Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173   1174  1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184  » »»

классах. За исключением сравнительно немногих паразитных форм, И.  живут
в морской или в пресной воде. В 1885 г. было известно около  800  видов.
Класс  И.  в  настоящее  время  делят  на  жгутиковых  или   биченосцев,
Flagellata  s.  Mastigophora,  и  ресничных  Ciliata,  или  отделяют  от
последних в качестве особого отряда сосущих И. -  Suctoria.  Открытые  в
конце XVll в. Левенгуком, И. получили это название в  прошлом  столетии.
Долгое время название это  означало  всяких  микроскопических  животных,
развивающихся в настоях. Конъюгация и размножение делением и почкованием
были впервые наблюдаемы О.Ф.Мюллером. Важное значение имело  в  изучении
И. появившееся в 1838 г. сочинение  Эренберга:  "Infusionsthierchen  als
vollkommene Organismen", не утратившее значения и до настоящего времени,
хотя,  причисляя  к  И.  некоторых   сравнительно   высокоорганизованных
животных и исходя из их строения, Эренберг приписал  И.  много  органов,
которых у них в действительности нет (напр.,  желудок,  кишку,  семенные
железы, яичники и т.д.). Ошибки Эренберга  были  исправлены  Дюжарденом,
Ф.Зибольдтом и Келликером, которые доказали одноклеточность И.
   Ближе строение и размножение И. были  исследованы  особенно  Штейном,
Клапаредом, Лахманом, Бальбиани и Бючли.
   Н.Кн.
   Ипатьевский (Троицкий) мужской 1 кл. кафедральный м-рь,  в  1  в.  от
г.Костромы. Основан около  1330  г.,  в  месте  предполагаемого  явления
Божьей Матери, с предстоящими апост. Филиппом и священномучен.  Игнатием
Гангрским,   татарскому   мурзе   Чете,   во   св.   крещении   Захарию,
родоначальнику  Годуновых,  которые   много   содействовали   благолепию
обители.  Историческую  известность  м-рь  приобрел  пребыванием  в  нем
Михаила  Феодоровича  Романова,  именно  здесь,  14   марта   1613   г.,
согласившегося  принять  царскую  корону.  Дом,  в  котором  жил  Михаил
Феодорович, существует  до  сих  пор,  в  реставрированном  виде.  Проф.
Н.В.Покровский,   в   своем   исследовании:   "Древности    Костромского
Ипатиевского м-ря",  указывает  на  важное  значение  м-ря  в  церковной
археологии. В Троицком соборе особенно замечательны Ипатиевские двери, с
изображениями эпизодов из ветхозаветной истории,  прообразующих  явление
Бога  на  земле.  Из  церковных  сосудов  наиболее  ценные  пожертвованы
Годуновыми. В ризнице  значительное  собрание  напрестольных  серебряных
крестов XVI - XVII вв. В собрании икон встречаются и  резьба  на  кости,
камне, аспиде и дереве, и иконопись лучших мастеров XVI -  XVII  ст.,  и
чеканная и филигранная работа. Памятники древнего шитья многочисленны  и
разнообразны: вышиты  золотом,  серебром  и  шелками  целые  события  из
Священного Писания. Много  лицевых  рукописных  евангелий  и  псалтирей,
относящихся  к  XV  -  XVIIв.  Архив   монастыря   богат   историческими
документами. Часть их  напечатана  в  разных  изданиях;  И.В.Миловидовым
изданы два выпуска описания Ипатиевского  архива,  прот.  П.Островского.
См.   "Историко-статистическое   описание   Костромского   1   классного
кафедрального И. м-ря". Есть еще описание  м-ря  прот.  М.Диева  (1858).
Остальная лит. указ. у Зверинского, в его исследовании "О монастырях".
   А.Ф.С.
   Ипостась - слово из области богословской  терминологии.  Христианство
учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности  отцы
древней церкви выражались неодинаково. По  выражению  одних,  троичность
состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,
что в Боге три ипостаси  (upostasiV=uparxiV,  tropoV  uparxewV);  третьи
понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura  (хотя  у
других,  и  чаще,  эти  слова  означали  сущность  или  существо  Божие,
связанное с  понятием  единства  Божия),  а  понятие  Божеской  сущности
выражали словом ипостась. Это различие в употреблении  слова  И.  отцами
церкви и церковными писателями повело в IVв.  к  продолжительным  спорам
христианских   богословов   на   Востоке,   особенно   в   Антиохии,   и
произвело-было разномыслие между восточною и  западною  церквами.  Вост.
богословы говорили так: в Боге, при  единстве  существа,  три  ипостаси,
словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут  мнение  еретика
Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и  одна  ипостась,  хотя
один и тот же Бог принимал на себя в разное  время  три  вида  или  лица
(proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в  виде
Духа святого, так что Отец, Сын и св.  Дух  сут  только  три  имени  или
действования (energeiai). Зап.  богословы  говорили,  что  в  Боге  одна
ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три
сущности, сущность Отца -  Божескую,  сущность  Сына  -  сотворенную,  и
сущность  св.  Духа,  также  сотворенную,  но  отдельную  от  Сына.  Для
разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на
котором,  под  председательством   Афанасия   Великого,   присутствовали
епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По  выслушании  обеих  сторон
выяснилось, что и вост., и зап.  богословы,  выражаясь  различно,  учили
одинаково, так как первые употребляли И.  в  смысле  и  вместо  лица,  а
вторые тем же словом имели в  виду  выразить  понятиеouias  =  существо.
Первый образ выражения с IV в. сделался  господствующим:  его  держались
Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов,  Иоанн  Златоуст.
Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то  в
том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно  словоупотреблению,
принятому, вслед за Василием  Великим  и  Григорием  Богословом,  вторым
вселенским собором,  слово  ипостась  всею  церковью  употребляется  как
синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века
некоторые  еретики  (богомилы,  вальденсы),  а  также   так   называемые
номиналисты  или  модалисты  повторяли  учение  древних  еретиков,   что
ипостаси в Боге сут  или  имена,  или  проявления,  силы  (Бог  Сын  или
ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух  св.  -  Божия  сила  или  Божие
действование). Некоторые схоластики - Готшальк,  Росцелин,  Абеляр  -  и
затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что  Божеские
И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно  (подобно  тому,  как
три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица  в  Боге  сут
три бога, а не один  Бог.  Подр.  в  "Догматич.  Богословии"  Сильвестра
(т.II).
   Н.Б.
   Ипотека -  В  историческом  процессе  развития  института  залога  И.
представляет третью, наиболее совершенную его форму, отвечающую насущным
потребностям поземельного кредита и экономического быта. Самое слово  И.
указывает на греческое его происхождение; оно введено впервые Солоном, в
начале  VIв.  до  Р.Хр.  До  этого  времени   в   Афинах   обязательства
обеспечивались личностью должника,  которому,  в  случае  неисправности,
грозило рабство. Для обращения личной  ответственности  в  имущественную
Солон придумал  такое  средство:  кредитор  ставил  на  имении  должника

Страницы: «« « 1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173   1174  1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь