Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183  1184   1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193  » »»

исполнено. Он умер чрез несколько месяцев после рождения Христа. Главный
источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся  трудами
его придворного историографа  Николая  Дамасского.  Подробное  изложение
истории его царствования - у Гретца, "Geschichte der  Juden"  (т.3);  на
русск. языке у Лопухина: "Библ. история" (т.II, гл. LXVII и  LXVIII),  а
также в блестящем посмертном этюде Э.Ренана, перев. в "Восходе" (апр.  и
май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии  и  его  носили
ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе или Антипатру досталась,  по
завещанию, четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно
своему отцу, это был  страстный  строитель,  основавший,  между  прочим,
новый  город  Тивериаду  (в  честь  имп.  Тиверия),  куда  перенес  свою
резиденцию. Не обладая средствами отца и  получая  только  200  талантов
дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные
пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его  с  женой  своего
брата Филиппа - выше. Домогаясь, по ее настоянию, царского  достоинства,
он запутался в интригах, навлек на себя немилость имп.  Кая  Калигулы  и
сослан был в Галлию Лугдунскую, где и скончался в безвестности.
   А.Д.
   Иррационализм в метафизике -  воззрение,  полагающее  в  основу  мира
неразумное. слепое начало, как напр. "случай" древних материалистов, или
безумная "воля к жизни" у Шопенгауэра. В учении о познании  характер  И.
принадлежит в особенности английской психологической школе, которая  все
истины разума, даже математические, считает продуктом случайных опытов и
фактической ассоциации представлений.
   Вл.С.
   Исаак (еврейск, ицхак - смех) - библейский  патриарх,  названный  так
вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 - 19; XVIII,
12; XXI, 6). Это  был  сын  престарелых  Авраама  и  Сарры,  сделавшийся
носителем всех данных им обетований.  Когда  ему  было  25  лет,  Авраам
получил повеление принести его в жертву, и он  с  кротостью  повиновался
своему отцу: над  ним  был  уже  занесен  жертвенный  нож,  но  отклонен
ангелом. Женат И.  был  на  внуке  своего  месопотамского  дяди  Нахора,
Ревекке, от которой имел двух сыновей - Исава и Иакова. Жизнь его прошла
без всяких выдающихся событий и он умер 180 лет от роду.
   А.Л.
   Исайя (евр.  -  "спасение  Господне")  -  имя  нескольких  библейских
личностей, из которых известнейшею является И. пророк. О  жизни  его  мы
знаем немного. Он был сын Амоса (но  не  пророка  этого  имени),  жил  в
Иерусалиме, был женат и имел двух сыновей. На  пророческую  деятельность
был призван видением, о котором он сам рассказывает  в  VI  главе  своей
книги. Он всецело отдался  своему  высокому  призванию  и  действовал  в
течение 60 лет, в правление  Иудейских  царей  Озии,  Иоафама,  Ахаза  и
Езекии (с 768 г. до Р. Хр.). В течение этого времени он видел  несколько
перемен  в  царстве  Иудейском,  и  если  при  царе  Езекии   замечается
сравнительный подъем религиозно-нравственного смысла в иудейском народе,
то это несомненно  было  результатом  неутомимой  деятельности  пророка,
который, подобно прежним  великим  представителям  пророческого  звания,
смело и безбоязненно говорил правду  царям.  По  преданию,  он  потерпел
мученическую кончину и был распилен деревянною  пилою.  Под  его  именем
известна особая книга, которая  стоит  в  Библии  во  главе  так  назыв.
четырех великих  пророков.  Книга  пророка  И.  состоит  из  66  глав  и
представляет собою  богатый  материал  для  ознакомления  с  современным
состоянием не только еврейского, но  и  других  народов.  Содержание  ее
составляют, главным образом, пророчества о судьбе как еврейского, так  и
других народов. Особенную знаменитость в христианской церкви он приобрел
своим пророчеством о Мессии (Еммануиле: гл. VII и IX); пророк так  точно
и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил  название
пятого евангелиста. - Новейшая критика пытается расчленить эту книгу,  и
последние 27 глав приписывает другому Исайе, который, будто бы, жил  уже
во времена плена вавилонского (с целью придать пророчествам о Вавилоне и
Кире естественный характер). Но это предположение встречается с большими
затруднениями, и главнейшее из них заключается в  самом  стиле  и  языке
книги. Писатели, жившие во время плена вавилонского, не  могли  избегнут
влияния  языка  и  культуры  Вавилона,  и  потому  в  их   произведениях
замечаются следы халдейского языка (как это заметно у Иеремии и особенно
у Иезекииля). Между тем вся книга И.,  не  исключая  и  последних  глав,
написана чистейшим, можно сказать классическим еврейским  языком,  каким
он  именно  был  в  лучший  период  его  развития,  до  плена.   Главные
исследователи книги: Гезениус (1821), Гитциг (1833),  Эвальд  (2-е  изд.
1867 - 68), Делич. См. нов. монографию S.К.Driver, "Isaiah, his life and
times" (Л., из cepии "Men of the Bible").
   А.Д.
   Иск - имеет два значения: 1) И. есть юридическая возможность защищать
свое гражд. право судебным порядком; напр. А  в  праве  требовать  от  Б
уплаты суммы 100 р.; для осуществления этого права А имеет  иск.  2)  И.
означает судебное действие истца, обратившегося к промоции  суда,  чтобы
обязать ответчика признать его право или исполнить то, что он должен.  В
первом значении И. есть признак, по которому можно отличить  гражданское
право от публичного:  напр.  право  быть  городским  избирателем  нельзя
защищать путем И., потому что это  право  публичное,  но  право  жить  в
нанятой квартире - можно, потому что  это  право  основано  на  договоре
найма  и  составляет   право   гражданское.   И.   сопутствует   всякому
гражданскому праву, составляет его естественное свойство; права, которые
не сопровождаются И., представляют редкие исключения и стоят  на  рубеже
права и нравственности; напр., кто получил платеж по  карточному  долгу,
не обязан возвращать деньги, т. е. имеет право на  них,  но  потребовать
платежа путем иска он не может. В наших гражданских законах  встречается
ряд предписаний, касающихся отношений между супругами, но неосуществимых
путем  И.,  и  потому  эти  предписания  относятся  всецело  к   области
нравственности. И. не составляет внешнего придатка к праву, ни чего-либо
отдельного от права; это - самое право, но в  судебном  или  боевом  его
направлении  против   определенного   лица.   Римляне   мыслили   всякое
гражданское право именно в  такой  боевой  форме,  и  потому  их  юристы
изображали систему  гражданских  прав,  как  систему  исков  (actiones).
Современная юриспруденция  более  абстрактна;  она  видит  прежде  всего
нормальное  состояние  прав,  а  на  И.  смотрит  как   на   последствие
существования права, как на одну из функций права. Отдельные И. не носят
более технических названий, как у римлян (напр., actio confessoria,  rei
vindicatio,  hereditatis  petitio),  где  И.   создавались   преторскими
эдиктами  и  где  число  их  ограничено  было  содержанием  эдиктов.   В

Страницы: «« « 1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183  1184   1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь