Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194  1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204  » »»

гносеология, или учение о познании; исследование второго - о существе И.
- принадлежит метафизике.
   Вл.С.
   Истомина (Евдокия Ильинична, 1799 - 1848) - известная танцовщица спб.
балета,  воспитанница  театрального  училища,  ученица  Дидло,  воспетая
Пушкиным в "Евгении  Онегине".  Наибольшим  успехом  И.  пользовалась  в
балетах "Зефир и Флора", "Африканский лев" (1818),  "Калиф  Багдадский",
"Евтимий и Евхариса", "Роланд и Моргана", "Лиза и Колен" (1820),  "Лелия
Нарбонская" и др. И. участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами.
Благодаря своему таланту и  красоте,  И.  всегда  была  окружена  толпою
поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не
раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По  выходе  в  отставку,
уже в 40-х гг., И. вышла замуж за второстепенного  актера  Екунина.  См.
"Дуэль Завадовского с Шереметевым" (в "исторических очерках и разсказах"
С.Н.Шубинского, СПб. 1893) и в "Русской  Старине"  (1874),  в  биографии
Грибоедова,  бывшего  секундантом  Завадовского.  Также   "Воспоминания"
Вигеля (ч. 5-ая) и Головачевой-Панаевой (стр.20 - 21, изд.  1890  г.)  и
альманах Булгарина: "Талия" (1825).
   Историческая школа  права  -  научное  направление  в  юриспруденции,
возникшее в начале истекающего столетия в Германии,  оказавшее  огромное
влияние на развитие правоведения нашего века и  до  сих  пор  остающееся
господствующим. Возникновение школы и основы  ее  учения.  Под  влиянием
отчасти национального возбуждения, охватившего Германию после  войны  за
освобождение, отчасти общего стремления к кодификации,  характеризующего
конец ХVIII и первую четверть XIX века, и в Германии  возникла  мысль  о
создании гражданского уложения, которое объединило бы немецкий народ  на
почве одного национального  права,  уничтожило  бы  господство  римского
права и парализовало бы усиливавшееся влияние  французского  кодекса.  В
полемическом памфлете,  написанном  по  поводу  брошюры  Тибо,  главного
защитника кодификации,  Савиньи  высказал  ряд  положений,  направленных
против воззрений Тибо, но, благодаря своему общему характеру и  новизне,
получивших гораздо более широкое значение. Право, по  учению  Савиньи  -
продукт не индивидуального разума  и  воли  законодателя,  а  "народного
духа", творческой деятельности  целого  народа  в  его  единстве.  Служа
выражением  "общенародного  убеждения",   оно   растет   и   развивается
органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно
языку, а не создается в  тот  или  другой  момент  жизни  индивидуальным
творчеством  сознательною  деятельностью  отдельных  личностей  или   их
совокупности. Оно стоит в  тесной  связи  со  всей  остальной  культурой
народа: его нравами, учреждениями,  искусством  и  т.д.,  и  развивается
вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в
других, и лишь совокупный рост всех сторон жизни обеспечивает правильный
юридически порядок. Источниками права,  поэтому,  является  не  закон  и
законодатель, а непосредственный выразитель народного сознания - обычай,
или наука, выступающая вместо  обычая  там,  где,  по  сложности  жизни,
последний  не  поддается  непосредственному  наблюдению,  где  раскрытие
"общенародного убеждения" требует специальных, технических приемов.  Эти
последние состоят  в  изучении  истории  права,  в  которой  проявляется
деятельность "народного духа", и  в  особом  методе  разработки  добытых
положений, выработанном  римскими  юристами.  Прежде  чем  приступать  к
изданию уложения, Германии необходимо создать науку, которая разработала
бы право согласно с его существом и национальным характером; в противном
случае  законодательство  даст  лишь  ряд   произвольных   положений   и
несовершенных юридических норм,  которыми  полны  новые  кодификации,  с
французским кодексом включительно. Эти общефилософские  взгляды  Савиньи
на  образование  права,  практическая  программа,  им  предложенная,  и,
наконец, обстоятельно развитая им методология и сделались основою учения
И. школы права. К имени Савиньи  и  названному  моменту  приурочивается,
поэтому, и ее возникновение.

   Значение  школы  и  ее  дальнейшая  история   определяются   научными
качествами каждого из трех основных положений  учения  Савиньи.  Являясь
реакцией против рационализма, господствовавшего в философии XVIII  в.  в
области обществоведения (школа "естественного права"),  И.  школа  права
объясняется  в  особенности  влиянием  на  развитие  права   исторически
сложившегося быта. В противоположность идее законодательного произвола и
внезапных переворотов в общественной жизни,  И.  школа  права  выставила
идею  закономерности  и   непрерывности   (постепенности)   юридического
развития. Не будучи новостью в литературе, так как основателями научного
исторического   обществоведения   были   Вико    и    Монтескье,    имея
предшественника и в Германии, в лице  Гуго,  эта  идея,  однако,  только
через посредство Савиньи  и  его  последователя,  Пухты,  сделалась  тем
бесспорным научным достоянием, каким является в  настоящее  время.  Сила
реакции была пропорциональна распространенности  учений  о  естественном
праве, не справлявшихся ни с прошлым нации, ни с общественными взглядами
на реформы. Вместо необходимых  поправок  к  учению  философской  школы,
историческая школа дошла до полного  отрицания  момента  индивидуального
творчества  и  роли  личности,  как  необходимых  агентов  в   прогрессе
общественной  жизни.  Это  увлечение  в  другую  сторону,  это  излишнее
преклонение  перед  господствующей  в  мире  силой  вещей,  эту   теорию
общественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю  крайность;
вместо неопределенного понятия "народного духа", как творческого фактора
общественной жизни,  современная  наука  выставляет  более  наглядные  и
определенные   исторические   силы.   Тем   не   менее   основная   идея
закономерности и исторического образования юридического строя признается
и теперь основным положением юриспруденции  и  всегда  подчеркивается  в
науке, как заслуга И. школы права. Ценность других положений  ее  учения
гораздо менее значительна. Практически вывод  из  учения,  сделанный  по
отношению к изданию гражданского уложения, в действительности не вытекал
из основной мысли учения и обусловлен был  лишь  его  крайностями.  Идея
закономерности общественного развития отнюдь не исключает  сознательного
творчества в области  права,  поскольку  оно  является  не  произвольным
вторжением в строй закономерных отношений, а их направлением в духе  той
же закономерности и приспособлением к  целям  прогресса.  Целесообразное
содействие новому, выделение его из-под обломков отжившего,  иногда  без
нужды  тормозящих  его  рост,  нисколько  не  противоречит   правильному
развитию жизни. "История, несомненно, учит  консерватизму,  но  истинный
консерватизм - тот, который сохраняет старое не ради него самого, а лишь
постольку, поскольку оно является условием будущего" (Иеринг).  Вытекая,
в сущности, из политических тенденций Савиньи (Савиньи  боролся,  прежде

Страницы: «« « 1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194  1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь