Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187  1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  » »»

насильственно, со времен  Ма'муна,  в  правление  некоторых  халифов  из
Аббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная  реакция.
К этим догматическим спорам издавна присоединилось много  диалектических
тонкостей, с которыми лучше всего  можно  познакомиться  по  Шахрастанию
("Book of religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем.
перев. Hearbrucker, "Religionsparteien und  Philosophenschulen",  Галле,
1850 - 51). Аш'арию (в начале Х в.)  удалось  найти  примиряющее  партии
положение; догматические определения школы Аш'аритов  теперь  признаются
за  правоверное  учение  и   отожествляются   с   И.   суннитов.   Очень
распространено  заблуждение,   в   силу   которого   считаются   сектами
установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб).  Различные
толкования, возникшие при самостоятельном применении  источников  закона
И.,  нашли  свое   выражение   в   четырех   правоверных   направлениях:
ханефитическом, шефи'итическом,  малекитическом  и  ханбалитическом,  из
которых первое наиболее распространено  между  последователями  И.;  оно
преобладает  во  всех  областях  турецкой  империи.  Выработанные  этими
школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей
части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду  с
ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право  различных
обращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико  значение  адата  в
магометанских  колониях  Голландии.   Законы   адата   североафриканских
кабилов, часто в самом принципе  противоречащие  магометанскому  закону,
были, по  поручению  французского  правительства,  собраны  Hanoteaux  и
Letunrneaux ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872 - 73).  На
видоизменение  И.   имело   существенное   влияние   с   одной   стороны
соприкосновение его с чуждыми культурными  элементами,  с  другой  -  не
прекращавшееся действие преданий, унаследованных  покоренными  народами.
Магометанское  юридическое  учение  (фикх)  подверглось  воздействию  со
стороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского  права,
а догматика И.  -  со  стороны  аристотелевой  философии.  Персидские  и
индийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся  представители
которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение  о  нирване,  в
магометанской  форме.  Эти  направления  постоянно  считались  в  глазах
официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных
представлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной  форме,
сделались  важными  составными  элементами  народного  И.  Это  видно  в
продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же
в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому
учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое  значение.
Богоугодные личности обратились с течением  времени  в  святые;  явились
святые места, священные могилы. В  И.  сохранились  даже  до  настоящего
времени  остатки  древнего  культа  камней,  деревьев  и  т.п.  В  самое
последнее   время   пуританская   оппозиция    против    всякого    рода
несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых
и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление  И.
в первоначальном виде  и  очищение  учения  и  жизни  от  всяких  чуждых
элементов. Это стремление с  особенною  силою  обнаружилось  в  движении
ваггабитов.  С  другой  стороны,  на  образованные  сферы  магометанских
народов влияет с возрастающее силой европейская культура.
   Быстрота победоносного распространения И. по Азии и  Африке  едва  ли
имеет себе что-нибудь подобное в истории.  Едва  прошло  столетие  после
смерти пророка, как господство И. уже было силою  оружия  распространено
по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до
средины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,
на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти  халифата,
И., постоянно освежаемый покорявшимися  ему  племенами  Азии,  продолжал
делать дальнейшие завоевания, пока  наконец  османы  водрузили  луну  на
храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли  до
самых  стен  Вены.  С  тех  пор  начался  упадок  господства   И.;   его
политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,
Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав.  Между  тем
И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и
оказать  на  них  облагораживающее  влияние.   Линия,   проведенная   от
Бенинского  залива  до  Занзибара,  обозначала   прежде   южн.   границу
распространения магометанского  влияния  в  Африке.  С  тех  пор  И.  из
Занзибара нашел себе доступ  в  Мозамбик,  в  португальские  колонии  на
берегу,  у  каффров  и  даже  на  Мадагаскаре.  В  различных  источниках
встречаются  противоречивые  указания  как  относительно  общего   числа
последователей И., так и распределения их по  различным  странам.  Общую
цифру магометан полагают в 175 милл.; в Российской империи их  считается
приблизительно  10600000  (Европейская  Россия  2600000,  Азиат.  Россия
8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000,  Азиат.  Турция
15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции,  Румынии,  Сербии  и
Черногории  вместе  1370000,  в  Бухаре  и  Хиве  3200000,   в   Персии,
Афганистане и Белужистане 13 милл., в независимой Аравии  (без  турецких
арав. владений и Омана) 2 милл., в Индо-Британской империи 67  милл.,  в
Китае 4 милл., в Нидерландских владениях в Индии 14 милл., в сев. Африке
с Египтом 18 милл., в Суданских  землях  с  бывшим  египет.  Суданом  25
милл., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различных
негрских странах не поддается исчислению.

   Литература.  DoIIinger,  "Mohammed's  Religion  nach  ihrer   inneren
Entwicklung und ihrem Einfluss auf das Leben  der  Volker"  (Регенсбург,
1838); Dozy, "Het Islamisme" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Chauvin:  "Essai
sur    l'histoire    de    l'lslamisme",    П.,    1879);    A.v.Kremer,
"Kulturgeschichtliche Streifzuge auf  dem  Gebiete  des  Islams"  (Лпц.,
1873); Garcin de Tassy, "L'lslamisme  d'apres  le  Coran"  (3  изд.  П.,
1874); John Muhleisen Arnold, "Der Islam nach Geschichte, Character  und
Beziehung zum  Christenthum"  (англ.  Л.  1874;  нем.  Гютерсло,  1878);
Vambery, "Der Islam im XIX Jahrhundert" (Лейпциг, 1875); A. Muller, "Der
Islam im Morgen und Abendland" (Берл., 1886; перев. на русский язык); A.
von Kremer, "Culturgeschichte des Orientes unter den Chalifen" (B., 1875
- 77); BosworthSmith, "Mohammed  and  the  Mohammedanism"  (2  изд.  Л.,
1876); Hughes, "A dictionary of Isl." (Л., 1885);  Sell,  The  faith  of
Isl." (Мадрас, 1886); Le Chatelier, "L'lsl. an XIX siecle" (Пap., 1889);
Goldziher, "Mohammed. Studien" (Галле, 1889
   -  1890);  Montet,  "La  propagande  chretienne  et  ses  adversaires
musulmans" (П., 1890); Н.Боголюбский, "И., его происхождение и  сущность
по сравнению с христианством" (Самара,  1885);  Э.Ренан,  "И.  и  наука"
(речь, перев. А.Ведрова, СПб. 1883); М.А.Баязитов, "Возражение  на  речь

Страницы: «« « 1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187  1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь