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие
(probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Нirscher, "Ueber das
Verhaltniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik" (1823);
Dollinger und Reusch, "Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rom.
kathol Kirche" (Нердл., 1889); Н.Суворов, "К. и пробабилизм" ("Юридич.
Вестн." 1889 ј11).
А.Я.
Каин (с евр. "приобретение") - имя старшего сына Адама и Евы. Как
первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен
и из зависти убил своего кроткого брата Авеля. За это убийство он
проклят был Богом и, удалившись от общества других людей, поселился с
своей женой в земле Нод, к В от Месопотамии (по предположению некоторых
- в Китае). Там у него родился сын, которого он назвал Енохом. К. весь
отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования и был
основателем первого города, названного им в честь сына - Енохом. Под
"городом" конечно, нельзя разуметь здесь в собственном смысле города, а
просто ограду, возведенную для защиты находившегося среди ее жилища
(Быт. IV гл.). Характер К. перешел и к его потомкам, каинитам, которые в
течение всей допотопной эпохи представляли особую ветвь человечества,
прославившуюся культурой, но вместе с тем и нечестием, которое и
навлекло на людей страшную кару в виде всемирного потопа.
А.Д.
Каир (по-арабски Маср-ель-Каиро - победоносный Египет) - гл. г.
Египта, на прав. берегу Нила, 12 км. выше разделения его на рукава
Розетту и Дамиетту. В древности в 26 км. выше, на левом берегу, стоял
Страницы: «« « 1209 1210 1211 1212 1213 1214 1215 1216 1217 1218 1219 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |