Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169  1170   1171   1172   1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179  » »»

напр., говорят об И. собственности, наследования, семьи,  договора,  или
об И. более мелких, входящих  в  состав  каждого  из  перечисленных:  И.
владения, завещания, брака, приданого и т.д. Крайние догматико-романисты
склонны приписывать И.  постоянный  и  неизменный  логический  строй,  к
выяснению которого они и направляют свои усилия. Их  цель  -  определить
постоянное понятие каждого И., отличить его от других  и  таким  образом
создать стройную логическую систему всего права. Усилия эти, однако,  до
сих пор напрасны; так как состав И. и их строй подвергаются  постоянному
преобразованию, в зависимости от изменений исторической  жизни.  Поэтому
И. не сут постоянные  типы  юрид.  отношений,  а  лишь  обобщения  норм,
имеющие значение только для данного времени. В.И.
   Инсульт  (мед.)  -  приступ  болезни.  Апоплексический  И.  -   удар,
апоплексия.
   Интарсия - художественно-промышленное производство, состоящее в  том,
что в дерево вделываются куски дерева же, но другого цвета,  после  чего
общая  поверхность  фона  и  этих   кусков   состругивается   вгладь   и
отполировывается.  При  изготовлении  таких  деревянных  мозаик  вначале
употреблялось дерево двоякого сорта
   - темное и светлое: первое служило для фона,  второе  для  вставок  в
него, или же наоборот; но впоследствии стали пускать в  дело  и  дерево,
подкрашенное в различные  цвета.  Эта  отрасль  декоративного  искусства
возникла, по-видимому, в Италии и достигла там высокого  совершенства  в
XV ст., в раннюю пору  Возрождения,  от  которого  дошло  до  нас  много
прекрасных итальянских И., украшающих преимущественно хоровые седалища в
церквах, напр. в церкви Санта-Мариа-Новелла, во Флоренции. В  это  время
столяры-интарсиаторы воспроизводили почти исключительно мотивы линейного
или растительного  орнамента.  С  XVI  в.  И.  стала  употребляться  для
украшения кресел, столов, шкафов, ларцов и др. роскошной  мебели  и,  не
ограничиваясь орнаментом,  стала  изображать  также  фигуры  человека  и
животных, ландшафты и архитектурные  виды.  Такого  рода  И.,  мастерски
изготовлялась в Аугсбурге, Нюрнберге, на Рейне и в Голландии. Во Франции
вкус к И. распространился особенно сильно при Людовике  XIV.  Здесь  она
получила  название  маркетрии  (marqueterie)  и  достигла  удивительного
изящества в мастерской парижского столяра  Шарля  Буля  (1642  -  1732),
мебель которого,  благодаря  богатству  и  вкусу  своей  орнаментации  и
тонкости отделки, в большом почете у любителей  искусства  и  редкостей.
Производство И. продолжало процветать во Франции и в последующее  время,
при Людовиках XV и XVIII; его не убило наступившее затем  пристрастие  к
античным образцам, и в мебельных  изделиях  стиля  Империи  мы  находим,
наряду с бронзовыми украшениями также  и  деревянно-мозаичную  выкладку.
Ныне лучшие произведения маркетрии выходят,  по  прежнему,  из  Франции,
хотя они превосходно исполняются и в Англии.
   А.С - в.
   Интеграция - явление в языке,  заключающееся  в  том,  что  составные
морфологические части известного слова (корень, суффикс, префикс) уже не
обособляются в нашем сознании, как отдельные части слова,  и  все  слово
(или его часть), хотя бы и разложимое, путем научного анализа,  на  свои
составные части, чувствуется одним  цельным  словом.  Ближайшая  причина
этого явления, как и всех морфологических процессов - чисто психического
характера. Отдельные части слов обособляются  в  нашем  сознании  только
благодаря ассоциациям, по сходству между представлениями  схожих  частей
слова. Представления слов: ход, ход-ить, в-ход-ить, вы-ход, в-ход и т.д.
ассоциируются между собою по сходству повторяющейся в  них  одной  общей
части ход-. Представления слов: ход-ить, воз-ить, плат-ить  и  т.д.  или
руч-ка, нож-ка, улов-ка и т.д. ассоциируются  между  собою  по  сходству
одной общей части - ить или -ка (окончание,  суффикс),  встречающейся  в
каждом  из  них   и   придающей   им   один   общий   оттенок   значения
(неопределенного наклонения, уменьшительный). Представления слов: в-ход,
в-нос, в-воз и т.д. в-ходить, в-носить, в-возить  и  т.д.  ассоциируются
между собою по сходству общей им всем части в-, придающей один и тот  же
постоянный оттенок значения. Благодаря этим ассоциациям, мы обособляем в
нашем сознании корни, префиксы, суффиксы и отличаем их  друг  от  друга.
Таким  образом,  обособление  отдельных  частей  слова  зависит:  1)  от
присутствия  простых  слов  (и  корней),  рядом  со  сложными,   2)   от
присутствия известного общего корня с основным  значением,  как  ход-  в
целом ряде сложных  слов,  осложненных  известными  побочными  оттенками
значения: при-ход, в-ход, доход, у-ход - при-ходить, в-ходить, до-ходить
и т.д. 3) от присутствия известных суффиксов или префиксов, с постоянным
значением, в целом ряде слов: ход-ить,  воз-ить,  плат-ить  -  вход-ить,
внос-ить, ввод-ить и т.д. При отсутствии одного вида нескольких из  этих
условий, отдельные части  слов  обособляются  с  трудом  или  совсем  не
обособляются. Так мы не чувствуем корня у в  словах  об-у-ть,  раз-у-ть,
потому что нет простого глагола у-ть. Скорее корнем чувствуются  сложные
(с префиксами)  комплексы  обу-  и  разу-,  так  что  образуется  глагол
переобуть, а не пере-уть. Неологизм Пушкина  "безуханный"  не  привился,
потому что нарушил эти условия: простого слова ухать или уханный нет,  а
есть только сложное благоуханный. Если основное значение простого  слова
отошло от основного значения сложного, обособление также  затруднено:  в
слове находить, имеющем уже переносное и  отвлеченное  значение,  мы  не
чувствуем ясно префикса и корня, тогда как в словах  наехать,  наскочить
граница между корнем и префиксом чувствуется сразу. Это  происходить  от
того, что общее значение  находить  не  получается  прямо  из  отдельных
значений  на+ходить,  тогда  как  общее  значение   напхать,   наскочить
получается  прямо  из  суммы  значений  на+ехать,  на+скочить.  Там   мы
чувствуем корнем наход-, а здесь ех-, скоч-. Подобному сращению (в нашем
сознании и природном языковом чутье)  нескольких  частей  слова  в  одно
целое  и   дано   название   И.   (покойным   проф.   казанского   унив.
Н.В.Крушевским; его: "Очерк науки о языке",  Казань,  1883,  стр.  73  и
след.). Образчики других подобных слов с И.: понос (в смысле = диаррея),
исчезать, затевать, подушка, образ и т.д. Никто, например, не  чувствует
родства слов образ и резать, подушка и ухо, хотя оно между этими словами
имеется. Корнями являются здесь уже комплексы образ- подушк- и т.д.
   С.Булич.
   Интенция,  интенционализм  -   взгляд,   по   которому   нравственное
достоинство действия  определяется  исключительно  его  намерением.  При
ложном  толковании  И.  переходит  в  приписываемое  Иезуитскому  ордену
правило, что цель освящает средства.
   Интервал - музыкальный термин,  обозначающий  отношение  (по  высоте)
одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической  мажорной  гаммы
образуют следующие  И.:  унисон  или  прима,  секунда,  терция,  кварта,

Страницы: «« « 1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169  1170   1171   1172   1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь