|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 » »» насильственно, со времен Ма'муна, в правление некоторых халифов из
Аббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная реакция.
К этим догматическим спорам издавна присоединилось много диалектических
тонкостей, с которыми лучше всего можно познакомиться по Шахрастанию
("Book of religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем.
перев. Hearbrucker, "Religionsparteien und Philosophenschulen", Галле,
1850 - 51). Аш'арию (в начале Х в.) удалось найти примиряющее партии
положение; догматические определения школы Аш'аритов теперь признаются
за правоверное учение и отожествляются с И. суннитов. Очень
распространено заблуждение, в силу которого считаются сектами
установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб). Различные
толкования, возникшие при самостоятельном применении источников закона
И., нашли свое выражение в четырех правоверных направлениях:
ханефитическом, шефи'итическом, малекитическом и ханбалитическом, из
которых первое наиболее распространено между последователями И.; оно
преобладает во всех областях турецкой империи. Выработанные этими
школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей
части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду с
ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право различных
обращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико значение адата в
магометанских колониях Голландии. Законы адата североафриканских
кабилов, часто в самом принципе противоречащие магометанскому закону,
были, по поручению французского правительства, собраны Hanoteaux и
Letunrneaux ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872 - 73). На
видоизменение И. имело существенное влияние с одной стороны
соприкосновение его с чуждыми культурными элементами, с другой - не
прекращавшееся действие преданий, унаследованных покоренными народами.
Магометанское юридическое учение (фикх) подверглось воздействию со
стороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского права,
а догматика И. - со стороны аристотелевой философии. Персидские и
индийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся представители
которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение о нирване, в
магометанской форме. Эти направления постоянно считались в глазах
официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных
представлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной форме,
сделались важными составными элементами народного И. Это видно в
продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же
в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому
учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое значение.
Богоугодные личности обратились с течением времени в святые; явились
святые места, священные могилы. В И. сохранились даже до настоящего
времени остатки древнего культа камней, деревьев и т.п. В самое
последнее время пуританская оппозиция против всякого рода
несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых
и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление И.
в первоначальном виде и очищение учения и жизни от всяких чуждых
элементов. Это стремление с особенною силою обнаружилось в движении
ваггабитов. С другой стороны, на образованные сферы магометанских
народов влияет с возрастающее силой европейская культура.
Быстрота победоносного распространения И. по Азии и Африке едва ли
имеет себе что-нибудь подобное в истории. Едва прошло столетие после
смерти пророка, как господство И. уже было силою оружия распространено
по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до
средины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,
на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти халифата,
И., постоянно освежаемый покорявшимися ему племенами Азии, продолжал
делать дальнейшие завоевания, пока наконец османы водрузили луну на
храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли до
самых стен Вены. С тех пор начался упадок господства И.; его
политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,
Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав. Между тем
И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и
оказать на них облагораживающее влияние. Линия, проведенная от
Бенинского залива до Занзибара, обозначала прежде южн. границу
распространения магометанского влияния в Африке. С тех пор И. из
Занзибара нашел себе доступ в Мозамбик, в португальские колонии на
берегу, у каффров и даже на Мадагаскаре. В различных источниках
встречаются противоречивые указания как относительно общего числа
последователей И., так и распределения их по различным странам. Общую
цифру магометан полагают в 175 милл.; в Российской империи их считается
приблизительно 10600000 (Европейская Россия 2600000, Азиат. Россия
8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000, Азиат. Турция
15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции, Румынии, Сербии и
Черногории вместе 1370000, в Бухаре и Хиве 3200000, в Персии,
Афганистане и Белужистане 13 милл., в независимой Аравии (без турецких
арав. владений и Омана) 2 милл., в Индо-Британской империи 67 милл., в
Китае 4 милл., в Нидерландских владениях в Индии 14 милл., в сев. Африке
с Египтом 18 милл., в Суданских землях с бывшим египет. Суданом 25
милл., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различных
негрских странах не поддается исчислению.
Литература. DoIIinger, "Mohammed's Religion nach ihrer inneren
Entwicklung und ihrem Einfluss auf das Leben der Volker" (Регенсбург,
1838); Dozy, "Het Islamisme" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Chauvin: "Essai
sur l'histoire de l'lslamisme", П., 1879); A.v.Kremer,
"Kulturgeschichtliche Streifzuge auf dem Gebiete des Islams" (Лпц.,
1873); Garcin de Tassy, "L'lslamisme d'apres le Coran" (3 изд. П.,
1874); John Muhleisen Arnold, "Der Islam nach Geschichte, Character und
Beziehung zum Christenthum" (англ. Л. 1874; нем. Гютерсло, 1878);
Vambery, "Der Islam im XIX Jahrhundert" (Лейпциг, 1875); A. Muller, "Der
Islam im Morgen und Abendland" (Берл., 1886; перев. на русский язык); A.
von Kremer, "Culturgeschichte des Orientes unter den Chalifen" (B., 1875
- 77); BosworthSmith, "Mohammed and the Mohammedanism" (2 изд. Л.,
1876); Hughes, "A dictionary of Isl." (Л., 1885); Sell, The faith of
Isl." (Мадрас, 1886); Le Chatelier, "L'lsl. an XIX siecle" (Пap., 1889);
Goldziher, "Mohammed. Studien" (Галле, 1889
- 1890); Montet, "La propagande chretienne et ses adversaires
musulmans" (П., 1890); Н.Боголюбский, "И., его происхождение и сущность
по сравнению с христианством" (Самара, 1885); Э.Ренан, "И. и наука"
(речь, перев. А.Ведрова, СПб. 1883); М.А.Баязитов, "Возражение на речь
Страницы: «« « 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |