Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  » »»

теоретическое оправдание практическому пользованию И.  По  существу,  их
учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом  (ќ1245)
и Фомою Аквинским (ќ 1274). Учение это,  отвергнутое  реформацией,  было
утверждено буллою папы Льва  Х  (9  ноября  1518  г.)  и  сохранено  без
изменений Тридентским собором. По его постановлениям, таинство  покаяния
должно состоять из трех частей:  раскаяния,  исповеди  и  удовлетворения
(contritio cordis, confessio  oris,  satisfactio  operis).  Ha  исповеди
разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных  мук
ада, но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать
удовлетворение, которое  определяется  церковью.  Под  именем  временных
наказаний  разумеется  не  только  церковное  покаяние,  наложенное   по
каноническому праву, но также и божья кара, частью на  земле,  частью  в
чистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат,  после
смерти, очищению. Власть церкви  прощать  церковные  и  божьи  наказания
основана на неисчислимых заслугах Христа и святых  и  собравшейся  таким
путем сокровищнице добрых дел,  которой  располагает  церковь.  Из  этой
сокровищницы, через посредство И. церковь может раздавать блага тем, кто
в них нуждается. Но прощение простирается  каждый  раз  на  столько,  на
сколько его отпускает И.;  согрешивший  получает  его  не  безвозмездно,
потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется
или какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы  считать
эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень  ничтожен.  Так
как характер и размер подвига не принимается в  расчет,  то  на  ряду  с
участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей,
поклонением  мощам  и  т.п.  могут  стоять  денежные  пожертвования   на
благочестивые дела. Внесение  небольшой  суммы  доказывает,  по  меньшей
мере, что согрешивший с верою  идет  на  встречу  благодатному  действию
церкви.  Если  при  этом  отпущение  дается  под  условием   участия   в
благочестивом предприятии, то  жертвователь,  по  размеру  своего  дара,
участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же  эта,
при помощи И., может устранить на земле возложенное  наказание.  Церковь
имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на
земле получают И.  для  умершего.  На  том  же  основании,  по  которому
заупокойные обедни  считаются  действительными  для  уменьшения  мучения
христиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может  сам
простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги  святых,  находящиеся  в
распоряжении церкви, и добрые дела  оставшихся  на  земле.  И.,  которые
церковь  дает  живым  в  силу  принадлежащей  ей   власти   (per   modum
absolutionis), находящимся  в  чистилище  могут  быть  даны  только  как
могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет  разницы  в
результате, так как церковь никогда не  просит  понапрасну.  В  новейшее
время возник  спор  о  том,  действительны  ли  папские  И.  только  для
церковных  наказаний  или  их  влияние  простирается  и  на   чистилище;
последнее воззрение,  которое  поддерживается  традицией  и  естественно
вытекает  из  общего  смысла  учения  об  И.,  одержало  верх   и   было
подтверждено папою Пием  VI.  Вопрос  об  И.  рассматривается  с  строго
католической точки зрения в сочинении  Grone:  "Der  Ablass"  (Регенсб.,
1863).
   И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных  грамот,
были распространены в Малороссии и на Руси XVII в.  Они  продавались  за
деньги и, по словам Крижанича, "разрешали от всех грехов, не поминая  ни
слова об исповеди или покаянии". Вост. патриархи привозили их с собою, а
иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху  Гавриилу  отпечатано
было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию - 2000. Ср. Н.Лихачев,  "О
разрешительных грамотах вост. патриархов" (М., 1893).
   Индустриальное, Индустриальная система - экономическое учение, начало
которому  положено  было  Ад.  Смитом.   По-русски   иногда   называется
промышленной  системой.  Но  так  как  ни  иностранное  слово  индустрия
(industrie), ни соответствующее ему русское - промышленность - не  имеют
сами по себе строго определенного содержания,  то  очевидно,  и  под  И.
можно  разуметь  разные  экономические  школы,  учения   или   программы
экономической политики. Промышленность, в широком смысле, обнимает собою
все  главнейшие  отрасли  человеческой  хозяйственной   деятельности   -
земледелие,  обрабатывающую  промышленность,  торговлю   или   обращение
ценностей;  промышленность  в   узком   смысле   -   это   исключительно
промышленность обрабатывающая. Последователи  Ад.Смита  доказывают,  что
основанная им система есть единственная  абсолютно  истинная  в  научном
отношении  и  наиболее  верная  в  практическом  смысле,  как   наиболее
обеспечивающая прирост народного богатства, путем развития  всех  сторон
хозяйственной деятельности, т.е. промышленности в широком смысле  слова.
Название И. вошло в употребление прежде всего как противоположение ранее
господствовавшим    экономическим    системам    -    меркантильной    и
физиократической.  Разоблачение  недостатков  этих  двух   систем   есть
главнейшая заслуга Ад.Смита. Он доказал, что  для  увеличения  народного
богатства необходимо одновременное и возможно более широкое развитие, на
началах разделения труда,  всех  отраслей  народного  хозяйства,  т.  е.
промышленности в широком  смысле  слова.  Объединяя  все  эти  источника
народного богатства в одно творческое начало, Ад.Смит справедливо  видел
это начало в производительном народном труде, во всех его  многообразных
проявлениях. Труд, как источник, свобода - как условие:  вот  главнейшие
основы народного богатства, как его  понимал  Смит.  Зародившись  еще  в
системе  физиократов,  на  почве   критики   чрезмерного   и   неумелого
государственного   вмешательства,   учение   о   преимуществах   свободы
хозяйственной деятельности сперва направило свою борьбу  на  уничтожение
прежних  стеснений  земледелия;  но  только   в   сфере   обрабатывающей
промышленности это учение принесло особенно пышные плоды. Произошло  это
потому, что устранение стеснений земледельческой промышленности  явилось
результатом  скорее  политических  реформ,  как   в   Англии,   или   же
политического переворота (революция), как  во  Франции,  а  изменения  в
экономической   политике   касались    всего    больше    обрабатывающей
промышленности  и  торговли,  как  внутренней,  так  и   в   особенности
международной,   уничтожая   следы   прежней   корпоративно-цеховой    и
правительственной регламентации. Когда следы эти
   - в значительной степени под влиянием распространения  идей  Смита  -
оказались стертыми, то больше  всего  выиграла  от  того  обрабатывающая
промышленность, представители которой стали  играть  выдающуюся  роль  в
политической и общественной жизни европейских народов. Отсюда совершенно
естественно вытекает признание заслуг  новой  экономической  системы  со
стороны класса промышленников, отожествивших ее со своими  интересами  и
присвоивших ей название индустриальной системы. Право  на  это  название

Страницы: «« « 1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь