Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186  1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196  » »»

крайним мерам; отказываясь принять его, они  лишаются  права  на  жизнь;
"обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в  сабейцы)
могут быть терпимы, если платят известный налог  (джизья).  Нравственное
учение И. основано на Иудейском и христианском учении и  в  существенных
чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству
только  в  сравнении  с   социальным   и   нравственным   мировоззрением
аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной
обособленности и воспитывало в людях  сознание  долга  отмщения,  И.,  в
своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех  правоверных  без
различия племени  и  расы,  отвергал  все  нравы  и  обычаи,  основанные
исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и  кротость.
Он осуждал варварские нравы арабов,  в  особенности  распространенный  у
многих  племен  обычай  хоронить  заживо  новорожденных  женского  пола;
запрещение  вина  и  некоторых  азартных  игр   имело   целью   развитие
умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее  И.  решительно
отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения  в  жизни,  а
безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением
иметь лишь четырех законных жен, а процедуру  развода  весьма  легкую  у
аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям  и
законам.  Правовое  положение  женщины  решительно  выиграло  чрез   И.;
появившееся  в  позднейшие  времена  в  магометанском   мире   униженное
положение женщины  есть  результат  социальных  влияний,  основанных  на
сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и  евнухи  созданы  не  И.
Источник учения И. есть прежде всего коран, в который  требуется  верить
как в подлинное откровение Божие. После  смерти  пророка  были  признаны
религиозно обязательными все сохранившиеся  его  поучительные  изречения
(хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и  образ  действий
древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством
в религиозной жизни. Все эти сохраненные  преданием  моменты  называются
общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является  иджма,
т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим
главным источникам учения о вере и законах  И.  присоединился  в  высших
школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой  почве
создалась  система  магометанского  закона  -  работа,   законченная   в
богословских школах уже во II в. существования И.
   Очень рано проявились  в  И.  и  зачатки  сект.  Первоначально  секты
возникли из политических партий,  разногласия  которых  вращались  около
вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти
пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун).  Между  тем  как
одни  высказывались  за  выборный  халифат,  которому  первые  преемники
Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась  на
всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,
что эта  власть,  перешедшая  непосредственно  после  смерти  пророка  к
избранному самим  Мухаммедом  зятю  его,  Алию,  должна,  после  кончины
последнего, перейти к его прямым потомкам  от  Фатимы,  дочери  пророка.
Первые  называются  суннитами,  вторые   шиитами.   Партия   шиитов   не
удовлетворилась  даже  тогда,  когда  в  750  г.,  вследствие  свержения
династии  Омайядов  Аббасидами,   принцип   законного   престолонаследия
восторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка.  Они
открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропаганде
их не раз удавалось добиться  официального  признания  их  кандидатов  в
отдельных областях магометанского мира (идрисиды).  С  течением  времени
различные  группы  шиитов  примыкали  к  той  или  другой  линии  сильно
разветвившегося потомства Алия, и таким образом  в  среде  самих  шиитов
возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в  догматическом
отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,
который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов в
качестве  наставников  правоверных,  другие   доходили   до   возведения
личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это  повело  к
учению о воплощении божества в Алии и его  потомках.  Различные  оттенки
этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект,  сильно
распространенных в восточной части области ислама,  особенно  в  Персии.
Хотя отделение  шиитов  вначале  имело  основанием  только  политическое
разногласие, у  них  со  временем  явились  различия  от  суннитов  и  в
формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое
значение как сунны, так и корана; но так как они  склонны  предполагать,
что коран в своем первоначальном тексте  содержал  признание  привилегий
дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра  и  Османа  был  искажен
добавлениями  и  пропусками,  то  они  принимают  за  истинные  лишь  те
предания. которые поддерживаются авторитетом членов  семейства  пророка.
Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы
шииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана  и  сунны,  у
шиитов большое значение  имеют  решения  имамов,  которым  приписывается
непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.
В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей  терпимости,  нежели
сунниты. Магометанский закон, по учению шиитов,  систематически  изложен
Querry ("Droit musulman,  recueil  des  lois  concernant  les  Musulmans
Schyites", Пар., 1872). Из борьбы  Алия  с  Муавией  возникла  и  партия
хараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и  суннитов.  С
распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались,  одновременно  с
политическими,  и  догматические  секты,  несогласия  которых  касались,
главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений  на
свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались
во  всех  вопросах  буквы  корана,  допускали  существование   атрибутов
Божества,  самый  коран  почитали  составленным  от  века  и  безусловно
отрицали свободу  воли,  признавая  полнейшую  зависимость  человека  от
божеского предопределения, в магометанских  школах  стали  появляться  и
рационалистические воззрения.  Василь-ибн-Ата  (ум.  748  г.)  доказывал
несовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учение
о предвечности корана и утверждал, что последний возник  одновременно  с
проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи  ее  -
му'тазилитами.  Приверженцы  учения  о  свободе  воли,  в   отличие   от
правоверных  последователей  учения   об   абсолютном   предопределении,
называемых джабаритами, носят  имя  кадеритов.  Мурджиты,  составляющие,
быть может, наиболее древнюю из догматических сект И.,  проповедовали  -
ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -
что отступления от  закона  не  исключают  поклонников  И.  из  общества
правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных  правоверных,
и последние, в свою очередь, никогда  не  относились  к  ним  враждебно.
Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись

Страницы: «« « 1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186  1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь