Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202  1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210   1211   1212  » »»

отправиться в колонию, которая переносится им из  Техаса  в  Новоо  (шт.
Иллинойс)  и  временно   достигает   благосостояния.   Затем   возникают
внутренние раздоры и неудовольствия против  К.,  которого  некоторые  из
возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже.
Заочно осужденный, К. едет в  Париж  и  добивается  нового  рассмотрения
дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный  переворот
1851 г. заставляет К. возвратиться в колонию. Самовластность его в  роли
правителя  и  разные  неудачи  приводят  к  разрыву  между  ним  и   его
последователями: К. изгоняется из колонии и умирает в С.Луи,  осужденный
своими учениками. Свое коммунистическое учение К. изложил сначала в виде
путевых записок английского  лорда,  посетившего  фантастическую  страну
Икарию. Описание  государственного  строя  идеальной  страны  составляет
центр тяжести книги, не  чуждой  и  романического  элемента,  но  крайне
неудовлетворительной  с  художественной  точки  зрения.   Убедившись   в
несовершенстве  господствующего  повсюду  социального  строя,   икарийцы
произвели у себя государственный переворот и выбрали  диктатором  Икара,
для  постепенного,  в  течение  пятидесяти  лет,  проведения   в   жизнь
коммунистического идеала. В момент посещения  Икарии  лордом  Керисдалем
территория страны,  с  постройками,  принадлежит  уже  всей  нации.  Все
движимое имущество  нации,  вместе  с  произведениями  промышленности  и
земледелия,  составляет  один  капитал,  которым  народ,   через   своих
избранников,  распоряжается  как  своей   нераздельной   собственностью.
"Республика или община одна владеет всем;  она  организует  промышленные
занятия,  строит  мастерские  и  магазины;   она   обрабатывает   землю,
производит все что нужно для пищи,  одежды,  помещения  и  меблирования,
наконец она доставляет всякому гражданину  пищу,  помещение  и  мебель".
Труд в Икарии является обязательным и длится  около  6  -  7  часов  для
взрослых  граждан,  причем  работа  выбирается  каждым   сообразно   его
способностям, но, раз избранная, делается навсегда  его  специальностью.
Труд столь приятен, что от него никто не  уклоняется;  машины  исполняют
более тяжелые и грязные работы. Основной принцип: "de chacun suivant ses
forces, a chacun suivant ses besoins". Бремя и порядок работы, равно как
и вся домашняя жизнь икарийцев, строго  регулированы  законом.  В  пище,
одежде  и  помещении  наблюдается  строгое  равенство,  не   исключающее
разнообразия. Брак почитается в Икарии  делом  священным,  выбор  вполне
свободен, супруги равны, нарушение верности - вещь  неслыханная,  развод
допускается только как исключение. Религия  икарийцев  -  чистый  деизм,
причем каждому предоставляется  следовать  тем  или  другим  религиозным
догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий,  но  не  для
богослужения. Печать  в  Икарии  находится  под  строгою  цензурой  и  в
сущности  является  вполне  официальною.  Власть  избранных   правителей
неограничена;  мнения  большинства  имеют  силу  закона   как   в   деле
общественного и личного благоустройства, так и в  вопросах  искусства  и
науки. Решения  правительства  оказываются  всегда  благодетельными  для
народа. В  отличие  от  материалистического  коммунизма  Дезами,  Пилло,
Лаготьера и религиозномистического коммунизма аб. Констана,  Дюмениля  и
Эскироса, коммунизм. К. Может быть назван этическим  и  сентиментальным.
Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению  К.,  должно
объединить  все  человечество.  "Природа  желала,   чтоб   человек   был
счастлив";  несчастье  является   следствием   невежества,   неопытности
человека, дурного социального устройства, а  больше  и  прежде  всего  -
следствием частной собственности, этой  главной  причины  неравенства  и
всех  вытекающих  из  него   бедствий   (мысли   Руссо).   "Естественная
справедливость" не может допустить, чтобы человек  имел  излишек,  когда
его  ближний  лишен  необходимого.  Коммунизм  К.  отличается  мирным  и
умеренным характером; воцарение его на земле К. ждет не от революции,  а
от мирного распространения идей, причем коммунистическому  строю  должна
предшествовать переходная  стадия,  при  которой  частная  собственность
сохраняется, но  труд  постепенно  становится  обязательным,  наследство
уничтожается,  система  обложения  реформируется,  армия   распускается,
бедные  получают  поддержку  от  государства.  Громадная   популярность,
созданная  К.  его  "Путешествием  в  Икарию",   доставила   ему   массу
последователей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с  другими,
более крайними коммунистическими фракциями. В  этой  полемике  (напр.  с
Дезами и аб. Констаном)  К.  выказал  нетерпимость  к  чужому  мнению  и
претензию считаться единственным пророком коммунизма. Всех сочинений  К.
больше ста; главные из них: "Revolution de 1830 et  situation  presente"
(2 изд. 1833); "Histoire populaire de la Revolution  francaise"  (1839);
"Credo  communiste"  (1841);  "Douze  lettres  d'un  communiste   a   un
reformiste sur la  communaute"  (1842);  "Comment  je  suis  communiste"
(1840); "Almanach icarien" (1843 - 1848, 1852);  "Etat  de  la  question
sociale en Angleterre, en Ecosse, en lrlande et en France"  (1843);  "Le
vrai christianisme suivant Jesus  Christ"  (1846);  "Realisation  de  la
communaute d'icarie" (1847 - 1850); "Compte rendu par le president de la
communaute" (1854). Главные сочинения о К. :  "Biographie  de  Cabet  et
Reponse aux ennemis du communisme" (1846); Beluze,  "Mort  du  fondateur
d'lcarie"  (1856);  A.Hepner,  "Die  Icarier  in  Nordamerika"   (1886);
L.Stein, "Soclalismus und Communismus des heutigen Frankreichs";  Sudre,
"Histoire du communisme" (1850); Malou, "Histoire du socialisme" (т.II);
статья проф. Лексиса, в "Worterbuch  der  Staatswissenschaften"  (т.II);
статья Molinsky в "Revue Socialiste" (1891  -  92);  Dr.  Lux,  "Etienne
Cabet u. der ikarische Communismus"  (Штуттг.  1894);  Щеглов,  "История
социальных систем" (т.II).
   Н. Водовозов.
   Кабель - составной из  железной  или  стальной  проволоки  канат;  К.
употребляются для подъема руд из  шахт,  а  также  для  подъема  больших
тяжестей, вместо канатных приводов на заводах, для  буксирования  судов,
для такелажа речных и морских судов, в качестве составных частей висячих
мостов и вообще заменяют собою цепи и обыкновенные  пеньковые  канаты  в
тех случаях, где  требуется  соединение  значительного  сопротивления  с
гибкостью. Проволочный канат составляется из  некоторого  числа  прядей,
причем  сердцевина  каната  бывает  пеньковая,  или  представляет  также
проволочную прядь, или же отдельную отожженную проволоку. Из  соединения
нескольких круглых  канатов  образуется  К.  Плоские  или  ленточные  К.
составляются из некоторого числа круглых  канатов,  положенных  рядом  и
сшитых  вместе  при  помощи   проволок,   болтов   или   заклепок.   К.,
употребляемые для  устройства  воздушно-проволочных  железных  дорог,  в
качестве направляющих канатов для паромов, а также для небольших висячих
мостов, представляют соединение нескольких прядей, составленных из  7  -
37 проволок. Более старинный способ составления К.  заключается  в  том,

Страницы: «« « 1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202  1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210   1211   1212  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь