Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161   1162  1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172  » »»

оспаривают у нее протекционисты, доказывающие, что в  некоторых  странах
успешное   развитие   обрабатывающей   промышленности   и   теперь   еще
обусловливается вовсе  не  одной  только  свободой,  но  и  прямыми  или
косвенными мерами покровительства. Так, Фридрих Лист в своем  сочинении:
"Национальная система политической экономии" (1841  г.)  прямо  называет
индустриальной системой  учение  и  политику  меркантилизма,  а  систему
Ад.Смита  называет  системой  меновых  ценностей,   ошибочно   именуемой
индустриальною.  В  большинстве  современных  западноевропейских  стран,
представители  развитой  обрабатывающей  промышленности,   не   боящиеся
иноземной конкуренции, стоять за свободную торговлю и, разделяя  систему
Ад.Смита, готовы считать  ее  за  настоящую  индустриальную  систему.  В
России  и  некоторых  других   государствах,   наоборот,   представители
обрабатывающей промышленности, в  большинстве  случаев,  протекционисты.
Нельзя, поэтому, считать систему Смита индустриальной по существу,  т.е.
независимо от места и времени. Есть еще  одна  система,  которая,  может
быть,  с  наибольшим  основанием  заслуживает  названия  И.   -   учение
Сен-Симона,  родоначальника  социализма.  В  основу  этого  учения  было
положено стремление обеспечить  за  представителями  промышленности  или
производительными   тружениками   преобладающее   значение   в   системе
государственного устройства. Другими словами, Сен-Симон  желал  возможно
более тесно связать задачи государственной деятельности  с  организацией
народного хозяйства. Это прямо выражено им  в  эпиграфе  одного  из  его
сочинений: tout par l'industrie, tout pour elle.
   В.Яроцкий.
   Инициал  (от  латин.  initium,  начало)  -  обыкновенно  сравнительно
большие  и  изукрашенные  начальные  (заглавные)  буквы  в  книгах   или
рукописях, отмечающие начало текста или одного из главных  его  отделов.
Первоначально, в древних свитках, они ничем не отличались  от  остальных
букв, потом их стали отмечать  увеличением  размера  или  выделением  за
начало строчки, что иногда  производится  и  с  первыми  буквами  каждой
страницы или столбца. Пергаментная рукопись Виргилия (не позже IV в.  по
Р.  Хр.),  из  которой  сохранилось   несколько   листов,   представляет
древнейший  пример  раскрашенных  И.   (в   начале   каждой   страницы);
орнаментика их  -  мозаикообразно  сложенные  геометрические  фигуры.  В
средние века И., первоначально лишь немного большие, чем  буквы  текста,
окрашивались в одну  краску;  затем  к  ним  стали  прибавлять  линии  и
росчерки, орнаменты, миниатюры, фигуры людей и животных,  наконец  целые
небольшие картины, которые до  того  увеличились,  что  И.  в  некоторых
рукописях закрывают целые страницы. Знамениты И., в начале средних веков
рисовавшиеся  ирландскими  монахами;  хороший  образец  их  представляет
англосаксонская рукопись евангелия, VIII в., в Имп. публичной библиотеке
в СПб. Выдаются также изобилием И. и превосходным исполнением  их  эпохи
Каролингов и Оттонов, XIV ст. в сев. Франции и  Брабанте  в  XV  века  в
Италии. Стиль И. зависит от  господствовавших  в  данное  время  вкусов;
византийские, англосаксонские, романские, готические, стиля  возрождения
И.  сменялись  одни  другими  и  легко  различаются  в   рукописях.   По
изобретении книгопечатания И.  сначала  рисовались  и  раскрашивались  в
тексте от руки, впоследствии стали вырезываться на дереве, после чего их
отпечатывали и потом покрывали красками. В XVIII  в.  пристрастие  к  И.
ослабело; в XIX в. они стали появляться снова, часто в старинных формах.
См. Westwood, "Palaeographia sacra pictoria" (Л., 1845); Shaw, "Handbook
of  mediaeval  alphabets  and  devices"  (там  же,   1853);   Lamprecht,
"Initialornamentik des VIII  bis  XIII  J."  (Лпц.,  1882);  Hrachowina,
"Initialen Alphabet and Randleisten  verschiedenor  Kunstepochen",  (B.,
1883 -  84);  Faulmann,  "Die  Initialen"  (там  же  1886);  v.  Kobell,
"Kunstvolle Miniaturen und Initialen des Handschriflen des  IV  bis  XVI
J."; (Мюнхен, 1891); Middleton, "Illuminated  manuscripts  in  classical
and mediaeval times" (Кембридж, 1892); Labitte, "Les manuscrits et l'art
de les orner" (П., 1893).  В  России  орнаментика  И.  исследована  В.В.
Стасовым,  заметившим  большое  сходство  между  орнаментикою   народных
вышивок и И. наших рукописей XII, ХIII, XIV вв.,  особенно  2  последних
(двуглавые и др. птицы, фантастические  четвероногие  и  т.п.).  По  его
предположению, во многих случаях в И. древних русских  рукописей  скрыты
целые картины и композиции, заимствованные, вероятно, с  больших  ковров
или  металлических  сосудов  цилиндрической  формы,  иногда   восточного
происхождения. См. его: "Славянской и восточный орнамента" (СПб.  1884);
"Картины  и  композиции,  скрытия  в  заглавных  буквах  древн.  русских
рукописей" (СПб., 1884), в "Памятниках древней  письменности";  "Русский
народный орнамент" (СПб., 1872); "Соч." (изд. 1894, т. 1, 185  сл.).  И.
называются также начальные буквы имени и фамилии.
   Инквизиция (лат. Inquisition) - в древне-римском уголовном  процессе,
который  был  исключительно  обвинительный,  так  называлось   собирание
доказательств. В случае надобности обвинитель, в предварительной  стадии
процесса, получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым
листом  (litterae),  в   силу   которого   мог   добывать   нужные   ему
доказательства,  даже  принудительными  мерами.  Известный   исторически
пример  такой  Inquisitio  -  обширное  исследование,  которое   Цицерон
произвел в Сицилии, прежде  чем  выступил  с  обвинением  Верреса  перед
судом. Когда во времена  империи  обвинительный  процесс  уступил  место
следственному, под И. стали подразумевать должностной  розыск,  а  затем
специальное  судилище,  созданное   римско-католической   церковью   для
преследования еретиков.

   Инквизиция (Inquisitio baereticae pravitatis), или св.  И.,  или  св.
трибунал (sanctum officium)  -  учреждение  римско-католической  церкви,
имевшее целью розыск, суд и наказание  еретиков.  Термин  И.  существует
издавна, но до XIII в. не  имел  позднейшего  специального  значения,  и
церковь еще  не  пользовалась  им  для  обозначения  той  отрасли  своей
деятельности,  которая  имела  целью  преследование  еретиков.  Развитие
преследований  находится  в  тесной  зависимости  от   некоторых   общих
положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений
средневекового папства. Человек может  найти  спасение  только  в  вере:
отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать  неверующих
на   пут   спасения.   Если   проповедь    и    убеждение    оказываются
недействительными, если неверующие упорно  отказываются  принять  учение
церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других  и
угрожают их  спасению:  отсюда  выводилась  потребность  удалить  их  из
общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом  -  и
посредством тюремного заключения  или  сожжения  на  костре.  Чем  более
возвышалась  духовная  власть,  тем  строже  относилась  она   к   своим

Страницы: «« « 1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161   1162  1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь