Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172  1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182  » »»

музыкальная пьеска в простой коленной  форме,  преимущественно  веселого
характера. И.  часто  помещается  между  пьесами,  написанными  в  более
обширной форме и в более серьезном характере. И. называется  музыкальный
эпизод с новым содержанием, помещенный между вариациями,  для  избежания
однообразия, которое  могло  бы  оказаться  при  непрерывном  повторении
варьированной темы, а также небольшой инструментальный номер  (антракт),
одноактная комическая опера, небольшой балет, исполняемые  между  актами
оперы. Мадригалы, исполнявшиеся в прошлых столетиях между  актами  опер,
также назывались И.
   Интонация (Intonazione, intonation) - произведение звука  посредством
человеческого  голоса  или  струнного  или  духового   инструмента   без
клавишей. При верной И.  каждый  звук  вполне  согласуется  с  требуемым
строем. Если И. выше или ниже его, то происходить фальшь. При хорошей И.
звук атакируется, т.е. производится сразу, без всяких колебаний.  Верная
И. составляет задачу первоначальных занятий, как в пении, так и  в  игре
на  инструменте.  Возгласы  или  пение  священнослужителя,  за  которыми
вступает хор, называется И. Интонировать  (intonare)  у  капельмейстеров
значит задавать хору тон перед началом исполнения. У  строителей  органа
И. - способ уравнения силы звука и его верности в органных трубках. Н.С.
   Интродукция  (introduzione,  preludio,  introduction,   Vorspiel)   -
вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы;
размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в  вокальных  сочинениях
(ария, хор и пр.), а также в инструментальных, служит для  приготовления
главной тональности пьесы. В операх И. бывает  вокально-инструментальная
или исключительно инструментальная.  В  первом  случае  она  связана  со
сценическим  действием  и  составляет  первый  номер  акта,  следуя   за
увертюрой; во  втором  случае  И.  заменяет  увертюру  и  по  содержанию
находится в связи с  сюжетом  оперы.  И.  развилась  из  трубных  фанфар
(intrade),  возвещавших  начало  спектакля.  Начало  католической  мессы
называется introitus.
   Н.С.  Интуиция  (от  лат.  Intuere  -  глядеть)  -   непосредственное
усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного,  нравственно
доброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать  И.,  как
факт, невозможно, но было бы неосновательно искать в  ней  высшую  норму
философского познания, перед которою рефлектирующее мышление  теряло  бы
свои права. Такая точка зрения (интуитивизм) в сущности отнимает  raison
d'etre у самой философии, задача которой  -  все  данное  во  внешнем  и
внутреннем  восприятии  проводить  отчетливо  через  рефлексию   разума,
отбрасывая случайные и исключительные  свойства  явлений  и  оставляя  в
результате смысл всего, т.е. всеобщее и  необходимое  содержание  целого
опыта. Интуитивность или  интуитивное  отношение  к  предметам  занимает
преобладающее,  хотя  и  не  исключительное   место   в   художественном
творчестве.
   Вл.С.
   Инфлюэнца (мед.). - В слове грипп сделана ссылка на И., так  как  под
этим именем в последнее время болезнь  эта  стала  более  известной;  но
первое  название  вернее,  ибо  под  И.  разумеют  тифозное  заболевание
лошадей; переходящее с одной лошади на другую. Слово  "И."  итальянского
происхождения, указывающее на предполагаемое влияние атмосферных условий
на болезнь. В народе грипп называют "сыпишкой", за границей  -  "русским
катаром". Грипп или инфлюэнца - болезнь отнюдь не новая: ей ведется счет
с 1173 г., однако наиболее полно описанная эпидемия относится к 1510  г.
Затем известны эпидемии 1557, 1675  (описанная  знаменитым  Сиденгамом),
1729 -  1730  (пронесшаяся,  подобно  урагану,  по  всей  Европе,  всюду
проникавшая), 1742 - 1743  и  1780  гг.  В  нашем  столетии  было  также
несколько эпидемий И., из которых  наиболее  важные  относятся  к  1831,
1836, 1857 - 1868, 1874 - 1875 и, в особенности, 1889 -  1892  годам.  В
России эпидемии И. существовали в 1580, 1730, 1781,  1799,  1830,  1833,
1836, 1854, 1857 и 1889 - 1890 годах.
   Отличительной особенностью И. представляется быстрое  и  обширное  ее
распространение, сравнительно короткое существование (4 -  8  недель)  и
внезапное  исчезновение.  В  некоторые  эпидемии   И.   переболело   4/5
населения. Так в Петербурге в 1782 г.  в  самом  начале  заболело  40000
жителей, а в 1889 г. около 650000, в Москве  300000,  в  Харькове  почти
поголовно все жители.  В  последнюю  эпидемию  в  Петербурге  тщательное
распространение инфлюэнцы было  заметно  всякому  и  без  статистических
данных. По счастью, эта  повальная  болезнь  не  давала  у  нас  большой
смертности; но если перевести на деньги количество отнимаемых ею рабочих
дней, то оказалось бы, что она  обходится  человечеству  гораздо  дороже
всякой другой эпидемии, даже холеры. Впрочем, И. и сама похищает  немало
человеческих жизней, а присоединяясь к другим болезням (в особенности  к
бугорчатке), значительно  повышает  общую  смертность  во  время  своего
господства. Так в последнюю эпидемию 1889 - 1891 г. И. повсюду  повлияла
на увеличение общей смертности. Последняя выше всего  была  в  Брюнне  -
78,2 (обыкновенно 31), Кракове - 66,0 (обыкновенно 20),  Париже  -  61,7
(обыкновенно 20) и т.д. И. не знает никаких преград, не щадит ни  одного
пояса земного  шара,  не  зависит  от  климата,  времени  года,  пола  и
возраста;  впрочем,  в  некоторые  эпидемии  было  замечено,  что   дети
заболевали реже, женщины - чаще  и  раньше,  чем  мужчины.  Для  крепких
организмов И. представляется только неприятным, для  слабых  и  больных,
раньше  одержимых  разными  страданиями,  в   особенности   дыхательного
аппарата  -  весьма  опасным  недугом.  Как  уже  замечено  выше,  И.  в
особенности косит много чахоточных, которых во  время  эпидемии  следует
старательно   оберегать   от   заболеваний.   И.   объясняли    влиянием
теллурических условий,  колебаниями  температуры  и  состоянием  погоды,
позднее - уменьшением озона в воздухе. Указывали и на то, что, будто бы,
И. является предшественницей холеры и подозревали  какую-то  между  ними
связь и т.д. Но в последнюю эпидемию немец. врачам, Пфейферу  и  Канону,
удалось открыть особую бактерию - палочку, которая является причиною  И.
Открытие названных врачей  подтвердилось  исследованиями  Брускеттини  в
Болонье, Корниля в Шонтемесса в Париже, а  также  Китассате  в  Берлине.
Палочка И. отличается от многих  других  патогенных  палочек  не  только
своей  микроскопичностью,  но  также  и  тем,  что  концы   ее   нередко
окрашиваются сильнее, чем середина, и колонии их никогда  не  сливаются.
Ввиду  упомянутого  открытия,  теперь  большинство  врачей  признает  И.
болезнью контагиозною (заразительною)  и  для  предупреждения  заражения
рекомендуется обезвреживать мокроту больных  И.  (прибавлением  раствора
сулемы), изолировать заболевших, а  еще  более  того  имеющихся  в  доме
хронических больных, слабых или истощенных, страдающих болезнями легких,
бронхов, подреберной плевы, чахоточных, сердечных и стариков.

Страницы: «« « 1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172  1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь