Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210  1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217   1218   1219   1220  » »»

свою малочисленность, одержали победу. Хан не стал продолжать  борьбу  с
Василием, а двинулся  чрез  землю  Мордвы,  прошел  Булгарию,  построил,
вблизи опустошенного русскими войсками в 1399 г. древнего Саинова  Юрта,
новый город Казань, вызвал колонистов из Золотой орды, Астрахани,  Азова
и Крыма, провозгласил себя  самостоятельным  царем  казанским  и,  таким
образом, сделался основателем ханства К. Хотя К. ханство и отделялось от
Золотой орды, но по своему строю далеко не во всем было на  нее  похоже,
К. цари должны были допустить существование возле себя аристократии, как
учреждения постоянного, с определенным устройством, известными  правами,
непременным участием в управлении страною. Этого не было в Золотой орде.
В Казани мы видим биков и  мурз,  звание  которых  было  наследственным.
Разница между ними заключалась в том, что мурзами были все люди  высшего
класса, а биками (князьями) -  представители  выдающихся  родов,  причем
титул этот носили только старшие в роде. Некоторые  из  княжеских  родов
пользовались особым значением и назывались карачии -  слуги,  князья  К.
князей,  как  переводят  это   название   русские   летописи.   Карачиев
обыкновенно было 4 рода, и представители их,  в  силу  самого  рождения,
были непременными членами правительства, во главе которого  стоял  царь.
Царя окружали уланы, составлявшие царскую гвардию и,  по  предположению,
являвшиеся  представителями  чиновного  элемента  в  страже.   Служебный
элемент вообще был слаб в К. ханстве: все  находилось  в  руках  мурз  и
биков. Они являются первыми капиталистами, избирают царя, изгоняют  его,
нередко даже  умерщвляют,  если  он  приходится  им  не  по  нраву.  Они
управляют областями, ведут сношения с соседями, решают вопросы о войне и
мире.  Каждая  знатная  семья  пользовалась   определенным   доходом   с
государства. Большим значением  в  Казани  пользовалось  и  духовенство.
Глава духовенства - сеид,  сан  которого  могло  занимать  только  лицо,
ведшее свой род от Магомета, первых  халифов  или  от  сеидов  -  правил
духовными делами, независимо от царя. Влияние  его  было  заметно  и  на
политических делах. В дипломатической переписке  имя  его  стоит  всегда
впереди. Сам царь выходил к нему навстречу, преклонял пред ним  главу  и
касался,  стоя,  его  руки  в  то  время,  как  сеид  сидел   на   коне.
Самостоятельные инородческие  князья,  которые  могли  существовать  при
торговом Булгарском государстве  или  при  военно-деспотической  Золотой
орде, в аристократическом К. ханстве должны были потерять свое значение.
Они или исчезают, уступая место начальникам-помещикам, которых назначает
правительство, или входят в состав К. знати,  теряя  все  свои  связи  с
племенем, или, наконец, остаются при своих коленах, но прежняя власть их
ограничивается  и  они  низводятся  на  степень  простых  чиновников  К.
ханства. Инородцы платили  часть  своих  заработков,  в  виде  ясака,  в
царскую казну, или же правительство  отдавало  целые  волости  отдельным
дворянам, предоставляя уже им самим взимать ясак. Такая отдача  волостей
являлась закрепощением  их  населения.  Как  велик  был  ясак,  платимый
инородцами - неизвестно. Отсутствие сведений о мятежах инородцев  против
Казани, а также всегдашняя их готовность действовать вместе с казанцами,
заставляют думать, что положение инородцев в К. царстве не было особенно
тяжелым. Начатое булгарами распространение земледелия, ремесел, торговли
продолжалось  и  в  К.  ханстве.  Магометанская  культура  была  усвоена
казанцами односторонне, своей чисто формальной  стороной,  выразившейся,
между прочим, в религиозной обрядности и привязанности к формам; поэтому
она не могла иметь оживляющего значения. Многие  инородцы  долгое  время
оставались в язычестве; другие, напр. башкиры, приняв магометанство,  не
оставили своего кочевого образа жизни. Тоже можно сказать  о  черемисах,
чувашах, мордве, вотяках,  большинство  которых,  приняв  магометанство,
продолжало  вести  скудную  жизнь  в  лесах,  занималось  звероловством,
отличалось воинственностью.  После  покорения  К.  ханства  они  не  раз
принимали участие в восстаниях против русского владычества.
   Набеги на Русскую землю начались сейчас же после основания нового  К.
ханства. В 1438 г. Магмет явился  под  Москвой,  но  взять  ее  не  мог,
несмотря на бегство вел. князя, и удовольствовался  грабежом  Коломны  и
др. городов, лежавших на его пути. Вскоре после того Магмет, или, как он
еще называется, Улумахмет был зарезан своим сыном Мамотяком, 6 июня 1445
г. Мамотяк разбил русских под Суздалем, причем вел.  князь  был  взят  в
плен и был выкуплен боярами за большую  сумму  только  чрез  год  и  два
месяца. В конце 60-х годов великий князь Иоанн III объявил войну Казани.
В Казани правил в то время Ибрагим; недовольные им  вельможи  приглашали
занять престол его отчима Касима, жившего в России. Поддерживая  Касима,
великий князь начал в 1467 г. войну, продолжавшуюся  около  двух  лет  и
отличавшуюся страшною жестокостью с  обеих  сторон.  После  целого  ряда
неудач, Русским удалось осадить Казань и  принудить  Ибрагима  заключить
мир на всей воле государевой. Ибрагим удержался на престоле,  но  должен
был выдать всех пленников, взятых в течение 40 лет. Мир  продолжался  до
1478 г., когда Ибрагим нарушил его опустошением Вятской  области.  После
смерти Ибрагима одни хотели возвести на престол  Магмет-Аминя,  меньшого
сына Ибрагима, другие  стояли  за  старшего  сына,  Алегама,  который  и
сделался царем, при помощи  ногайцев.  МагметАминь  удалился  в  Россию,
получил в поместье г. Каширу и оставался здесь до 1487 г., когда великий
князь объявил войну Казани. Город был осажден,  Алегам  взят  в  плен  и
сослан в  Вологду,  а  в  Казани  посажен  Магмет-Аминь.  Великий  князь
получил, таким образом, влияние на дела К.  ханства.  К.  вельможи  были
недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских людей  для
торговли в Казань; они вошли в сношение с шибанским владетелем  Мамуком,
который, при их помощи, и занял престол. Мамук царствовал недолго: своею
жестокостью он вынудил вельмож изгнать его и просить у великого князя на
царство младшего сына Ибрагима, АбдылЛетифа. Иоанн согласился,  дав  при
этом обещание, что Казань всегда  будет  собственностью  рода  Ибрагима.
Магмет-Аминь остался в России, получив в  поместье  Каширу,  Серпухов  и
Хотунь, где он прославился своим корыстолюбием и  жестокостью.  В  конце
царствования Иоанна III на К. престоле мы встречаем опять  Магмет-Аминя.
По смерти своего брата Алегама, он, с разрешения великого князя, женился
на вдове брата, жившей в плену в Вологде. Она и убедила  его  отложиться
от России. 24 июня 1605 г., во время казанской ярмарки, татары напали на
великокняжеского  посла  и  русских  купцов,  многих  умертвили,  других
ограбили. После этого  МагметАминь  двинулся  в  Россию,  осадил  Нижний
Новгород и выжег все посады, но, вследствие раздоров  в  войске,  должен
был отступить. Русские воеводы действовали вяло; к тому  же  27  октября
1505  г.  умер  великий  князь.  Преемник  его  Василий  III   Иоаннович
предпринял весною 1506 г. поход  против  Казани.  Поход  был  не  совсем
удачен для русских; несколько раз одерживали верх  татары.  Несмотря  на
это, Магмет-Аминь не решился продолжать войну и в 1507 г. предложил царю

Страницы: «« « 1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210  1211   1212   1213   1214   1215   1216   1217   1218   1219   1220  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь