Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161   1162   1163  1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173  » »»

противникам.  В  истории  И.  различаются  3  последовательных   периода
развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская  И.  со
времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская И.  с  1480  г.  В  1-м
периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти,  а
преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м  создаются
постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в  специальном  ведении
доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается  с
интересами монархической  централизации  в  Испании  и  притязаниями  ее
государей на политическую и  религиозную  супрематию  в  Европе,  сперва
служа  орудием  борьбы  против  мавров  и  евреев,  а  потом,  вместе  с
Иезуитским орденом, являясь боевою силою  католической  реакции  XVI  в.
против протестантизма.
   I. Зародыши И.  мы  находим  еще  в  первые  века  христианства  -  в
обязанности диаконов разыскивать и  исправлять  заблуждения  в  вере,  в
судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и  не
отличался  жестокостью;  самым  сильным  наказанием  в  то  время   было
отлучение от церкви. Со времени признания  христианства  государственной
религией  Римской  империи,  к  церковным  наказаниям  присоединились  и
гражданские. В 316  г.  Константин  Великий  издал  эдикт,  присуждавший
донатистов к  конфискации  имущества.  Угроза  смертною  казнью  впервые
произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в
385 г. приведена была в исполнение над  присциллианами.  В  капитуляриях
Карла В.  встречаются  предписания,  обязывающие  епископов  следить  за
нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях,  а  на  саксонских
границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г.  Карл  Лысый  предписал
епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и
исправлять его заблуждения ("ut populi errata inquirant et  corrigant").
В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в.,  во
время преследования  патаренов  в  Италии,  деятельность  их  отличается
большою  энергией.  Уже  в  эту  эпоху  церковь  охотнее  обращается   к
насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее
строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и
сожжение на костре.
   II. В конце XII и начале XIII в. Литературно-художественное  движение
в южн. Франции и связанное с ним учение альбигойцев  угрожали  серьезной
опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления
этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден -  доминиканцев
(Х, 862). Слово И., в техническом смысле, употреблено впервые на Турском
соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский  легат
"mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica
pravitate". Еще на Веронском синоде,  в  1185  г.,  изданы  были  точные
правила  касательно  преследования   еретиков,   обязывавшие   епископов
возможно чаще ревизовать  свои  епархии  и  выбирать  зажиточных  мирян,
которые оказывали бы им содействие в  розыске  еретиков  и  предании  их
епископскому суду; светским властям предписывалось  оказывать  поддержку
епископам, под страхом отлучения и других  наказаний.  Дальнейшим  своим
развитием И. обязана деятельности Иннокентия III (1198 - 1216), Григория
IX (1227 - 1241) и Иннокентия IV (1243 - 1254). Около 1199 г. Иннокентий
III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье,  объездить,  в
качестве  папских  легатов,  диоцезы  южн.  Франции   в   Испании,   для
искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась  как  бы  новая
духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от
епископов. В 1203  г.  Иннокентий  III  отправил  туда  же  двух  других
цистерианцев, из монастыря  Fontevrault  -  Петра  Кастельно  и  Ральфа;
вскоре к ним был присоединен и аббат этого  монастыря,  Арнольд,  и  все
трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание  возможно
строже обходиться с еретиками привело,  в  1209  г.,  к  убийству  Петра
Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и  опустошительной  борьбе,
известной под именем альбигойских войн. Не  смотря  на  крестовый  поход
Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться,  пока  против  ее  не
выступил Доминик (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование
этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние
изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском  соборе
1229  г.  было  постановлено,  чтобы  каждый  епископ  назначал   одного
священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков  в
пределах данной епархии. Нисколько лет спустя инквизиторские обязанности
были изъяты из компетенции епископов и специально вверены  доминиканцам,
представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны
ни личными, ни общественными узами  с  населением  данной  местности,  и
потому могли действовать безусловно в  папских  интересах  и  не  давать
пощады еретикам. Установленные в 1233 г. инквизиционные суды  вызвали  в
1234 г. народное восстаниe в Нарбонне, а в 1242  г.  -  в  Авиньоне.  Не
смотря на это, они продолжали действовать в  Провансе  и  распространены
были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV
назначил  в  1255  г.  в   Париже   одного   доминиканского   и   одного
францисканского  монахов  на  должность   ген.   инквизиторов   Франции.
Ультрамонтанское вмешательство в  дела  галликанской  церкви  встречало,
однако, беспрестанное  противодействие  со  стороны  ее  представителей;
начиная с XIV в., французская И. подвергается  ограничениям  со  стороны
государственной власти и постепенно  приходить  в  упадок,  которого  не
могли  удержать  даже  усилия  королей  XVI  века,   боровшихся   против
реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в Каталонии, в Ломбардии
и в Германии, при чем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы.  Из
Каталонии И. быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву,  из
Ломбардии - в различных частях  Италии,  не  везде,  впрочем,  отличаясь
одинаковою силой и характером. Так, напр.,  в  Неаполе  она  никогда  не
пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров  между
неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции И. (совет десяти)
возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо  и  являлась
политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы И. достигла в Риме.
О степени влияния И. в Италии и о впечатлении, произведенном ею на  умы,
свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S.  Maria  Novella
знаменитая фреска Симона Мемми, под названием "Domini canes"  (каламбур,
основанный на созвучии этих слов  со  словом  dominicani),  изображающая
двух собак, белую и черную,  отгоняющих  волков  от  стада.  Наибольшего
развития итальянская И. достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте  V.
В Германии И. первоначально направлена была  против  племени  стедингов,
отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа,  Здесь  она
встретила всеобщий протест.  Первым  инквизитором  Германии  был  Конрад
Марбургский; в 1233 г. он был убит во время  народного  восстания,  а  в

Страницы: «« « 1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161   1162   1163  1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь