Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 » »» органах, вовсе не доходят до сознания, или по крайней мере не играют заметной роли в психической жизни. Если же в каком-нибудь из этих органов имеется патологический процесс, то неприятные ощущения оттуда могут доходить до сознания, хотя большей частью они остаются темными и лишены определенной локализации; как бы то ни было, они тогда играют большую роль в развили расстроенного самочувствия, чувства болезни. У ипохондрика восприятие таких ощущений со стороны внутренних органов повышено и имеет место при отсутствии всяких патологических процессов в них. Вследствие наплыва этих ощущений, возникает болезненное самочувствие, и субъект, прислушиваясь к ним и стараясь анализировать их, ищет объяснения и находить его в предположении той или Другой внутренней болезни. Понятно, что никакие уверения врачей, хотя бы самых авторитетных в глазах ипохондрика, не могут заставить его отказаться от своих опасений, так как они основываются на получаемых им ощущениях. Если и удастся убедить его, что напр. у него нет рака желудка по таким-то причинам, то спустя короткое время продолжающиеся и видоизменяющиеся ощущения внушат ему мысль о какой-нибудь другой болезни. Почему у ипохондриков имеется такая повышенная восприимчивость к органическим ощущениям, которые у большинства людей остаются ниже порога сознания, трудно сказать. Причина может заключаться как в особенностях организации центральной нервной системы, так и в изменении процессов периферического нервного возбуждения. Надо иметь в виду, что И. принадлежат к общим, конституциональным неврозам, легко развивающимся на почве наследственности. С другой стороны, хотя несомненно встречаются ипохондрики, совершенно свободные от физических заболеваний, но большинство их страдает хроническими поражениями желудочно-кишечного канала, привычными запорами; многие другие - геморроем, поражением половых органов и др. И. в значительной степени преобладает у мужчин, преимущественно поражая зрелый возраст, но она встречается также у женщин и детей. При резко выраженном наследственном предрасположении к душевным болезням И. нередко служит исходной точкой настоящего бреда, и ипохондрик постепенно превращается в помешанного. Главным образом ипохондрики склонны впадать в меланхолию или в первичное сумасшествие (paranoia). Но кроме того наблюдается ипохондрическое помешательство в виде хронического психоза, протекающего с ослаблением нравственных чувств и умственных способностей; при этом больной теряет интерес во всему на свете, кроме собственного здоровья, по отношению к которому создается самый невероятный, фантастический бред. Отдельные ипохондрические идеи, т.е. нелепые представления, относящиеся к состоянию внутренних органов тела, напр., что кишки заросли, или внутренности сгнили и т. под., встречаются и при других психозах одновременно или попеременно с бредом иного содержания, но тогда они не определяют собою натуры болезни. Ипохондрическое помешательство можно предполагать лишь тогда, когда удается проследить развитие душевного расстройства из ипохондрического расположения. П.Розенбах. Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на берег, где проезжал И.; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы, Федра же кончила самоубийством. Судьба И. - один из любимейших сюжетов трагиков; сохранилась трагедия Еврипида "Ипполит", послужившая образцом для "Phedre" Расина. По римскому сказанию, И. Эскулапом был вновь оживлен и Дианою, которой почитателем и любимцем он был, приведен в рощу Ариции в Лацуме, где почитался под именем Вирбия (Virbius, по древней этимологии - от vir и bis). Трезенцы считали И. вознесенным на небо в виде созвездия Возничий. На памятниках, особенно саркофагах, миф И. изображается нередко. Ср. Kalkmann, "De Hippolytis Euripidaeis" (Бонн, 1881). Ипсиланти - фанариотская семья, происхождение которой относится к эпохе Комненов; она переселилась из Трапезунда в Константинополь в XV веке, и выставила в эпоху борьбы Греции за независимость ряд борцов за свободу. - Александр И. Старший был с 1774 по 1798 гг. господарем то Валахии, то Молдавии; первая из этих стран обязана ему кодифицированием законов, обе - реорганизацией государственных учреждений, учреждением многих школ и больниц. В противоположность своему другу, поэту Рига, строившему планы освобождения Греции на помощи Наполеона, И. рассчитывал на Россию. За революционные замыслы казнен турецким правительством в январе 1807 г. - Константин И., его сын также был господарем сначала (1799 - 1802) Молдавии, потом Валахии (1802 - 1806). Унаследовав убеждения отца, он продолжал его политику. В августе 1806 г., когда замыслы его и его отца были раскрыты турецкому правительству французским посланником Себастиани, И. бежал в Россию, отделавшись лишь конфискацией имущества. Его попытки склонить императора Александра I к активной политике в пользу Греции не увенчались успехом; русские власти относились с крайней подозрительностью к его оживленным сношениям с революционерами Балканского полуострова, умер в 1816 г., в Киеве. - Александр И. Младший, старший сын его (род. в 1783 г.), вместе со своими братьями, несмотря на разочарования, испытанные отцом, строил свои планы на русской поддержке. Александр И. служил в русской армии, участвовал в походах 1812 и 1813 гг., потерял правую руку в битве под Дрезденом, был адъютантом императора Александра I. Активное участие его в борьбе за независимость Греции началось с 1820 г., когда он, по совету своего друга Каподистрии, принял предложение членов гетерии Филике сделаться ее председателем. 6 марта 1821 г. Александр И., воспользовавшись смертью господаря Валахии и Молдавии Александра Суцо, с толпой гетеристов перешел через Прут и призвал народ дунайских провинций к восстанию против турецкого ига. Это предприятие с самого начала было обречено на неуспех. Условия жизни румынского народа, который должен был поднять знамя восстания, не были приняты во внимание: было забыто, что греки в его среде совсем не пользуются любовью, и что феодальная зависимость от собственных бояр не менее тяжело отражается на народе, чем турецкое иго. Затем сам Александр И. не обладал качествами, необходимыми для вождя восстания. Он наивно верил в свое предназначение и в свои права на корону Греции, был тщеславен, высокомерен и слабохарактерен; в Яссах он окружил себя двором и целую неделю медлил, занимаясь раздачей титулов. Он одобрил резню, устроенную одним из участников восстания. Василием Каравлий, во взятом им Галаце; вымогал деньги у богатых людей, Страницы: «« « 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |