Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217  1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227  » »»

свои принципы. Под обаянием К. находился, например, еще  Кант,  которого
занимало иногда решение таких вопросов: "позволительно ли  предупреждать
самоубийством  несправедливое  осуждение  на  смерть,  даже  когда   его
дозволяет государь,  приговоривший  к  смерти"  (как  Нерон  -  Сенеке)?
"Человек укушен бешеной собакой  и  уже  находится  в  первых  припадках
водобоязни; думая о том, что и он, в припадке бешенства,  может  укусить
других людей, он для предотвращения несчастья убивает себя. Совершает ли
он  этим  преступление"?  "Так  как  цель  сожития  мужчины  и   женщины
заключается в продолжении рода, то дозволительно ли это  сожитие,  когда
цель явно не  может  быть  достигнута,  напр.  во  время  беременности"?
"Человек, уважающий себя, может  ли  в  разговорах  с  высшими  лица  не
пользоваться  выражениями:  "ваше  преподобие",  "ваше  преосвященство",
"ваше величество"? "Поступивший таким образом  человек  будет  ли  иметь
право жаловаться в том случае, если потерпит притеснения от этих  лиц?",
и т.д. К. продолжает давать  пищу  остроумию  во  множестве  судебных  и
парламентских дебатов, проповедей и т.д. Она снабжает сюжетами множество
романов и повестей. Особое значение она имеет в преподавании права,  где
целый   ряд   догматических   положений    обыкновенно    иллюстрируется
определенным подбором казусов, и где, таким образом,  отвлеченная  догма
сближается с жизнью. В современной немецкой юридической литературе вновь
замечается, поэтому, сильная наклонность к  развитию  К.,  в  противовес
старой, до крайности абстрактной римской  догме.  Современная  юрид.  К.
легко обращается в простую схоластику, когда  забывает  истинные  основы
юридического творчества.
   В.Н.

   Казуистика - возникшая в  средние  века  богословская  дисциплина,  с
целью  применять  общие  нравственно-богословские  законы  к  конкретным
случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы  совести  (casus
conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает,  что  должно
освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К.  указывает,
при каких обстоятельствах эти работы  могут  считаться  дозволенными,  а
равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила  о  воскресном
отдыхе смертный  или  простительный  грех.  До  XVI  ст.  К.  излагалась
обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших  с
XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого
времени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических
руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда  де
Пеннафорте.  С  XVI  ст.  в  большей  части   казуистических   сочинений
обнаруживается  стремление  поставить  К.  в  более   тесную   связь   с
теоретической   теологией;   решению    отдельных    казусов    казуисты
предпосылагают  краткое  изложение  общих  принципов,  причем,   однако,
казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те  монашеские
ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная  практика;
до XVI ст. - главным образом доминиканцы и францисканцы, а с  XVI  в.  -
иезуиты. При многовековой казуистической обработке  морали  обнаружилось
крайнее разнообразие  мнений  по  различным  вопросам,  вследствие  чего
большое значение получила классификация этих мнений. Различались  мнения
несомненные,    правдоподобные,    более    правдоподобные    и    менее
правдоподобные, затем мнения более  безопасные  и  менее  безопасные.  В
связи  с  этими  различениями  развились  в  К.  следующие  теории.   1)
Туциоризм: должно следовать более безопасному  мнению  (opinio  tutior),
даже и тогда, когда менее безопасное мнение  (opinio  minus  tuta)  есть
правдоподобнейшее (probabilior).  Другими  словами,  в  случае  сомнения
относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от
него.  Эта  теория,  в  смысле  общего  морального  правила,  отвергнута
большинством   зап.   теологов,   как   слишком   ригористическая.    2)
Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда,  когда
оно менее вероятно; менее  безопасному  мнению  можно  следовать  только
тогда,   когда   оно   более   вероятно,   чем    противоположное.    3)
Эквипробабилизм: менее безопасному  мнению  можно  следовать  не  только
тогда, когда оно  более  вероятно,  но  и  тогда,  когда  оно  одинаково
вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм:  менее  безопасному
мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно.
   Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение
трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких  обязанностей,
больших и малых  преступлений,  смертных  и  простительных  грехов.  При
односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты  легко
впадают в искушение заняться  возможно  ловким  сочетанием  посылок  для
получения  из  них  неожиданно  ловкого  вывода   и,   подкрепляемые   и
вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в  бесплодные
тонкости. В XVI и XVII в.  К.  усердно  разрабатывали  и  протестантские
богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так  вдавались
в подробности, как католики, не  делали  такого  механического  различия
между смертными и простительными  грехами,  как  католические  казуисты,
пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие
(probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Нirscher, "Ueber das
Verhaltniss des Evangeliums zu  der  theologischen  Scholastik"  (1823);
Dollinger und Reusch, "Geschichte der Moralstreitigkeiten  in  der  rom.
kathol Kirche" (Нердл., 1889); Н.Суворов, "К. и  пробабилизм"  ("Юридич.
Вестн." 1889 ј11).
   А.Я.
   Каин (с евр. "приобретение") - имя старшего сына  Адама  и  Евы.  Как
первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и  злобен
и из зависти убил своего  кроткого  брата  Авеля.  За  это  убийство  он
проклят был Богом и, удалившись от общества других  людей,  поселился  с
своей женой в земле Нод, к В от Месопотамии (по предположению  некоторых
- в Китае). Там у него родился сын, которого он назвал Енохом.  К.  весь
отдался тяжелому  труду  для  обеспечения  своего  существования  и  был
основателем первого города, названного им в честь  сына  -  Енохом.  Под
"городом" конечно, нельзя разуметь здесь в собственном смысле города,  а
просто ограду, возведенную для  защиты  находившегося  среди  ее  жилища
(Быт. IV гл.). Характер К. перешел и к его потомкам, каинитам, которые в
течение всей допотопной эпохи представляли  особую  ветвь  человечества,
прославившуюся культурой,  но  вместе  с  тем  и  нечестием,  которое  и
навлекло на людей страшную кару в виде всемирного потопа.
   А.Д.
   Каир (по-арабски Маср-ель-Каиро  -  победоносный  Египет)  -  гл.  г.
Египта, на прав. берегу Нила, 12  км.  выше  разделения  его  на  рукава
Розетту и Дамиетту. В древности в 26 км. выше, на  левом  берегу,  стоял

Страницы: «« « 1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217  1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь