|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 » »» крайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь;
"обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в сабейцы)
могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственное
учение И. основано на Иудейском и христианском учении и в существенных
чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству
только в сравнении с социальным и нравственным мировоззрением
аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной
обособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, И., в
своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех правоверных без
различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные
исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость.
Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространенный у
многих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола;
запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие
умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решительно
отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения в жизни, а
безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением
иметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода весьма легкую у
аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям и
законам. Правовое положение женщины решительно выиграло чрез И.;
появившееся в позднейшие времена в магометанском мире униженное
положение женщины есть результат социальных влияний, основанных на
сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и евнухи созданы не И.
Источник учения И. есть прежде всего коран, в который требуется верить
как в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны
религиозно обязательными все сохранившиеся его поучительные изречения
(хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и образ действий
древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством
в религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называются
общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма,
т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим
главным источникам учения о вере и законах И. присоединился в высших
школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой почве
создалась система магометанского закона - работа, законченная в
богословских школах уже во II в. существования И.
Очень рано проявились в И. и зачатки сект. Первоначально секты
возникли из политических партий, разногласия которых вращались около
вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти
пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем как
одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники
Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась на
всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,
что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к
избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончины
последнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка.
Первые называются суннитами, вторые шиитами. Партия шиитов не
удовлетворилась даже тогда, когда в 750 г., вследствие свержения
династии Омайядов Аббасидами, принцип законного престолонаследия
восторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка. Они
открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропаганде
их не раз удавалось добиться официального признания их кандидатов в
отдельных областях магометанского мира (идрисиды). С течением времени
различные группы шиитов примыкали к той или другой линии сильно
разветвившегося потомства Алия, и таким образом в среде самих шиитов
возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в догматическом
отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,
который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов в
качестве наставников правоверных, другие доходили до возведения
личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это повело к
учению о воплощении божества в Алии и его потомках. Различные оттенки
этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект, сильно
распространенных в восточной части области ислама, особенно в Персии.
Хотя отделение шиитов вначале имело основанием только политическое
разногласие, у них со временем явились различия от суннитов и в
формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое
значение как сунны, так и корана; но так как они склонны предполагать,
что коран в своем первоначальном тексте содержал признание привилегий
дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен
добавлениями и пропусками, то они принимают за истинные лишь те
предания. которые поддерживаются авторитетом членов семейства пророка.
Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы
шииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана и сунны, у
шиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписывается
непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.
В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей терпимости, нежели
сунниты. Магометанский закон, по учению шиитов, систематически изложен
Querry ("Droit musulman, recueil des lois concernant les Musulmans
Schyites", Пар., 1872). Из борьбы Алия с Муавией возникла и партия
хараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и суннитов. С
распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались, одновременно с
политическими, и догматические секты, несогласия которых касались,
главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений на
свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались
во всех вопросах буквы корана, допускали существование атрибутов
Божества, самый коран почитали составленным от века и безусловно
отрицали свободу воли, признавая полнейшую зависимость человека от
божеского предопределения, в магометанских школах стали появляться и
рационалистические воззрения. Василь-ибн-Ата (ум. 748 г.) доказывал
несовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учение
о предвечности корана и утверждал, что последний возник одновременно с
проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи ее -
му'тазилитами. Приверженцы учения о свободе воли, в отличие от
правоверных последователей учения об абсолютном предопределении,
называемых джабаритами, носят имя кадеритов. Мурджиты, составляющие,
быть может, наиболее древнюю из догматических сект И., проповедовали -
ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -
что отступления от закона не исключают поклонников И. из общества
правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных правоверных,
и последние, в свою очередь, никогда не относились к ним враждебно.
Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись
Страницы: «« « 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |